Ранние этапы этногенеза финно-угорских народов

Финно-угры представляют собой этноязыковую общность народов входящую в уральскую семью языков. Уральская языковая семья включает в себя финно-угорскую и самодийскую ветви. Некоторые исследователи сближают к данной семье юкагирские языки и эскимосско-алеутские языки.

Общая численность финно-угров насчитывает более 20 миллионов человек. В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финскую группу - мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. К отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. К волжским финнам, вероятно, относятся средневековая мещера, меря и муромы.

Существует и подход, рассматривающий существование в древности урало-алтайская языковой семьи, объединяющая в одну общность уральские и алтайские языки. В этом отношении уральцы и алтайцы составляют между собой генетически более близкую группу, чем индоевропейцы и уральцы. Сохранение близости народов отражается и в области общих элементов в физиологии, этнографии, мифологии и фольклоре уралоязычных и алтайских народов. По мнению Н.А.Баскаков, как угро-финские или уральские языки, с одной стороны, и алтайские языки – с другой, имеют главным образом типологическое, но не генетическое сходство. Ряд исследователей предполагает, что в глубокой древности существовала этническая общность, которая, формировалась и развивалась вне индоевропейской и была основой для последующего выделения и развития как алтайской, так и уральской семей. Время ее существования, он увязывает, с эпохой верхнего палеолита.

На берегах р. Ангары стоянки (Мальта, Буреть) выделяются палеолитические культуры сходные с культурой палеолита Восточной Европы, Подонья. По предположению А.П. Окладникова, люди, оставившие эти стоянки, «проникли к берегам Байкала из Восточной Европы... около 24-25 тыс. лет тому назад». В свою очередь антропологический материал, полученный при изучении О.Н. Бадером крайней северо-западной палеолитической стоянки Восточной Европы у Сунгиря на Клязьме, показал определенный налет монголоидных признаков, что указывает на проникновения монголоидного населения в европейскую среду, так и наоборот.

В конце позднего палеолита, около 15-10 тыс. лет тому назад А.Х.Халиков усматривает отрыв основы уральской общности от сибирского корня и начало ее самостоятельного существования от урало-алтайская общности. Уральскую языковую общность, сохранялась в течение всего периода мезолита (X-VI тыс. до н.э.). В эпоху раннего неолита, исследователи прослеживают, распад уральской языковой семьи на самодийскую и финно-угорскую ветви и считают, что на западе распространяются уралоязычные племена, которые к рубежу IV-III тыс. до н.э. продвинулись на север и северо-запад до Карелии и Южной Финляндии. В Поволжье они оттеснили волго-камские племена в Поволжье, а на севере вышли к берегам р. Вычегды и Печоры, образовав здесь смешанную вятско-ветлужскую неолитическую культуру. Все эти передвижения привели к окончательному распаду уральского языкового единства, в результате чего восточные группы племен, вероятно, самодийского типа (верхнеобская и енисейско-ангарская неолитические культуры) сосредоточились на востоке в бассейне Енисея и Ангары, а финно-угорская общность осталась в Волго-Камье и Приуралье до среднего течения р.Оби.

Финно-угорское единство, вероятно, существовало до эпохи раннего металла, когда в лесную полосу Евразии начинают проникать зачатки земледелия, скотоводства и металлургии. По мнению языковедов, для всех финно-угорских народов общими являются понятия, связанные с эпохой раннего металла, наступившего в лесостепи Евразии не раньше рубежа III-II тыс. до н.э. В это время на месте камской неолитической общности формируется волосовская, гаринская культуры и несколько поздненеолитических культур в Западной Сибири. Исследователи считают что, носители этих культур в Западной Сибири являлись отделившимися от древней финно-угорской общности угорскими и самодийскими племенами.

Волосовско-гаринские племена подразделяются на две родственные между собой группы: волосовскую и гарино-борскую (гаринскую). Не позднее рубежа III-II тыс. до н.э. волосовцы по полосе лесостепи и окраине тайги, гаринцы – по восточно-европейской тайге и южной окраине лесотундры, продвигаясь на запад, достигают северо-восточной Прибалтики; Карелии и Южной Финляндии. Волосовско-гаринские и близкие им племена осваивают территорию, которая впоследствии будет занята финоязычными племенами.

Отделившиеся от финно-угорской общности зауральские (западно-сибирские) племена начинают отличаться по культуре. С угорскими группами племен, ряд исследователей, следует увязывать с энеолитические культуры Западной Сибири. Отдельные родовые группы этой праугорской общности, вероятно, проникали и в Западное Приуралье, на что указывают энеолитические памятники.

В эпоху бронзы и позднее финно-пермские племена в лесостепной полосе Восточной Европы, продолжая самостоятельный путь развития, испытывают значительное воздействие иноэтничных племен, что привело в конечном итоге к распаду финноязычной общности и к началу формирования отдельных финноязычных народов. Так не позднее первой четверти II тыс. до н.э. в среду финноязычных племен лесостепной и отчасти лесной полосы от устья р. Камы на востоке и до Прибалтики на западе проникают племена так называемых культур с боевыми топорами – фатьяновской культурно-исторической общности. Непосредственные контакты пришлого земледельческо-скотоводческого в своей экономической основе населения с местными племенами оказали огромное воздействие на население лесной полосы Восточной Европы. Все это в конечном итоге выразилось в распространении в хозяйстве местных племен ряда домашних животных – коровы и свиньи, некоторых злаков – ячменя и, возможно, гороха, металлов – олова и способов изготовления металлических орудий. Был европеизирован и антропологический тип местного населения, особенно в западных районах его расселения.

Эти процессы усложняются и тем, что не позднее середины II тыс. н.э. в лесостепную полосу Восточной Европы с востока проникают сибирские группы населения, принесшие совершенные бронзовое оружие и орудия труда так называемого турбино-сейминского облика. Не исключено, что отдельные представители этих племен достигали и Южной Финляндии, где известны находки литейных форм бронзовых кельтов сейминского типа. А.Х.Халиков предполагал, что носители турбино-сейминского круга, проникшие через Урал по Каме и Волге в Восточную Европу, могли быть и представителями племен алтайской языковой общности (прототюрки или тюрко-монгольские племена).

Во второй половине II тыс. до н.э. мир лесостепной Евразии от Волги на западе и до Оби на востоке испытывает сильное влияние степных андроновской и срубной культурно-исторической общностей. Все эти племена в условиях довольно бурного развития своего скотоводческо-земледельческого хозяйства начинают в третьей четверти II тыс. до н.э. активное движение в северные районы, заселенные финно-угорским населением. Значительно воздействие на лесостепной мир оказали племена срубной культуры, которые в середине и третьей четверти II тыс. до н.э. не только вплотную придвинулись к территории расселения местных племен, но и в значительной степени вошли на эту территорию, заняв территории балановской и части абашевской культур. В результате, в южной зоне лесостепной зоне начинается процесс формирования новых культур, среди которых наиболее активными оказалась маклашеевская

Абашевская, срубная и андроновская культуры были преимущественно европеоидными в антропологическом отношении. По мнению А.Х.Халикова, многочисленные индоиранские лексические заимствования, которые выявлены финно-угорских народов Евразии, особенно у восточно-волжских, пермских и угорских, возникли именно в это время благодаря контактам абашевско-срубного и андроновского населения с племенами лесостепи Восточной Европы и Западной Сибири. Под активным воздействием пришлых племен происходит распад фатьяновской культурно-исторической общности и формирование населения с культурой финальной бронзы, характеризуемой текстильной или сетчатой керамикой.

В Волго-Окском междуречье, Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье под воздействием балановских, абашевских, срубных племен складывается поздняковская и маклашеевская культуры. На обширной территории от Прибалтики и Южной Финляндии на западе и до р. Суры и Ветлуги на востоке распространяется культура так называемой «текстильной» керамики. На востоке, почти все Волго-Камье занимают маклашеевская культура. Исследователи усматривают в этом разделение финно-пермской общности на западнофинскую и восточнофинскую, произошедшее до перехода к эпохе железа, так как в финно-пермских языках нет общих названий железа, стали, оружия. Однако, взаимные контакты между этими родственными группами продолжались и особенно активно они протекали в Среднем и Верхнем Поволжье, где имелась обширная контактная зона и наблюдались взаимопроникновение этнокультурных традиций. В условиях тесных межплеменных связей, развития хозяйства и роста роли медно-бронзовой металлургии усиливаются процессы консолидации отдельных сообществ. К рубежу II-I тыс. до н.э. возникают предпосылки к сложению протофинноязычной общности племен в лесной и лесостепной полосе Восточной Европы.

Аналогичные процессы проходили и в Западной Сибири, где во второй половине, особенно в последней трети II тыс. до н.э., в лесостепную полосу продвигаются андроновские племена, оказавшие огромное воздействие на местное лесостепное население. Здесь начинают формироваться культуры с андроноидными чертами, такие как черкасульская и еловская. Лесостепные культуры, по мнению М.Ф. Косарева, отодвигаются далеко на север и отрываются от андроновского влияния. Возможно, отдельные представители андроновских племен вместе со срубным населением проникали и в Среднее Поволжье, а отсюда на северо-запад до Финляндии.

В приуральской части Западной Сибири в XIV-XIII вв. идет активное формирование и распространение в лесные районы андроновских племен, оттеснивших далеко на север, в бассейн нижнего течения р. Оби протосамодийские племена с самусьской культурной традицией. На их место в Обско-Иртышском междуречье проникает население с гребенчато-ямной керамической традицией.

Приуралье складывается племена черкасульской культуры. В Прииртышье и Приобье со смешением традиций гребенчато-ямочной керамики и андроновского воздействия формируется сузгунская культура. Родственными сузгунским, очевидно, были племена еловской культуры, выросшие на сходной базе, но с сильным влиянием карасукской культуры, племена которой в последней четверти II тыс. до н.э. продвигались на запад. По мнению А.Х.Халикова, выделение сузгунской и еловской культур означало начало разделения древнеугорских племен на две группы – таежных угров (ханто-мансийских предков) и лесостепных угров (мадьярских предков – еловская культура). Носители традиций сузгунской и еловской культур в это время, очевидно, были отодвинуты в таежные области, где они находились до эпохи раннего железа.


Татары и чуваши — тюркоязычные народы, прожившие в долине реки Средняя Волга несколько веков. Первоначально татары занимали район реки Нижней Камы и прилегающих частей восточной долины реки Волга и, в меньшей степени, правый берег Волги. Чуваши главным образом проживали на правом берегу Волги и в районах вдоль некоторых ее притоков, включая реки Свияга и Цивиль. Татарская и Чувашская автономные республики, основанные во время советского периода, соответственно занимали 68000 и 18300 кв. км (26250 и 7066 кв. миль). Обе территории состояли из трех вегетационных зон: лесная зона на севере и лесостепные и степные зоны на юге. До совсем недавнего времени население обеих республик в основном было сельским и занималось сельским хозяйством.

В конце 1980-х годов в Татарской Республике, или Татарстане, проживало 3,5 млн. человек, из которых чуть больше половины были этническими татарами и немногим больше 40 процентов — русские. 1,8 млн. татар, живущих в республике, составляли 28 процентов от 6,4 млн. татар всего СССР. Население Чувашской Республики, или Чувашии, составляло 1,34 млн., этнические чуваши составляли две трети населения (49 процентов от 1,842 млн. чувашей в СССР), русские — только 27 процентов.

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИСТОКИ

Между 1445 и 1551 годами чуваши находились под властью Казанского ханства. Начиная с конца 16 века их небольшая часть, жившая к востоку от Волги, была исламизирована, приняла татарский язык и была интегрирована в татарскую культуру. В других отношениях, однако, чуваши и татары, хотя и имеют тюркские истоки, сильно отличаются друг от друга. Во-первых, чувашский язык, волей ряда особенностей, еще дальше отдален от других тюркских языков, чем татарский. Во-вторых, большинство чувашей было покорено российским государством в 1551 году и затем насильно христианизировано, став впоследствии единственным большим христианским тюркским населением в России и позже — в Советском Союзе.

И татары, и чуваши первоначально охватывали несколько различных групп, которые впоследствии соединились. История татар особенно сложна. Известная сейчас как «волжские татары» группа в основном состояла из казанских татар, касимовских татар, мишар, кряшен и тептяров. Казанские татары являются наследниками Казанского ханства и в настоящее время — главное коренное население в Камско-Волжском регионе (и главный круг анализа в этой книге). Касимовские татары являются потомками Золотой Орды; московские принцы пригласили их предков переселиться в долину реки Ока для защиты государственных границ от набегов казанских татар. И они участвовали в военных действиях русских против Казанского ханства. Формирование мишар произошло примерно в том же районе, но они, по-видимому, включают угорские и тюркские компоненты и до совсем недавнего времени показывали сильную отличительную идентичность. Кряшены являются потомками тех татар, которые насильно были окрещены русскими в конце шестнадцатого и начале восемнадцатого веков. Теперь их насчитывается только немногим более 4 процентов населения волжских татар, но они сохраняют свою идентичность и, в частности, заявляют права на свои религиозные дела. Наконец, тептяры обитают вдоль восточных полей места проживания истинных татар, на границе между казанскими татарами и башкирами. Очевидно, они произошли из смешанного татарско-башкирского населения, с примесью чувашей и волжских финнов. Они были предметом конфликтов татар и башкир.

Кроме того, казанские татары имеют давнюю тенденцию идентифицировать себя с другими татарскими образованиями, крымскими, сибирскими и астраханскими татарами, как будто они составляли отдельную культурную сущность. Действительно, казанские татары повлияли на эти другие образования разными путями в течение последних ста лет: в языке, культуре и политических идеях. Одна причина этого — то, что казанские татары являются самой образованной и европеизированной группой в России и СССР и их «просветители» или «пробудители» (джадиды) были активными носителями пантюркской и панмусульманской идеологий.

Чуваши состоят из трех основных групп: верховые чуваши, или вирьял, в северной и северо-западной Чувашии; низовые чуваши, или анатри, в южной и юго-восточной Чувашии; и средняя группа — анат енчи. Между ними имеются незначительные различия в диалекте и некоторых культурных особенностях, но в общем они идентифицируют себя как чуваши.

ТАТАРЫ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Татарская и Чувашская республики были основаны в начале 1920-х годов, вслед за ростом национализма в пределах обоих образований. Татары были более активными политически, чем чуваши или любой другой тюркский народ в СССР. Их национальное движение переросло культурную и образовательную деятельность джадидов. Во время революции 1905 года татарские лидеры требовали только «культурную автономию»: право сохранения своих собственных институтов там, где живут татары. Однако на первом Всероссийском съезде мусульман, прошедшем в мае 1917 года, большинство делегатов, включая некоторых лидеров волжских татар, поддержало предложение территориальной автономии в пределах федеративного государства, полагая, что это необходимо для защиты их народов от русификации. Это понятие стало даже более популярным среди лидеров волжских татар после большевистской революции. 19 ноября 1917 года Национальная ассамблея мусульман внутренней России и Сибири провозгласила о создании автономного Идель-Уральского государства, которое должно было охватить территории, населенные прежде всего татарами и башкирами. («Идель» — тюркское название реки Волга). Эту идею поддержал Второй военный съезд мусульман, состоявшийся в январе 1918 года.

Сначала Советское правительство пыталось сделать союзника из мусульманских национальных движений. Например, эта цель была выражена в «Воззвании к рабочим-мусульманам России и Востока», изданном 3 декабря 1917 года, которое провозгласило, что существует тесная связь между исходом большевистской революции и будущим мусульманских народов. В январе 1918 года создан Центральный комиссариат по делам мусульман, и Сталин, тогдашний комиссар по делам национальностей, попытался вступить в контакт с некоторыми лидерами татарского национального движения. Ему это не удалось, но позднее он нашел союзников среди татарских социалистов. Впоследствии советские власти не показали никакой дальнейшей терпимости к альтернативным политическим группировкам. В феврале 1918 года они арестовали лидеров татарских националистов в Казани (хотя лидеры почти сразу же спаслись); в марте они напали на штаб-квартиру Идель-Уральского «государства», находившегося в зародышевом состоянии; в апреле они упразднили все независимые некоммунистические политические органы татар.

Между тем подписанный Сталиным указ и некоторые татарские социалисты 23 марта 1918 года предусматривали установление Татаро-Башкирской Советской Республики на территории от Средней Волги до Южного Урала — тот же район, который предназначался татарскими националистами для Идель-Уральского государства. Башкиры были включены в эту республику вместе с татарами, потому что в это время башкиры, особенно их интеллигенция, находились под сильным культурным влиянием татар и потому, что татарские национал-коммунисты верили, что такая республика смогла бы стать основной для революционной пропаганды на Востоке. Как ни странно, представители чувашей и мордвы попросили, чтобы их территории тоже были включены в эту республику. Однако гражданская война воспрепятствовала осуществлению этого плана. Затем, 23 марта 1919 года, была создана отдельная Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика, и 27 мая 1920 года последовало создание Татарской АССР. Несмотря на требования татар, она не включила Уфимскую область (Западная Башкирия), в которой проживало значительное количество татар. В 1922 году эта область стала частью Башкирской АССР, из-за которой отношения между татарами и башкирами стали напряженными.

Татарскую Республику, или Татарстан, сначала возглавляли прорусские татарские коммунисты, которые верили в грядущую мировую коммунистическую революцию и таким образом умаляли роль этнической идентичности и культурных особенностей. Тем не менее в стране набирала силу коренизация. В Татарстане она выразилась в татаризации к 1921 году всех ключевых постов в республиканской бюрократии. Многие из этих «национал-коммунистов» были активными среди джадидов до того, как вступили в коммунистическую партию и предъявляли права на лидерство народов Востока, включая турков и мусульман.

В апреле 1917 года они образовали Мусульманский социалистический комитет Казани, который имел откровенную панисламскую программу. В марте 1918 года они создали Социалистическо-коммунистическую партию мусульман, основанную на большевистских идеях, но отдельно от Российской коммунистической партии (РКП). Несколько месяцев спустя, на Первой конференции коммунистов-мусульман в Казани, она была преобразована в Российскую партию коммунистов-мусульман (большевиков).

С целью противостоять этому движению, Сталин создал Центральный комиссариат по делам мусульман (Муском) и назначил известных татарских национал-коммунистов на его ведущие должности: сначала Мулла-Нура Вахитова и затем, после его расстрела в августе 1918 года белогвардейцами, Мир-Саида Султана Галиева. Они оба были федералистами, сторонниками мусульманской автономии и защитниками мнения о том, что именно татары, а не русские, могут лучше воодушевлять и вести борьбу народов Востока за свое освобождение. Будучи Председателем Мускома, Султан Галиев стал самым высокопоставленным мусульманином в иерархии Коммунистической партии, председателем Военной коллегии мусульман, главным редактором популярного журнала «Жизнь национальностей», профессором Университета народов Востока и самым влиятельным мыслителем и функционером татарских национал-коммунистов. В 1923 году его приняли в члены Центрального исполнительного комитета Татарской Республики.

В 1919-20 гг. стремление татарских национал-коммунистов к сепаратизму было все еще очевидным, когда были созданы мусульманское бюро Казанского губернского комитета РКП и Центральный комитет молодежных коммунистических организаций Востока. Более того, с начала гражданской войны мусульманские национал-коммунисты обсуждали создание республики Туран, которая объединяла бы мусульманско-тюркские регионы Туркестана, долину Средней Волги, Северный Кавказ и Азербайджан. Центральным советским и партийным властям пришлось приложить много усилий для того, чтобы помешать этой возможности, установить контроль над мусульманским националистическим движением и коммунистами-мусульманами и предотвратить превращение города Казани в оплот российских мусульман. Наконец, в мае 1923 года Султан Галиев был арестован и исключен из партии, началась кампания по обвинению его и его последователей в «национальном отклонении». Через месяц он был освобожден из уважения к его известности, но этот случай показал, что Советское правительство определенно выступает против любых движений к сепаратизму.

Однако в 1920-е годы национал-коммунисты продолжали удерживать сильную позицию и среди их мусульманских активистов татар играли ведущую роль. Около половины от 15000 коммунистов-мусульман в 1922 году были татарами. Их основными целями в Татарской Республике были дерусификация, федерализм и возвращение земель, присвоенных российским государством. Татарский национализм поддерживался относительно высоким уровнем модернизации. В 1920-е годы они были среди немногих нерусских народов, имевших значительное количество светской интеллигенции и собственных пролетариев. Рос образовательный стандарт: в 1934 году среди 9000 студентов в учебных заведениях Казани было 2200 татар, по сравнению с 40 татарами из 4000 студентов в 1913 году. Стоит также отметить, что в татарских школах Татарстана преобладал татарский язык.

За исключением евреев, татары были единственным нерусским народом, разбросанным по всей стране. К началу 20-го века в районе Южного Урала было значительное татарское образование; в 1926 году в Башкирии проживало 17,3 процента (460000 человек), а в 1939 году — 24,5 процента (780000 человек) татар. Многие из них мигрировали туда для того, чтобы принять участие в быстром промышленном развитии, начавшемся там в конце 1920-х годов. Около 40000 татар было набрано в 1931 году для разработки Донецкого угольного бассейна. Много татар переселилось в Центральную Азию — в 1959 году их там насчитывалось 388000 человек, т.е. в десять раз больше, чем в 1926 году, и позже имела место большая миграция в нефтедобывающие районы Западной Сибири. А к середине 1930-х годов татары преобладали среди нерусского населения Москвы и Московской области. В результате этих переселений, естественно, доля татар, живущих в Татарстане, уменьшилась: если там в 1926 году проживало 40 процентов татар, в 1939 году эта цифра упала до 33 процентов и к 1959 году — до 27 процентов. К 1980-м годам почти 75 процентов татар проживало за пределами Татарской Республики. В то же время татары становились самым урбанизированным мусульманским населением страны: в 1959 году 47 процентов их жили в городских местностях, в 1979 году — 63 процента.

Несмотря на эти процессы, которые, более того, сопровождались спадом образования на татарском языке, татары, что интересно, сумели противостоять ассимиляции и сохранить сильную этническую идентичность. Действительно, казанские татары даже смогли достичь некоторой степени объединения вместе с несколькими другими татарскими группами. Татары предприняли ряд усилий для защиты своих культурных и политических прав во время советского периода. Татарская интеллигенция и национал-коммунисты выступили против использования латинского алфавита для тюркских языков и, несмотря на антирелигиозную пропаганду, настаивали на превосходстве ислама над христианством. Некоторые татарские образования за пределами Татарской Республики пытались создать промышленные предприятия с исключительно татарским персоналом.

Эти усилия были восприняты центральными властями как угрозы сепаратизма и раскола, и потому татары стали мишенью судебных преследований во времена чисток и разбирательств. Султан Галиев во второй раз был арестован в 1928 году и приговорен к 10 годам ссылки. Также были арестованы другие партийные и советские руководители Татарской Республики. Между 1929 и 1932 годами подверглись судебному преследованию руководители образовательных и издательских учреждений и Татарского союза писателей. Летом 1937 года было арестовано все правительство Татарской Республики совместно со многими представителями интеллигенции, включая почти всех дореволюционных писателей. К концу того десятилетия татары потеряли большинство своей интеллигенции.

Тем не менее татары никогда не теряли из вида цель суверенитета. Они предприняли дальнейшие безуспешные попытки во время подготовки новых конституций 1936 и 1977 годов. 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о национальном суверенитете и республика формально была переименована в Республику Татарстан, с большей автономией, чем она имела при советском режиме, хотя и осталась частью России.

ЧУВАШИ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Политическое развитие чувашей было менее драматическим, хотя и не без болезненных эпизодов. Чуваши имели самый высокий образовательный уровень среди нерусских народов после евреев и татар. Однако, в отличие от татар, они стали в большей степени русифицированными частично из-за того, что приняли христианство. Потому их национализм был более умеренным.

Чуваши на самом деле заявляли о своем праве на политическую автономию, и в 1920 году их наградили образованием Чувашской автономной области, которая в свою очередь была преобразована в АССР в 1925 году. Между 1929 и 1936 годами республика временно находилась в составе Нижегородской области Российской Республики (РСФСР). В 1989 году русское население республики составляло 26,7 процента, небольшой рост от 20 процентов в 1926 году. Хотя тем временем много чувашей уезжали из республики: в 1926 году в других местах Советского Союза проживало 40,2 процента, в 1989 году — 50,8 процента чувашей. Самые большие места компактного проживания чувашей были в Казахстане, на Украине и в некоторых областях Сибири. Они также испытали большую степень урбанизации: если в 1926 году в городах проживало 1,6 процента, то в 1989 году 46,5 процента.

В начале 1920-х годов чуваши составили план создания автономной республики, которая охватывала бы все места в районе Средней Волги со значительным чувашским населением, включая те, которые не имели общих границ. Этот план был пересмотрен в Москве, и в 1925 году была образована республика площадью 18300 квадратных километров вместо 37000, предложенных ранее. Впоследствии чуваши также пострадали от обвинений в национализме. Тысячи представителей их интеллигенции подверглись судебному преследованию и чистке как «враги народа». Как один из результатов перестройки, в 1990 году Чувашская АССР стала Чувашской Советской Социалистической Республикой, в 1992 году ее переименовали в Чувашскую Республику.

Варианты этноистории: чуваши

Чувашская версия о прошлом прошла через несколько версий. В начале 1920-х годов, когда чуваши были в поиске своего места в новой политической установке, их лидеры и интеллигенция пробовали прославлять прошлое своего народа, чтобы поднять их современный политический статус и получать больший доступ к финансовым и экономическим ресурсам. Некоторые делали относительно скромные высказывания, что чуваши были самыми первыми поселенцами в Волго-Камском регионе и что они основали государство, которое представило "золотой век" чувашской истории. Другие пошли еще дальше и утверждали, что "чуваши-булгары" не были тюркским народом, а являются выходцами Центральной Азии и что одной из их самых ранних групп были шумеры, обосновавшиеся в Месопотамии и сформировавшие первую цивилизацию в мире. Этот взгляд был основан на идее лингвиста Николая Марра, который говорил, что этническое имя чувашей близко соотносится с именем "шумар" или "шумер".

Теория Марра недавно была принята в критической форме Геннадием Егоровым, исследователем-любителем региональных проблем. В своей книге "Воскресение шумеров" он прослеживает "протошумеров"- или, как он их также называет, "проточувашей" - в Месопотамии до времени, когда появилось земледелие, и настаивает на том, что с одиннадцатого до третьего тысячелетия до н.э. "только один народ жил во всей Месопотамии". После набегов семитских групп, одна группа шумеров - "низовых чувашей"- мигрировала к восточному Средиземноморью и Южной Анатолии и затем в юго-восточную Европу, где она продолжала пользоваться клинообразной письменностью, доказательство которого было обнаружено в Румынии. Группа, которая осталась, была позже вытеснена из Месопотамии аккадцами и мигрировала в Центральную Азию; эта группа упоминается как "верховые чуваши". Егоров мобилизует лингвистические данные, чтобы спорить, что диалект низовых чувашей был очень близок к диалекту южных шумеров, и даже что "шумерский язык - чувашский язык, который выжил без всяких изменений".

Говорят, что во время своих странствий на Ближнем Востоке и близлежащих территориях, шумеры-чуваши ("жизнь и путь шумеров - жизнь и путь чувашского народа") принесли более высокую культуру народу, среди которого они жили: они повлияли на развитиеу еврейского языка; они создали всемирные религии, включая христианство (утверждается, что Иисус Христос - другое название чувашского Святого Духа под названием Керемет); они ввели передовые методы земледелия в Египте, Центральной Азии и северо-западном Китае; и они всюду распространяли технологию пивоварения. Они были также первыми богословами, философами, математиками и кузнецами, а также изобретателями бронзового литья, письменности и государственности. "Именно Бог приказал, чтобы они были впереди других народов во всем".

В начале первого тысячелетия н.э. враждебные народы вынудили чувашей покинуть Центральную Азию и они переселились на Северный Кавказ. Там они слились со своими родственниками, прибывшими из восточного Средиземноморья, и части этой объединенной группы занимали Грузию, Армению и Азербайджан, в то время как другие переместились на север в долину Среднего Поволжья, таким образом прибыв на место, где теперь живут их прямые потомки.

Другая идея Егорова состоит в том, что чуваши-шумеры всегда были высоко объединенной нацией, у них не было сегментарных племенных разделов. Они основали мощное государство в долине Средней Волги и это было гомогенное чувашское государство. Согласно этому автору, имя "булгар" главным образом было связано с государственностью, а не являлось первоначальным названием какого-то народа; таким образом, чувашей-шумеров иногда называли булгарами по названию их государства.

Этот же автор оплакивает судьбу чувашей, так как враги вторгались на их территории и захватывали их богатство. Им не повезло в Нижней Месопотамии, в Центральной Азии и, наконец, на Средней Волге. Они оказали сильное сопротивление татаро-монголам в 1220-е и 1230-е годы, но те победили. Тем не менее чуваши продолжили свою борьбу за свободу, теперь во главе с казаками, которые представляются как традиционные чувашские воины. Когда восстание чувашей против татарского правления потерпело неудачу, они обратились к российскому царю Ивану Грозному, и они - определенно, казаки - помогли русским поработить Казанское ханство, и мечта об освобождении родины от врагов стала действительностью в 1552 году со взятием Казани.

Егоров также хвалит чувашей за их умения в различных ремеслах и промыслах. Он утверждает, что чуваши построили много дворцов и церквей для русских и внесли большой вклад в российскую культуру; он перечисляет много русских фамилий, которые, по его мнению, произошли в чувашской среде, и, кажется, даже подразумевает, что чуваши были основателями русского языка. С другой стороны, он сожалеет о том, что многие чуваши теперь называют себя русскими. Он также подчеркивает влияние чувашского языка на многие другие европейские и азиатские языки и описывает воздействие чувашей на все народы Средней Волги.

В заключение он спорит о том, что именно чуваши-шумеры первыми обнаружили Новый Свет и, конечно, они принесли культуру местным американцам. Короче говоря, именно Егоров утверждает, что чуваши внесли огромный вклад в развитие всемирной цивилизации и потому их следует чествовать соответствующим образом.

Версия Егорова о чувашской истории не просто этноцентрична. По его мнению, различные народы генетически отличались от начала и различные макролингвистические группы возникали совершенно независимо от друг друга. Чувашский (шумерский) язык появился в изоляции, как будто в то время на земле не было никаких других языков. Он не имеет ничего общего с тюркскими языками, вопреки широко распространенным теориям ученых. Чуваши также отличаются от тюрков физической внешностью - тем, что они имеют прямые волосы и светлую кожу.

Егоров явно выводит политически важное заключение из своей теории. Он отмечает, что плотность населения в Чувашии намного выше, чем в соседних республиках и связывает это с несправедливым расположением территориальных границ при образовании в 1920-х годах советских республик. Земли предков чуваш в Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, Татарстане и в других местах оказались вне Чувашской Республики (и поэтому много чувашей вне их собственной республики).

Книга Егорова напечатана тиражом 10.000 экземпляров - большое количество при современных российских условиях. Хотя на нее с критикой напали многие чувашские ученые, председатели некоторых союзов писателей и художников обратились к президенту Чувашии с просьбой поддержать эту новую теорию происхождения чуваш и распределить книгу в среде чувашской интеллигенции. Сам автор попросил правительство Чувашии поддержать исследование клинообразных письмен и предложил, чтобы руководители республики встретились с казацкими атаманами.
http://www.bulgars.ru/ct/nesost.htm

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, вПоволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане[18] и на Дальнем Востоке.

Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72 % населения России[19]. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппетюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), казанский (средний) диалект и восточный (сибирско-татарский).

Верующие татары (за исключением небольшой группы —кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: