Поселения и жилища

Наиболее характерным типом заселения для всех народов Среднего Поволжья был

приречный. Участник академической экспедиции XVIII века Г. Миллер писал:

"Множество находящихся в сих местах лесов есть тому причиною, что все

вышеупомянутые народы (черемисы, удмурты, мордва) жилища имеют или в лесах или

между лесами и к поселению своему выбрали такие места, что каждая деревня

построена при нарочитой реке или речке или озере, а при том поблизости и к

пашням". Характерным был и приовражный тип заселения, по днищам оврагов и

балок, там где были ключи или сравнительно неглубокий уровень грунтовых вод.

Водораздельный или сыртовый тип заселения встречался преимущественно у марийцев

и удмуртов, живущих в северных районах Среднего Поволжья. Здесь на водоразделах

более плодородные почвы и сравнительно неглубокий уровень залегания грунтовых

вод. Это связано со слабым эрозионным расчленением и наличием глинистой морены,

расположенной неглубоко от поверхности. Во всех остальных районах расселения

народов Среднего Поволжья поселения на водоразделах стали появляться лишь во

второй половине XIX века в связи с разработкой полезных ископаемых,

строительством промышленных предприятий, железнодорожных станций.

Водоснабжение в этом случае осуществлялось с помощью артезианских колодцев.

Типы поселений отражены в типовых названиях населенных пунктов. Это села,

деревни, околотки, погосты и др. Так, Воскресенская летопись 1377 года

сообщает, что русские князья и воеводы "взявши всю землю мордовскую, села и

погосты и зимницы пограбиша". Погостами по-видимому русские летописи называли

достаточно крупные населенные пункты, имевшие значение административных и

торговых центров. Зимницы - однодворные поселения, которые ставились на лесных

полянах. У марийцев вновь возникшие поселения назывались околотками. Марийский

термин "ял" употребляется в значении околотка (нурьял, торьял, лопьял и т. д.).

Татары все сельские поселения называли авыл, а башкиры - аул. Название "село"

на языках финно-угорских и тюркских народов отсутствовало. Термин "село"

присваивался русской администрацией тем селениям, в которых строилась церковь.

Остальные населенные пункты народов Среднего Поволжья в XIX веке назывались

деревнями независимо от размеров населенного пункта.

Планировка селений была связана с социально-экономическими условиями, ременем

возникновения селения и рельефом местности. Анализ имеющейся литературы,

картографического и полевого материала свидетельствует, что в XIX веке имели

место разнообразные формы застройки: кучевая, круговая, кольцевая, радиальная,

рядовая и др. Наиболее характерной была кучевая застройка. Она представляла

собой застройку, в которой строения расположены группами, кучами. В одном

случае постройки размещались по буграм, в другом - были разбросаны без всякого

порядка, в третьем - наблюдалось стремление объединить постройки в отдельные

гнезда.

О беспорядочной застройке писали многие авторы изучавшие деревни Среднего

Поволжья: В.А.Сбоев, В.М.Черемшанский, А.Артемьев и ряд других. Так,

Н.Троицкая, говоря о марийских селениях во второй половине XIX века, отмечала:

"Избы в прежнее время черемисы строили не по плану, а как заблагорассудится,

выбирая каждый для себя удобное место". Происхождение кучевой застройки

связывается с пережитками патриархального быта, для которого было характерно

расселение родственными коллективами. С родовыми традициями связывается и

наличие радиальных поселений. Родственники елились "концами", отходящими от

одного центра, обычно площади. Древней является и круговая планировка, что

связано с необходимостью обеспечения безопасности от нападения кочевых народов.

Рядовая и уличная планировки являются более поздними, и появление их связано с

перестройкой селения, которая особенно интенсивно стала проводиться с 70-80-х

гг. прошлого века. Размеры селений у всех народов Среднего Поволжья в

прошлом были очень небольшими. Они насчитывали не более 15-20 дворов. Быстрый

рост селений стал отмечаться лишь со второй половины XIX века в связи с

интенсивным проникновением капиталистических отношений в деревню. Исследователь

мордовского жилища Н.П.Макушин писал, что до вхождения мордвы в состав Русского

государства мордовские населенные пункты состояли в основной из 5-8 домов, а во второй половине века уже насчитывались десятки домов, в середине же XVII века отдельные мордовские селения разрослись до нескольких сот домов. Жилой дом у всех народов края представлял собой однокамерную срубную постройку, к которой уже позднее стали пристраиваться сени. Жилища народов Среднего Поволжья, проживающих в лесной полосе, друг от дуга фактически не отличались. Отличительной чертой строения жилища тюркских народов, проживающих в степной части, была войлочная юрта и глинобитные дома. Преобладающим типом марийского жилища в XVIII веке и начале XIX века была курная изба (шэм порт). Это был бревенчатый сруб. Вместо потолка делался накат из бревен, поверх которого насыпался слой земли. Пол делался земляной. Топилась изба "по черному", то есть печка была без дымохода. Такое же отопление домов отмечалось (до начала XX века) у темниковских и сергаческих мишарей, мордвы и чувашей. У башкир и татар для отопления жилища использовался особого типа камин (чувал) с цилиндрическим, выходящим на крышу дома дымоходом. Наряду с наземными избами, существовали и полуземляночные жилища, которые дожили до наших дней в виде различных построек хозяйственного назначения (погреба, бани). В конце XIX века, в связи с развитием капитализма и классового расслоения, в деревне стали появляться дома, состоящие из двух срубов, и пятистенные дома с приделом. Типы связи дома с надворными постройками у народов края в конце XIX века были разнообразны. Это было связано с различным экономическим развитием отдельных народов, социальным положением крестьян, природно-географическими условиями, а также в значительной мере и с культурно-бытовыми традициями. В конце XIX века широко были распространены покоеобразные, г-образные и двухрядные дворы. Однако наиболее древней была разобщенная постройка на усадьбе. Так, участник академической экспедиции XVIII века Георги описывает марийский двор: "Каждый двор состоит из одной особо построенной черной избы, из состоящих розно хлевов, и из небольших на невысоких столбах сгроможденных кладовых, кои служат и летними горницами. Все сие строения выведены четырехугольником и срублены из дерева, а промежутки между ними ничем не забираются". В конце XIX века у поволжских финнов в большинстве своем отмечалось связное расположение надворных построек на усадьбе в виде п-образной формы, а в северной части иногда - двухрядных дворов. Из хозяйственных построек для всех народов края были характерны амбары и клети. Они либо непосредственно примыкали к дому, либо ставились напротив дома по линии ворот. Клети и амбары использовались для хранения хлеба и других продуктов питания, а также различного хозяйственного скарба и инвентаря. У марийцев и удмуртов часто встречались двухэтажные клети-амбары. Они строились с балконом, который делался на уровне пола второго этажа за счет выступания концов потолочных балок первого этажа. Это были срубные постройки, достигавшие высоты 5-6 метров -22-25 венцов. Такие амбары крылись двускатной крышей на сомцах. В нижнем этаже размещались клеть, погреб, а иногда, в богатых домах, при больших размерах амбара, и каретник. Верхний этаж, как правило, использовался для хранения сена и различного сельскохозяйственного инвентаря, а также домашнего имущества. Двухэтажным амбарам, по-видимому, предшествовали амбары на столбах, которые были широко распространены у многих финно-угорских народов. Необходимыми постройками на усадьбе в каждом крестьянском хозяйстве были навесы, конюшни, хлевы, сараи. Сарай делался преимущественно из плетня и обмазывался глиной, смешанной с коровьим навозом. Иногда стены делались с заполнением пространства между ними соломой или землей, смешанной с сухими листьями. Дощатые и бревенчатые надворные постройки в конце XIX века встречались лишь в северных районах, преимущественно у татар. Навесы имели сверху плоский настил - длинные жерди, положенные на перекладины. Здесь хранилось сено, а также отводилось место для домашней птицы. Под сараями отгораживалось пространство для скота, в основном для овец. Крупный рогатый скот и лошади помещались в срубных помещениях - "конюшнях". Аналогичные хозяйственные постройки были характерны для всех поволжских народов и отличались лишь добротностью, что зависело от экономической состоятельности хозяев. Несколько отличались лишь клети. У мордвы и чувашей клети обычно делались с подклетом. Вход в клеть устраивался из сеней с помощью небольшой лесенки. В подклеть входили со двора. У марийцев и удмуртов клети были одноэтажные, с нависающей крышей по всей боковой стороне и крыльцом, несколько поднятым над землей. У татар клетей, тем более соединенных с домом, почти не было, место клети у них занимали амбары. Характерной хозяйственной постройкой у марийцев было "кудо" - срубное помещение без пола и потолка с очагом из камней и подвешенным над ним на деревянном крючке котлом. Кудо обычно служило в качестве летней кухни и столовой. Здесь имелась необходимая мебель и посуда. В кудо, как правило, варилась обрядовая пища и домашнее пиво. Здесь же хранился различный обрядовый инвентарь. У мордвы аналогичной постройкой была кавня - легкое бревенчатое строение без очага, которое стояло в глубине двора. Кавня также имела обрядово-бытовое назначение. На усадьбе, в некотором отдалении от нее, а чаще на берегу реки, ручья, озера, оврага располагались бани. Это небольшие срубы с полом и потолком, крытые четырехскатной костровой крышей. К срубу пристраивался небольшой плетневый или тесовый предбанник. У всех народов Среднего Поволжья бани существовали с глубокой древности. Известный исследователь финно-угорских народов В. Н. Белицер усматривает генетическую связь между традиционной мордовской избой и баней. Бани, как правило, использовались для бытовых и обрядовых целей. В них лечили различные заболевания, помещали рожениц, осуществляли ритуальное омовение. Помыть гостя в бане считалось выражением особого уважения и внимания. Внутренняя обстановка крестьянской избы у тюрков и финно-угров Поволжья имела много общего и отличалась лишь несущественными деталями. Значительную часть жилого помещения занимала печь. В марийских, удмуртских и эрзянско-мордовских избах печь стояла слева или справа от входа и была прижата к задней и боковой стенам избы. В мокшанских избах в XIX и первой четверти XX века печь преимущественно стояла в одном из дальних углов, чаще всего в левом, против двери, а ее устье было обращено к окнам в боковой стене. В наиболее старых мокшанских избах устье печи было обращено к двери, а красный угол находился около двери. Оба положения печи, характерные для мокшанских изб, идентичны западному и восточному вариантам южно-великорусской планировки жилища. Отличительной чертой татарской избы от соседних народов было деление жилой части при помощи глухой перегородки на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины - тур як и очмак як. Для интерьера мордовской избы был характерен кершпиль, представляющий собой дощатый настил шириной около 2 м и находящийся от пола на высоте 35-50 см. Кершпиль занимал всю половину избы между печью и задней стеной. На кершпиле спали. Над ним, под потолком укреплялись жерди, на которых сушилась одежда, обувь, холсты. Вдоль стен у всех народов устраивались лавки. Днем они служили местом для сидения, а ночью для сна. Поэтому лавки были очень широкие, добротные, из двух-трех тесин. Лавка напротив двери называлась мужской, а по боковой стене - бабьей. На этой лавке женщины занимались прядением, ткачеством и другими работами, используя благоприятное естественное освещение. Здесь же стоял ткацкий стан. Под потолком у задней стены устраивались полати. В красном углу обычно стоял стол, висел киот с иконами. Это место завтрака, обеда и ужина всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные и похоронные обряды. Над лавками по стенам избы устраивались полки, на которых хранились различные вещи (мелкая утварь, инструменты). Домашняя утварь размещалась также на полавошниках, около печи, на лавке у печного чулана.

4. Этногенез и ЭИ финноязычных народов Поволжья и Приуралья

5. Этногенез (происхождение народа – греч.) – представляет собой6. процесс сложения этнических общностей на базе различных этниче-7. ских компонентов. Этногенез является начальным этапом этнической8. истории. Его развитие характеризуется взаимосвязью автохтонных9. компонентов и пришлых (миграционных), завершение которого может10. быть связано с включением в сформировавшийся этнос иных ассими-11. лируемых групп, разделение и сложение новых этносов.12. В целом в процессе этногенеза формируется новый этнос со спе-13. цифическими чертами в материальной и духовной культуре, быте,14. групповых психологических характеристиках, отличающими его от дру-15. гих этносов. Формирование происходит под влиянием особенностей16. хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и17. других причин. В этнической общности возникает общее самосозна-18. ние, важное место в котором занимает представление об общности19. происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является20. общее самоназвание – этноним.21. Различные этносы классифицируют в группы и другие более круп-22. ные объединения. Деление производится по различным признакам.23. Наиболее общей является группировка народов по географическому24. расположению: народы Европы, народы Азии, Северной Америки и25. т.п. Применимо при классификации народов рассмотрение по антро-26. пологическим признакам, по религиозной принадлежности, но пред-27. ставители одного и того же народа могут принадлежать к разным ан-28. тропологическим типам и исповедовать различные религии.29. Классификацию народов по культурно-хозяйственным типам и ис-30. торико-этнографическим областям осуществляют в соответствии с ис-31. торически сложившимися особенностями хозяйства и культуры для32. народов, находящихся на одинаковом уровне социально-33. экономического развития и живущих в сходных естественно-34. географических условиях (группы охотников и рыболовов древности,35. скотоводческие племена степей, земледельцы и д.р.). Эти особенно-36. сти стираются по мере развития человечества с бурным ростом меж-37. 638. 39. 40. дународной экономики и культуры, которые ломают традиционные41. границы.42. Сочетание культурно-хозяйственных особенностей и географиче-43. ских признаков дают возможность проводить классификацию этносов44. по историко-этнографическим областям, географическим зонам – на-45. роды Кавказа, Прибалтики, Среднего Поволжья и Приуралья, Средней46. Азии, Южной Сибири и т.п. В Волго-Уральскую область входят Башки-47. ры, мари, мордва, татары, удмурты, чуваши и в меньшей степени ко-48. ми. Эти народы формировались в основном на территории современ-49. ного обитания, в тесной культурной, экономической и этнической свя-50. зи друг с другом, что привело к общности их традиционной культуры,51. быта, экономики, антропологического облика и даже языка.52. Используется деление по лингвистическому признаку. На основе53. близости между языками и их происхождения. Отдельные языки фор-54. мируют в родственные группы, объединяемые в большие языковые55. семьи. Народы Среднего Поволжья и Приуралья по языку: мордва,56. мари, удмурты и коми входят в финскую группу уральской языковой57. семьи, а татары, башкиры и чуваши – в тюркскую группу алтайской58. языковой семьи.59. В западных и северных районах Среднего Поволжья и северо-60. западном Приуралье проживают финно-угорские народы – мордва,61. мари, удмурты, коми-зыряне и коми-пермяки.62. Мордва. Самый многочисленный в России народ финно-угорской63. группы. Основное регион проживания – Среднее Поволжье (Республи-64. ка Мордовия). Мордва расселена также в южной части Среднего По-65. волжья от Тамбовской области на западе до Оренбургской области на66. востоке. Выделяется два мордовских языка – эрзя и мокша.67. Марийцы. Большая часть проживает в Республике Мари Эл, рас-68. селены также в северных республиках и областях Поволжья и При-69. уралья. Выделяются три этнографических группы с диалектами языка70. – горные марийцы, луговые и лесные марийцы, восточные марийцы.71. Удмурты. Основным регионом расселения является территория72. Республики Удмуртия. Они делятся на две группы по диалектным от-73. личиям языка: северные – ватка и южные – калмез. Имеется также эт-74. нографическая группа бессермян (р.Чепца), которые некоторые рас-75. сматривают как тюркизированные племена удмурт.76. Коми-зыряне и коми-пермяки северные группы пермских финнов77. близки друг к другу по языку и культуре. Проживают в Республике Ко-78. ми и Коми-Пермяцком национальном округе Пермского края.79. На Средней Волге, Нижней и Средней Каме, а также в бассейне80. рек Белой и Урала проживают преимущественно тюркоязычные наро-81. ды: башкиры, татары и чуваши.82. Татары в основном проживают в Татарстане и соседних республи-83. ках и областях Поволжья и Приуралья, а также в Москве, С-84. Петербурге. Выделяется сибирские татары (томские, барабинские, то-85. 786. 87. 88. больские, тюменские и др.) и Нижнего Поволжья (астраханские). Мно-89. гочисленные группы татар живут в Средней Азии (Узбекистан, Казах-90. стан). Татары Поволжья и Приуралья по языку и особенностям куль-91. туры подразделяются на две основные группы (диалекта). Средний92. диалект (казанские татары, кряшены, касимовские, бартымские, гла-93. зовские татары, тептяри) и западный (мишарский).94. Башкиры компактной группой проживают на территории Республи-95. ки Башкортостан, преимущественно в восточных районах, а также Че-96. лябинской, Пермской, Свердловской и Оренбургской областях. До на-97. чала XX в. сохраняли дробное родоплеменное деление. Имеется два98. основных диалекта: куваканский, (горный) - восточные (уральские)99. районы Башкирии, и юрматинский (степной), распространенный в юго-100.западной и центральной Башкирии. Башкиры и татары в языковом от-101.ношении составляют кыпчакско-болгарскую подгруппу кипчакской102.группы тюркских языков.103. Чуваши относятся к болгарской группе тюркских языков. В основ-104.ном проживают в пределах Республики Чувашия. Имеются группы в105.Самарской, Ульяновской, Саратовской областях и Республике Татар-106.стан. Подразделяются на две группы: низовые чуваши (анатри) юг и107.юго-восток республики, и верховые чуваши, или вирьял, живущие в108.северных и северо-западных районах.109. Как показывают исторические и археологические источники с рай-110.онами Поволжья и Приуралья, точнее Волго-Камья, были связаны111.ранние этапы этногенеза древних венгров, обитавших в I тыс. н.э. в112.Великой Венгрии, или «Magna Hungaria» в районах Приуралья и Ниж-113.него Прикамья. Ранние этапы этногенеза всех перечисленных народов114.самым тесным образом переплетаются между собой и поэтому долж-115.ны быть рассмотрены совместно. Неразрывно с этногенезом народов116.Поволжья и Приуралья и индоевропейские славянское русское насе-117.ление, проникавшее в регион с XII-XIV вв.118. С проблемой этногенеза теснейшим образом связаны конкретные119.вопросы происхождения не только самого народа, но и всех сторон120.его жизни – культуры, экономики, языка, антропологического типа, эт-121.нонима и т.п. Этой проблемой в равной степени занимаются и архео-122.логи, и языковеды, и этнографы, и антропологи.123.АННИЕ ЭТАПЫ ЭТНОГЕНЕЗА ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ124. 125. 126. 127. 128. Финно-угры представляют собой этноязыковую общность народов129.входящую в уральскую семью языков. Уральская языковая семья130.включает в себя финно-угорскую и самодийскую ветви. Некоторые ис-131.следователи сближают к данной семье юкагирские языки и132.эскимосско-алеутские языки.133. Общая численность финно-угров насчитывает более 20 миллио-134.нов человек. В языковом отношении финно-угры делятся на несколько135.подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми, удмурты и136.бесермяне. Волжско-финскую группу - мордва (эрзяне и мокшане) и137.марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-138.ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, загадочная водь,139.ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. К отдельной угорской группе140.принадлежат ханты, манси и венгры. К волжским финнам, вероятно,141.относятся средневековая мещера, меря и муромы.142. Существует и подход, рассматривающий существование в древ-143.ности урало-алтайская языковой семьи, объединяющая в одну общ-144.ность уральские и алтайские языки. В этом отношении уральцы и ал-145.тайцы составляют между собой генетически более близкую группу,146.чем индоевропейцы и уральцы. Сохранение близости народов отра-147.жается и в области общих элементов в физиологии, этнографии, ми-148.фологии и фольклоре уралоязычных и алтайских народов. По мнению149.Н.А.Баскаков, как угро-финские или уральские языки, с одной стороны,150.и алтайские языки – с другой, имеют главным образом типологиче-151.ское, но не генетическое сходство. Ряд исследователей предполагает,152.что в глубокой древности существовала этническая общность, кото-153.рая, формировалась и развивалась вне индоевропейской и была ос-154.новой для последующего выделения и развития как алтайской, так и155.уральской семей. Время ее существования, он увязывает, с эпохой156.верхнего палеолита.157. На берегах р. Ангары стоянки (Мальта, Буреть) выделяются па-158.леолитические культуры сходные с культурой палеолита Восточной159.Европы, Подонья. По предположению А.П. Окладникова, люди, оста-160.вившие эти стоянки, «проникли к берегам Байкала из Восточной Евро-161.пы... около 24-25 тыс. лет тому назад». В свою очередь антропологи-162.

163.ческий материал, полученный при изучении О.Н. Бадером крайней се-164.веро-западной палеолитической стоянки Восточной Европы у Сунгиря165.на Клязьме, показал определенный налет монголоидных признаков,166.что указывает на проникновения монголоидного населения в европей-167.скую среду, так и наоборот.168. В конце позднего палеолита, около 15-10 тыс. лет тому назад169.А.Х.Халиков усматривает отрыв основы уральской общности от си-170.бирского корня и начало ее самостоятельного существования от ура-171.ло-алтайская общности. Уральскую языковую общность, сохранялась172.в течение всего периода мезолита (X-VI тыс. до н.э.). В эпоху раннего173.неолита, исследователи прослеживают, распад уральской языковой174.семьи на самодийскую и финно-угорскую ветви и считают, что на за-175.паде распространяются уралоязычные племена, которые к рубежу IV-176.III тыс. до н.э. продвинулись на север и северо-запад до Карелии и177.Южной Финляндии. В Поволжье они оттеснили волго-камские племена178.в Поволжье, а на севере вышли к берегам р. Вычегды и Печоры, обра-179.зовав здесь смешанную вятско-ветлужскую неолитическую культуру.180.Все эти передвижения привели к окончательному распаду уральского181.языкового единства, в результате чего восточные группы племен, ве-182.роятно, самодийского типа (верхнеобская и енисейско-ангарская не-183.олитические культуры) сосредоточились на востоке в бассейне Ени-184.сея и Ангары, а финно-угорская общность осталась в Волго-Камье и185.Приуралье до среднего течения р.Оби.186. Финно-угорское единство, вероятно, существовало до эпохи ран-187.него металла, когда в лесную полосу Евразии начинают проникать за-188.чатки земледелия, скотоводства и металлургии. По мнению языкове-189.дов, для всех финно-угорских народов общими являются понятия,190.связанные с эпохой раннего металла, наступившего в лесостепи Ев-191.разии не раньше рубежа III-II тыс. до н.э. В это время на месте кам-192.ской неолитической общности формируется волосовская, гаринская193.культуры и несколько поздненеолитических культур в Западной Сиби-194.ри. Исследователи считают что, носители этих культур в Западной195.Сибири являлись отделившимися от древней финно-угорской общно-196.сти угорскими и самодийскими племенами.197. Волосовско-гаринские племена подразделяются на две родствен-198.ные между собой группы: волосовскую и гарино-борскую (гаринскую).199.Не позднее рубежа III-II тыс. до н.э. волосовцы по полосе лесостепи и200.окраине тайги, гаринцы – по восточно-европейской тайге и южной ок-201.раине лесотундры, продвигаясь на запад, достигают северо-восточной202.Прибалтики; Карелии и Южной Финляндии. Волосовско-гаринские и203.близкие им племена осваивают территорию, которая впоследствии204.будет занята финоязычными племенами.205. Отделившиеся от финно-угорской общности зауральские (запад-206.но-сибирские) племена начинают отличаться по культуре. С угорскими207.группами племен, ряд исследователей, следует увязывать с энеоли-208. 11209. 210. 211.тические культуры Западной Сибири. Отдельные родовые группы этой212.праугорской общности, вероятно, проникали и в Западное Приуралье,213.на что указывают энеолитические памятники.214. В эпоху бронзы и позднее финно-пермские племена в лесостеп-215.ной полосе Восточной Европы, продолжая самостоятельный путь раз-216.вития, испытывают значительное воздействие иноэтничных племен,217.что привело в конечном итоге к распаду финноязычной общности и к218.началу формирования отдельных финноязычных народов. Так не219.позднее первой четверти II тыс. до н.э. в среду финноязычных племен220.лесостепной и отчасти лесной полосы от устья р. Камы на востоке и221.до Прибалтики на западе проникают племена так называемых культур222.с боевыми топорами – фатьяновской культурно-исторической общно-223.сти. Непосредственные контакты пришлого земледельческо-224.скотоводческого в своей экономической основе населения с местными225.племенами оказали огромное воздействие на население лесной поло-226.сы Восточной Европы. Все это в конечном итоге выразилось в распро-227.странении в хозяйстве местных племен ряда домашних животных –228.коровы и свиньи, некоторых злаков – ячменя и, возможно, гороха, ме-229.таллов – олова и способов изготовления металлических орудий. Был230.европеизирован и антропологический тип местного населения, осо-231.бенно в западных районах его расселения.232. Эти процессы усложняются и тем, что не позднее середины II тыс.233.н.э. в лесостепную полосу Восточной Европы с востока проникают си-234.бирские группы населения, принесшие совершенные бронзовое ору-235.жие и орудия труда так называемого турбино-сейминского облика. Не236.исключено, что отдельные представители этих племен достигали и237.Южной Финляндии, где известны находки литейных форм бронзовых238.кельтов сейминского типа. А.Х.Халиков предполагал, что носители239.турбино-сейминского круга, проникшие через Урал по Каме и Волге в240.Восточную Европу, могли быть и представителями племен алтайской241.языковой общности (прототюрки или тюрко-монгольские племена).242. Во второй половине II тыс. до н.э. мир лесостепной Евразии от243.Волги на западе и до Оби на востоке испытывает сильное влияние244.степных андроновской и срубной культурно-исторической общностей.245.Все эти племена в условиях довольно бурного развития своего ското-246.водческо-земледельческого хозяйства начинают в третьей четверти II247.тыс. до н.э. активное движение в северные районы, заселенные фин-248.но-угорским населением. Значительно воздействие на лесостепной249.мир оказали племена срубной культуры, которые в середине и третьей250.четверти II тыс. до н.э. не только вплотную придвинулись к территории251.расселения местных племен, но и в значительной степени вошли на252.эту территорию, заняв территории балановской и части абашевской253.культур. В результате, в южной зоне лесостепной зоне начинается254.процесс формирования новых культур, среди которых наиболее ак-255.тивными оказалась маклашеевская256. 12257. 258. 259. Абашевская, срубная и андроновская культуры были преимущест-260.венно европеоидными в антропологическом отношении. По мнению261.А.Х.Халикова, многочисленные индоиранские лексические заимство-262.вания, которые выявлены финно-угорских народов Евразии, особенно263.у восточно-волжских, пермских и угорских, возникли именно в это264.время благодаря контактам абашевско-срубного и андроновского на-265.селения с племенами лесостепи Восточной Европы и Западной Сиби-266.ри. Под активным воздействием пришлых племен происходит распад267.фатьяновской культурно-исторической общности и формирование на-268.селения с культурой финальной бронзы, характеризуемой текстиль-269.ной или сетчатой керамикой.270. В Волго-Окском междуречье, Среднем Поволжье и Нижнем При-271.камье под воздействием балановских, абашевских, срубных племен272.складывается поздняковская и маклашеевская культуры. На обширной273.территории от Прибалтики и Южной Финляндии на западе и до р. Су-274.ры и Ветлуги на востоке распространяется культура так называемой275.«текстильной» керамики. На востоке, почти все Волго-Камье занимают276.маклашеевская культура. Исследователи усматривают в этом разде-277.ление финно-пермской общности на западнофинскую и восточнофин-278.скую, произошедшее до перехода к эпохе железа, так как в финно-279.пермских языках нет общих названий железа, стали, оружия. Однако,280.взаимные контакты между этими родственными группами продолжа-281.лись и особенно активно они протекали в Среднем и Верхнем Повол-282.жье, где имелась обширная контактная зона и наблюдались взаимо-283.проникновение этнокультурных традиций. В условиях тесных межпле-284.менных связей, развития хозяйства и роста роли медно-бронзовой ме-285.таллургии усиливаются процессы консолидации отдельных сооб-286.ществ. К рубежу II-I тыс. до н.э. возникают предпосылки к сложению287.протофинноязычной общности племен в лесной и лесостепной полосе288.Восточной Европы.289. Аналогичные процессы проходили и в Западной Сибири, где во290.второй половине, особенно в последней трети II тыс. до н.э., в лесо-291.степную полосу продвигаются андроновские племена, оказавшие ог-292.ромное воздействие на местное лесостепное население. Здесь начи-293.нают формироваться культуры с андроноидными чертами, такие как294.черкасульская и еловская. Лесостепные культуры, по мнению М.Ф. Ко-295.сарева, отодвигаются далеко на север и отрываются от андроновского296.влияния. Возможно, отдельные представители андроновских племен297.вместе со срубным населением проникали и в Среднее Поволжье, а298.отсюда на северо-запад до Финляндии.299. В приуральской части Западной Сибири в XIV-XIII вв. идет актив-300.ное формирование и распространение в лесные районы андроновских301.племен, оттеснивших далеко на север, в бассейн нижнего течения р.302.Оби протосамодийские племена с самусьской культурной традицией.303. 304. 305. 13306. 307. 308.На их место в Обско-Иртышском междуречье проникает население с309.гребенчато-ямной керамической традицией.310. Приуралье складывается племена черкасульской культуры. В311.Прииртышье и Приобье со смешением традиций гребенчато-ямочной312.керамики и андроновского воздействия формируется сузгунская куль-313.тура. Родственными сузгунским, очевидно, были племена еловской314.культуры, выросшие на сходной базе, но с сильным влиянием кара-315.сукской культуры, племена которой в последней четверти II тыс. до316.н.э. продвигались на запад. По мнению А.Х.Халикова, выделение суз-317.гунской и еловской культур означало начало разделения древнеугор-318.ских племен на две группы – таежных угров (ханто-мансийских пред-319.ков) и лесостепных угров (мадьярских предков – еловская культура).320.Носители традиций сузгунской и еловской культур в это время, оче-321.видно, были отодвинуты в таежные области, где они находились до322.эпохи раннего железа.323.ЛЕКЦИЯ 3324. ЭТНОКУЛЬТУНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРДВЫ325. 326. Мордва, один из наиболее многочисленных финских народов Рос-327.сии, насчитывающий по переписи 2002 г. 843, 4тыс.чел. (мокшан –328.296,9 тыс.чел., эрзян – 517,5 тыс.чел.), проживает в основном в южных329.районов Среднего Поволжья, в том числе 283,9 тыс.чел. (32%) в пре-330.делах Республики Мордовия.331. Происхождению мордовского народа уделяли внимание многие332.исследователи еще в XVIII в. Первые научные труды по этнографии и333.лингвистике мордвы связаны с описаниями Г.Ф.Миллера,334.Н.Н.Лепехина, П.С.Палласа, М.В.Ломоносова, установившими разли-335.чие языков эрзи и мокши и отмечавшими общее их происхождение. В336.XIX в. выходят сочинения П.Орнатова, Н.Витзен, А.Альквиста,337.Г.Габеленца, Ф. Видемана, А. Шахматова, И.Н.Смирнова и др., посвя-338.щенные изучению мордовских языков. В работах подчеркивалась339.общность происхождения мордовского и черемисского (марийским)340.языков из одной группы с финно-саамским языками. Были установле-341.ны территория первоначального расселения и выявлены этнокультур-342.ные взаимовлияния мордвы с соседними народами.343. В предвоенные годы началось систематическое изучение этногра-344.фии мордовского народа. Вместе с этнографическим описанием ста-345.вились и решались вопросы этногенеза. Широкое этнографическое346.изучение мордвы было проведено объединенной экспедицией Инсти-347.тута этнографии АН СССР и Мордовского научно-исследовательского348.института языка, литературы истории и экономики Мордовской АССР349.в 1953-1968 гг. Многими этнографами этногенез мордвы рассматрива-350.ется как процесс выделения из общей этнической основы групп эрзи и351.мокши. Считается признанным существование единого мордовского352.праязыка, который в середине I тыс. н.э. распадается на язык мокши и353.эрзи. Имеются подходы, доказывающие сложение мокши на западе и354.эрзи на востоке в результате самостоятельного развития двух крупных355.этнокультурных общностей мордвы. Отмечается значительное отли-356.чие мокши и эрзи в быту, духовной культуре. Прослеживается также357.близость мокши к марийцам, а эрзя – к прибалтийским финнам. Лин-358.гвисты указывают на то, что в языке эрзя преобладают заимствования359.из русского языка, а в мокше – из тюркских (татарских, чувашских).360.Сейчас оба мордовских языка имеют статус самостоятельных литера-361.турных языков.362. Первые антропологические исследования мордвы конца XIX в.363.указывали на преобладание в мордовском антропологическом типе364.европеоидности. Исследования в первые десятилетия советской вла-365.сти позволили выяснить антропологическое различие мордвы-эрзи,366.для которой характерен светлопигментированный массивный евро-367.пеоидный тип, а мордве-мокша проявляется грацильная европеоид-368. 16369. 370. 371.ность северо-понтийского типа и признаки монголоидности. Отмечает-372.ся близость мордвы с пьяноборским населением, испытавшем силь-373.ное влияние других народов, что привело к формированию антрополо-374.гически отличающихся групп.375. Во второй половине XIX в. начинаются первые археологические376.исследования мордовских могильников раннего средневековья. Зна-377.чительные исследования были проведены в предвоенные и послево-378.енные годы. Кроме могильников в западных районах Мордовии иссле-379.довались поселения I тыс. до н.э. По результатам археологических380.работ выходят обобщающие работы А.М. Тальгрена, П.С. Рыкова,381.А.П. Смирнова. С 1945 г. начались систематически работы Мордов-382.ской археологической экспедиции (П.Д.Степанов, А.Е.Алихова,383.М.Ф.Жиганов, М.Р.Полесских). Археологически выявлены различия в384.культуре эрзи и мокши. Часть ученых считает, различия появляются385.только к II тыс. н.э. с распадом древнемордовской общности. Другие386.указывают, что эрзя и мокша отличались изначально, а сходство воз-387.никло в результате длительных контактов.388. С XIII-XIV вв. и до XVIII в. фиксируется значительное перемещение389.мордва-эрзя и мордва-мокша со сформировавшимися этническими390.признаками в другие районы обитания, что усиливает разобщение и391.внутри каждой из групп. Движение шло на территории Западного По-392.волжья от Оки на западе, до Волги, на востоке. Это свидетельствует о393.завершении оформления этнокультурной специфики эрзи и мокши до394.начала массовых передвижений, начавшихся с XIII в.395. В Сурско-Волжском междуречье в эпоху бронзы и раннего железа396.(II-I тыс. до н.э.) проходили довольно сложные процессы. Здесь скла-397.дываются три основные группы городецких племен; средне-окской с398.включением сюда мокшанской, и поволжской с включением верхне-399.сурской, которые, по мнению ряда исследователей, в будущем предо-400.пределят выделение двух этнических групп – мокши и эрзи. Ниже-401.сурская группа, А.Х.Халиковым рассматривается, как основа этногене-402.за мари, муромы и финноязычных предков чуваш.403. На базе смешения окских городецких племен и пришлых групп404.позднепьяноборского населения во II-IV вв. н.э. формируется этниче-405.ская основа выделения праэрзя и прамокша. Близость компонентов в406.обоих группах (городецкая основа и прикамско-пьяноборское включе-407.ние), очевидно, обусловила возникновение древнемордовского, этно-408.са. Немаловажное значение в этих процессах сыграли и воздействия:409.позднесарматские, возможно, и ранние тюрко-угорские на востоке (в410.прамокшанской группе) и балтские на западе (в праэрзянской группе).411.В IV-VII вв. сохраняются две группы памятников, которые увеличива-412.ются количественно и несколько изменяются качественно. Именно к413.этому периоду относится первое письменное упоминание мордвы в414.сообщении Иордана о подчинении готам племен «mordens».415. 416. 417. 17418. 419. 420. В V-VI вв. в Среднем Посурье появляется большая масса запад-421.ных групп именьковской этнокультурной общности. В обряде погребе-422.ний северной группы могильников широкое распространение получает423.обряд трупосожжения. Возникновение этого обряда, наряду с эконо-424.мическими причинами (широкое распространение подсечно-огневого425.земледелия) увязывается с активным воздействием именьковских и426.муромско-мерянских племен, где этот обряд был широко распростра-427.нен с начала I тыс. до н.э.428. Не позднее рубежа VIII-IX вв. происходят еще большие изменения429.в расселении древнемордовских племен. С юга и юга-востока в VII-VIII430.вв. н.э. в Верхнем Посурье и правобережье р. Оки начинают проникать431.кочевнические племена, оставившие памятники типа Армиевского,432.Серго-Поливановского и др. курганно-грунтовых могильников. В древ-433.немордовских могильниках и других памятниках отмечаются вещи, ха-434.рактерные для кочевого мира. Происходит сближение древнемордов-435.ских племен, о чем свидетельствует отдельные памятники этого вре-436.мени несущие черты материальной культуры, присущие как древнеэр-437.зянскому (широтная ориентация погребений), так и древнемокшанско-438.му (меридиональная ориентация погребений) населению.439. В Цнинско-Мокшанском междуречье и Верхней Суре сосредотачи-440.ваются древнемокшанские племена. Начинают вырабатываться спе-441.цифично мокшанские женские головные уборы – накосника-пулокеря,442.детали этнографического костюма, отмечается обилие вещей салто-443.во-болгарского культурного круга, с чем, возможно, связаны тюркские444.заимствования в мокшанской этнографии и языке. Среднеокских мор-445.довских (праэрзянское) могильниках относительно мало вещей болга-446.ро-салтовского круга. С XI в. они начинают испытывать наложение447.славянского населения, что, вероятно, стало в последующем причи-448.ной сложения своеобразия среднерусского диалекта.449. Несмотря на сохранение в VIII-X вв. этнических своеобразий мор-450.довские племена представляют собой общность, что подтверждается451.сходством погребального обряда, однотипностью материальной куль-452.туры, распространением в эрзянской группе характерной мордовских453.племен височной подвески с ромбическим грузиком. Консолидации454.способствовало кроме территориальной близости и общий уровень455.развития экономики, природно-климатической зоны общественных от-456.ношений древнемордовских племен, растущая внешняя опасность,457.вызванной движением с юга кочевых народов, а с запада славянских458.племен.459. В начале X в. название страны «Мордия» появляется в описании460.региона Константином Багрянородным. Не позднее XI-XII вв. мордов-461.ские племена оказываются в сфере влияния двух крупных государств462.Восточной Европы того времени: Владимиро-Суздальской Руси и463.Волжской Болгарии. Имеются сведения о двух княжеских образовань-464.ях у мордвы: «Пургас» (р.Теша, Пьяна) и «Пуреш» (р.Мокша), нахо-465. 18466. 467. 468.дившиеся каждый соответственно в зависимости от болгар и Руси.469.Некоторые полагают, что «Пурешова волость» должна была соответ-470.ствовать княжеству эрзи. К XIII в. относится первое достоверное упо-471.минание этнонима «эрзя» – Рашид-ад-Дин писал, что между 1236 и472.1237 гг. Древнемокшанские, совпадает с локализацией Пургасовой473.волости. К XIII в. относится и первое упоминание имени мокши474.Г.Рубруком.475. Оказавшиеся еще в домонгольское время отдельные этнические476.группы мордвы в сфере политического, экономического и культурного477.воздействия разных государств к периоду монгольского завоевания478.(1236-1237 гг.) окончательно оформились как мордва-мокша, так и479.мордва-эрзя.480. К середине XV в. почти вся территория, занятая мордвой, особен-481.но мордвой-эрзей, вошла в состав Русского государства. Мордва-482.мокша, расположенная южнее, продолжала контакты с тюркоязычным483.населением Западного Поволжья. С XVI в. практически все земли, за-484.селенные мордвой оказались в составе Русского государства, что485.обусловило усиление процесса сближения мордвы-мокши и мордвы-486.эрзи. В XVI в. фиксируется значительный уход мордвы-эрзи в верхо-487.вья р. Суры, а также в Заволжье. Последние районы особенно активно488.заселялись мордвой-мокшей в XVII-XVIII вв. в период строительства489.засечных черт. К началу XIX в. мордовские поселенцы дошли до Ура-490.ла и даже проникли на Урал в Сибирь. Дисперсное распространение491.мордовского населения естественно сильно затрудняло сближение492.основных этнических групп и сохраняло архаичные элементы матери-493.альной культуры.494. В 1928 г. создается Мордовский национальный округ, преобразо-495.ванный в 1930 г. в Мордовскую автономную область, а в 1935 г. в496.Мордовскую АССР, с 1990 г. - Мордовская ССР, с 1991 г. – Республика497.Мордовия.498.ЭТНОГЕНЕЗ МАРИЙЦЕВ499. 500. 501. 502. В лесной части Среднего Поволжья и Западного Приуралья про-503.живают марицы. Численность их по данным переписи 2002 г. состав-504.ляет 605 тыс. человек человек, из которых 324,4 тыс. человек (43,3%)505.на территории Республики Мари Эл. Остальные марийцы расселены в506.Башкортостане, Кировской области, а также Татарстане, Удмуртии,507.Чувашии, Нижегородской области, Пермском крае.508. В XVIII в. появляются первые историко-этнографические описания509.марийцев, издается грамматика марийского языка. В исследованиях510.XIX в. отмечается генетическая близость горных и луговых марийцев,511.первоначально заселявших районы от Вологды на западе и до Вятки512.на востоке. К концу XIX в. относятся и первые исследования археоло-513.гических памятников на марийских землях.514. С 1920-х годов начинаются первые целенаправленные научные515.экспедиции по изучению марийцев. В результате исследований фор-516.мирование этнических основ древнемарийских племен рассматрива-517.лось как результат расселения городецких племен с правобережья518.Волги на левый берег и в бассейн Поветлужья.519. С 1956 г. ведется систематическое исследование археологических520.памятников с организацией объединенной марийской экспедицией с521.Казанским филиалом академии наук СССР. Осуществление топони-522.мических и лингвистических исследований привело к появлению раз-523.личных подходов о раннем этногенезе марийцев. В работах524.И.С.Галкина посвященных топонимике утверждается, что еще до на-525.чала нашей эры на местах обитания марийцев проживали предки526.пермских народов – коми и удмуртов. Д.Е.Казанцевым исходит в своих527.построениях из того, что существовало мордовско-марийская общ-528.ность, которое пришло с западных мордовских территорий в районы529.традиционного проживания древне удмуртских и коми племен в бас-530.сейн р.Ветлуги. По его же предположению происхождение этнонима531.«черемис» является мордовским, обозначающим «солнечный (чере)532.человек (мис)». Но случаев подобного объяснения наименования533.мордвой марийцев неизвестно. Нет и свидетельств контактов мордва534.со сформировавшимися как этнос марийцами. Многие исследователи,535.изучавшие происхождение этнонима, увязывают его с древнетюркским536.понятием – «ополченец, воин». Считается признанным отсутствие537. 538. 21539. 540. 541.мордовско-марийского языкового единства, а также основной терри-542.торией формирования древнемарийцев рассматриваются районы Ма-543.рийского Поволжья и Волго-Вятского междуречья, связанные с горо-544.децко-азелинским миром.545. В этнокультурном отношении современные марийцы подразделя-546.ются на две этнические группы – горных (курык марий) и луговых547.(олык марий) мари. В языковом отношении обе группы марийцев ис-548.пытали сильное тюркское воздействие. В этнографическом облике549.горных и луговых марийцев выявленное небольшое количество раз-550.личий. Отчетливо прослеживается контакты с мордвой-мокшей, и551.пермскими финнами, особенно удмуртами. Мало отличий и антропо-552.логически между группами марийцев и фиксируется значительная553.близость к облику мордвы-мокши. Регионом формирования марийцев554.являлось Среднее Поволжье, где к XVI в. начинается выделение групп555.луговых и восточных марийцев. У древнемарийских племен отмечает-556.ся также сходство с культурой западноволжского финского населения557.(древней муромой, мерью, весью). В известной степени эта близость,558.очевидно, объясняется общими корнями и сохраняющимися устойчи-559.выми межплеменными контактами. Возможно, это было обусловлено560.и оттоком финского населения бассейна Оки в период славянской ко-561.лонизации в Поволжье в XI-XII вв. и включение и этих народов в этно-562.генез марийцев.563. Контактная зона ананьинской, городецкой, дьяковской культур обу-564.словило возникновение этнической основы северной группы волжских565.финнов, среди потомков которых, кроме марийцев, исследователи566.увязывают древних меря и мурому. Спорной остается проблема насе-567.ления Марийского Поволжья во второй половине I тыс. до н.э. и пер-568.вых веках нашей эры. Памятников рубежа нашей эры в Марийском569.крае до сих пор не найдено. На грани II-III вв. н.э. в приволжских рай-570.онах Марийского края и соседних областей появляется население, ос-571.тавившее ряд разрозненных археологических памятников, близких по572.вещевому материалу к поздним культурам «рогожной» керамики и573.пьяноборским общностям. Появление в Марийском крае в II-IV вв. н.э.574.населения с позднегородецкими традициями рассматривается рядом575.исследователей, как начало формирования древнемарийского этноса576.(А.П.Симрнов, Г.А.Архипов). В процессе смешения населения поздне-577.городецкими и пьяноборскими традициями складывается азелинская578.культура, распространившаяся от Ветлуги на западе, Пижмы на севе-579.ре, Вятки на востоке и правобережью низовий Камы. Ряд исследова-580.телей усматривают в азелинской культуре и истоки древних удмуртов.581. Археологически в районах расселения древних марийцев фикси-582.руется проникновение более южных, возможно, ираноязычных пле-583.мен. Языковеды прослеживают в марийском языке индоевропейские584.заимствования. По мнению А.Х.Халикова, связи с ираноязычным ми-585.ром позднее прерываются и заменяются активными контактом с тюр-586. 22587. 588. 589.коязычным миром в IV-V вв. н.э., что отражается в появлении тради-590.ций степного мира в азелинской культуре в виде культа коня и от-591.дельных элементов материальной культуры. Таким образом, тюркско-592.марийское взаимодействие начинается почти с самого начала форми-593.рования древнемарийского народа. По мнению Р.Г.Ахметьянова, с IV-594.V вв. н.э., древние марийцы, выступавшие союзниками тюркоязычных595.племен, получают от них имя «черемис», что значит боевой товарищ.596. Значительным фактором в расширении культурных контактов в V-597.VI вв. в регионе стали носители именьковской культуры, которые на-598.ходились в контакте с азелинскими племенами. В.Ф.Генинг,599.Г.А.Архипов и П.Н.Старостин считают, что в развитии азелинцев При-600.камья большую роль сыграли южные, земледельческие, племена601.именьковской культуры. По мнению А.Х.Халикова, считавшего насе-602.ление именьковской культуры балтами, тесные контакты этих двух603.культур привели к заимствованиям в языке, фольклоре марийцев604.балтских (протолитовских) элементов. Ряд исследователей рассмат-605.ривают присутствие этих включений поздними проникновениям, обу-606.словленными переселением в Поволжье окских финнов в период сла-607.вянской колонизации в X-XI вв. Мурома, меря, мещера имели более608.непосредственный тесный контакт с балтами с более ранние этапы609.этногенеза и с их появлением, возможно связано и появление славя-610.ноидных традиций в изготовлении керамической посуды. Тогда же,611.вероятно, формируются внутренние этнические разделение древне-612.марийских племен Приволжья, Поветлужья и Вятско-Волжского меж-613.дуречья на горных и луговых марийцев. Несмотря на имеющиеся раз-614.личия, их материальная и духовная культура демонстрирует в IX-X вв.615.единство, что позволяет говорить о завершении к этому времени616.формирования основ общего древнемарийского этноса.617. К IX-X вв. этноним древних мари «черемис» начинает упоминаться618.в письменных источниках: Повесть временных лет, письмо хазарского619.царя Йосифа. В XI-XIII вв. под влиянием Волжской Болгарии и Влади-620.миро-Суздальской Руси происходит усиление региональной специфи-621.ки, обусловленной заимствованиями от соседей новых элементов ма-622.териальной и духовной культуры. В XII-XV вв. растет проникновение623.элементов материальной культуры русского населения в горно-624.марийской стороне и отчасти Поветлужья, особенно после основания625.Нижнего Новгорода в 1221 г. и крепостей в XIV, XVI вв. на Нижней Су-626.ре (Курмыш, Васильсурск). Археологии отмечают появление так назы-627.ваемой «славяноидной» керамики близкой своими истоками поздне-628.славянской керамике, но производимой по славянским образцам, на629.марийских поселениях Горной стороны (Сундырское городище, Но-630.сельское селище и др.). Появлением присутствия влияния русской631.культур являются и находки предметов христианского культа (кресты,632.образки, мощевики и д.р), используемые местным населением часто в633.качестве предметов украшения.634. 23635. 636. 637. Население луговой стороны, особенно бассейна р. Вятки и Вятско-638.Волжского междуречья, длительное время сохраняло болгарскую639.ориентацию. В XI-XIII вв. происходит освоение болгарами бассейна р.640.Казанки. В результате длительных и тесных контактов луговомарий-641.ская среда приобретает многие болгаро-татарские экономические,642.культурные и лингвистические черты.643. Появление марийцев под именем «черемисы» на страницах пись-644.менных источниках относится к XVI в. Тогда же упоминается и их обо-645.собление на отдельные группы. Наиболее многочисленными были646.горные и луговые черемисы. Во второй половине XVI в. от луговых647.марийцев отделяется группа восточных марийцев, переселившихся на648.Каму, низовья р. Белой и в приуральские земли. К.И.Козлова считает,649.что до присоединения к России практически сформировались терри-650.ториально-диалектные группы марийского населения, что и нашло651.свое отражение в сообщениях источников.652. Присоединение Марийского края, особенно луговой стороны к Рус-653.скому государству сопровождалось массовым уходом луговых чере-654.мис на восток и созданием в связи с этим восточных марийцев. В пер-655.вые годы становления советской власти была создана Марийская ав-656.тономная область (1920), преобразованной в 1936 г. в Марийскую657.АССР, что усилило процесс консолидации марийского народа и ин-658.тенсифицировало проникновение в нее элементов русской культуры.659.В 1990 г. преобразована в Марийскую ССР, с 1992 г. Республика Ма-660.рий Эл.661.ПЕРМСКИЕ ФИННЫ.662. ЭТНОГЕНЕЗ УДМУРТОВ И КОМИ НАРОДОВ663. 664. 665. 666. Северо-восточная, пермская, группа финноязычных народов в667.Восточной Европе представлена удмуртами, коми-пермяками и коми-668.зырянами. Они характеризуются значительная близость материаль-669.ной и духовной культуры. Об этом свидетельствует не только созву-670.чие этнонима «пермь», но и данные лингвистики, говорящие о сходст-671.во их языков.672. Удмурты одна из самых многочисленных групп пермских финнов в673.России по переписи 2002 г. 715 тыс. человек, проживающих в основ-674.ном в Республике Удмуртия (497 тыс. человек (31%)), а также сосед-675.них регионах: Республике Татарстан и Кировской области. Близкими к676.друг другу по языку и по этнографии являются коми-пермяки (более677.147 тыс. человек), проживающие основной массой в Республики Коми,678.и коми-зыряне (более 94 тыс. человек), живущие в большей части в679.Коми-Пермяцком национальном округе Пермской края. Отдельной680.группой некоторые исследователи выделяют коми-язьвинцев числен-681.ность около 2 тыс. человек, обособленно проживающих в Пермской682.крае. Всего в России проживает коми около 300 тыс. человек.683. Первые упоминания пермских финнов связаны с русскими лето-684.писями X-XI в.: «в Афетове же части седят Русь. Чудь и все язици:685.Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочская чудь, Пермь, Печера, Ямь,686.Угра». Важные данные о перми в районе р.Вычегды содержится в687.агиографии епископа Стефана Пермского конца XIV в. К концу XV в.688.относится первых упоминаний о вотяцкой (удмуртской) земле Казан-689.ского ханства. К XVII в. в письменных источниках появляются отдель-690.ные описания удмуртов (вотяки, остяки), коми-зырян и коми-пермяков.691.В записках путешественников этого времени также отмечается выде-692.ление отдельных этнических групп, пермских финнов их антропологи-693.ческие и языковые различия.694. Этнографические описания быта и культуры коми и вотяков соз-695.даются в конце XVIII в. И.М.Лепехиным, Г.Ф.Миллером. В XIX в. выхо-696.дят специальные публикации за рубежных исследователей, посвя-697.щенные этнографии и языку коми-зырян (А. Щёгрен), удмуртов и коми698.(Ф.Видеман, Ю.Вихман, М.Кастрен, Б.Мункачи). Большой вклад в изу-699.чение пермских финнов внесли и отечественные исследователи:700. 26701. 702. 703.А.Герцен, А.Фукс, М.Блинов, М.Михайло, Н.Первухин, Г.Верещагин и704.Г.Лыткин. Обобщающей работой стало исследование профессора ка-705.занского университета И.Н.Смирнова, посвященное этнокультурному706.изучению удмуртов и пермских финнов. В лингвистических и этно-707.графических исследованиях XIX – начало XX вв. прослеживалось род-708.ство коми-пермяков, коми-зырян и удмуртов. Территорией их форми-709.рования учеными считалм районы северного Прикамья, т.е. южнее со-710.временной территории расселения. Допускалась возможность их и711.более западного расселения, а район проживания предков удмуртов712.относили к среднему течению р. Вятки. Д.П.Европеусом высказыва-713.лась гипотеза о расселении в I тыс. н. э. на территориях современных714.пермских финнов угорских народов.715. В XX в. выходят специальные исследования лингвистов по уд-716.муртскому (В.И. Алатырев, П.Н. Перевощиков, Т.И. Тепляшина) и коми717.(В.И. Лыткин, Б.А. Серебренников) языкам. В публикациях отмечалось718.существование единого прапермского языка, который существовал до719.соприкосновения с болгарским населением в VII-VIII вв. В IX-XI вв.720.прапермский язык распадается на коми и удмуртский. В XIV-XV вв.721.происходит разделение коми-зырян от коми-пермяков и их переселе-722.ние в более северные и восточные районы.723. В первой половине XX в. проводились обширные этнографические724.исследования отечественными и зарубежными учеными: В.И.Белицер,725.Л.С.Грибова, В.А.Владыкин, Л.Н.Жеребцов, Т.А.Крюкова, Л.П.Лашук,726.У.Т.Сирелиус, А.Хемелейнен и др. В их работах, кроме анализа сход-727.ства духовной и материальной культуры пермских финнов, прослежи-728.ваются и их отличия, обусловленные спецификой региональных этно-729.культурных контактов. Различия отражаются в культуре, антрополо-730.гии, составе языковых заимствований. В целом пермским финнам ха-731.рактерен сублапоноидный (вятско-камский) антропологический тип,732.сближающий их с марийцами. Несколько выделяются коми-зыряне,733.имеющие черты, более присущие восточно-балтийским антропологи-734.ческим типам и имеющие значительные прибалтийские и русские за-735.имствования в языке. Удмуртам в этнокультурном отношении харак-736.терно наличие в духовной и материальной культуре болгаро-татарских737.черт.738. Значительный вклад в решение проблем этногенеза пермских739.финнов внесли результаты археологических исследований, начав-740.шихся еще в конце XIX в. на территории расселения пермских финнов741.(С.Е.Мельников, Н.Г.Первухин, А.А.Спицын, Ф.А.Теплоухов,742.А.М.Тальгрен и др.). В работах конца XIX – начала XX вв. отмечалось,743.что первоначально земли пермских финнов занимали угорские племе-744.на, вытесненные в XV-XVI вв. пермскими народами и русским населе-745.нием. Известные на этой территории памятники ломоватовской куль-746.туры связывались с угорским населением, находившимся под силь-747.ным болгарским влиянием. А.В.Шмидт, М.В.Талицк считали, что перм-748. 27749. 750. 751.ское население появляется здесь несколько раньше, в период сложе-752.ния в Прикамье в IX-X вв. родановской культуры. А.П.Смирнов,753.М.В.Талицкий, А.В.Збруева указывали, что формирование пермских754.финнов шло уже в эпоху раннего железного века на ананьинской ос-755.нове, представлявшей прапермскую общность. После ее распада, по756.мнению А.П.Смирнова, выделились праудмурты (пьяноборская куль-757.тура), прапермяки и празыряне (гляденовская культура), коми-пермяки758.(ломоватовская и родановская культуры).759. В работах исследователей второй половины XX в. (О.Н.Бадер,760.В.А.Оборин, В.Ф.Генинг, М.Г.Голдина, Э.А.Савельева, А.Х.Халиков и761.д.р.) сложение пермских финнов с древнейших времен рассматрива-762.ется в современных районах расселения, но с выделением в их осно-763.вании разные археологические культуры.764. По мнению В.Ф.Генинга, В.А.Оборина и Р.Д.Годиной разделение765.пермских финнов произошло еще во второй половине I тыс. до н. э., в766.результате распада ананьинской общности и выделения пьяноборской767.основы праудмуртов и гляденовской основы пракоми. По предположе-768.нию В.А.Оборин, на базе ломоватовской культуры вырастает рода-769.новская (прапермяки) и ванвиздинская (пракоми) культуры. Сложение770.праудмуртов В.Ф.Генинг увязывает с развитием в бассейн р. Чепцы771.осинской культуры (III-IV вв. н.э.), на основе которой сформировалась772.поломская культура (III-IX вв. н.э.), а в последствии она положила на-773.чало чепецкой культуре (IX-XV вв. н.э.), увязываемой с северными уд-774.муртами. Южные удмурты, по мнению этих исследователей, разви-775.лись от пьяноборской и азелинской культур. В XV-XVII вв. в результа-776.те территориального сближения чепецкой и азелинских культур про-777.изошло сложение современных удмуртов.778. Формирование культуры прапермяков, как считают В.И.Канивц,779.Э.А.Савельева, является результатом развития гляденовской культу-780.ры, на базе которой в I – начале II тыс. н. э. сложилась ванвизидская.781.В последующем на ее основе сформировалась вымская (коми-зырян),782.печорская (печоры), родановская (коми-пермяков), вымская культура783.(коми-зырян). В отличие от выше перечисленных подходов по форми-784.рованию коми народов М.Г.Буров считает, что в этническом отноше-785.нии ванвизинская культура является угорской и только косвенно мо-786.жет быть увязана с этногенезом пермских финнов.787. В работах А.Х.Халикова, Г.А.Архипова, П.Н.Старостина азелин-788.ская культура рассматривается как основа древнемарийских племен.789.По их мнению, сложение пермских групп населения шло севернее и790.северо-западнее, на что указывают данные топонимики, исторические791.материалы, сведения марийского и удмуртского фольклора.792.А.Х.Халиков исключает возможность сложения удмуртов на основе793.пьяноборско-азелинской (южных удмуртов), гляденовско-осинско-794.поломско-чепецкой (северных удмуртов) культур, а коми на – ванвиз-795.динско-вымской (коми-зырян) и ломоватовско-родановской (коми-796. 28797. 798. 799.пермяков) культур, так как в традициях материальной культуры каж-800.дого из них имеются значительные и несовместимые различия, что не801.позволяет считать их истоками близкородственных народов, какими802.являются пермские группы. Археологически прослеживается связь803.лишь между вычегодскими коми (зырянами) и носителями вымской804.археологической культуры X–XI вв., которая, по мнению А.Х.Халикова,805.резко отличается не только от ломоватовской и родановской культур,806.хотя некоторые исследователи этнос носителей этих культур опреде-807.ляют как коми-пермяцкий. Исторически коми-пермяки от коми-зырян808.не отделяются до XV–XVI вв., а лингвистически они до сих пор счита-809.ются почти одним народом.810. Важным элементов в изучении этногенеза пермских финнов яв-811.ляются языковые включения, заимствования в материальной и духов-812.ной культуре, позволяющие выявить этнокультурные контакты с дру-813.гими народами. В.Ф.Генинг и Р.Д.Голдина отмечали, что в этногенезе814.удмурт участие принимала верхутчанская культура, сложившаяся на815.основе пьяноборско-мазунинских племен. В материалах памятников816.этой культуры ими прослежены этнические включения кушнаренков-817.ского (угорского), именьковско-романовского (славянского, балтского),818.поломского (пермского) и иных типов.819. Иное мнение представлено в работах А.Х.Халикова, Е.П.Казакова,820.отрицающих участие азелинских, мазунинских, верхутчанских, племен821.в этногенезе пермских финнов. Они считают, что следов балтского и822.раннеславянского (именьковско-романовского) воздействия на удмур-823.тов и их предков отсутствуют. Свои предположения А.Х.Халиков осно-824.вывал и на результатах исследований лингвистов, не выявивших825.древневенгерские заимствования в удмуртском языке и наоборот, но826.отмечавших наличие венгерских основ слов в пермских языках анало-827.гичных в большинстве своем подобным заимствованиям в чувашском828.и в других тюркских языках. Присутствие таких включений лингвисты829.объясняли контактами пермских финнов с уграми (ханты и манси)830.Приуралья и или тюрко-уграми (ломоватово-поломоские и болгарские831.истоки), но не с венгеро-мадьярскими (кушнаренковская культура)832.связями. От древних венгров (кушнаренковцев) предки удмуртов, по833.мнению А.Х.Халикова, были отрезаны ломоватовско-поломским ми-834.ром.835. В целом конце эпохи бронзы и начале раннего железа (рубеж II-I836.тысячелетий) возникают предпосылки сложения ананьинской истори-837.ко-культурной общности, ставшей основой формирования восточных838.финских племен. К этому времени, вероятно, относятся и проникнове-839.ние индоиранских заимствований, сохранившихся в языке коми, но ут-840.раченные в удмуртском языке. Объяснения более позднего проникно-841.вения, представляются невозможными вследствие отсутствия контак-842.тов прапермских племен с ираноязычным населением после прекра-843.щения существования ананьинской общности.844. 29845. 846. 847. В IV-III вв. до н.э. в результате распада этой общности происходит848.образование пьяноборской, кара-абызской и гляденовской культур,849.ставших этнокультурной основой формирования восточных финнов.850.Многие элементы гляденовской культуры становятся характерным для851.материальной и духовной культуры пермских финнов. В V в. южные852.(прикамские) районы расселения гляденовских племен проникают853.пришлые племена, в следствие, чего в районах Прикамья, по мнению854.исследователей, оформляется новая культура, получившая название855.ломоватовской. Большая часть гляденовских племен, очевидно, пере-856.мещается в северные и северо-западные районы (бассейн Вычегды,857.Вятки), где в IV-V вв. возникает ванвиздинская культура. До сих пор858.спорным остается вопрос об этносе пришельцев, начавших формиро-859.вание ломоватовской культуры. Некоторые исследователи считают,860.что это угроязычные племена, которые до XII-XIII вв. проживали затем861.в бассейне Среднего и Верхнего Прикамья. А.Х.Халиков не исключает862.возможность, что в их составе были и древние тюрки, а также считает,863.что к концу I тыс. н.э. еще сохранялась прапермская общность, архео-864.логически выраженная памятниками ванвиздинской культуры в бас-865.сейне р. Ветлуги, Верхней и Средней Печоре, Верховьях Вятки.866. Эта культура, несомненно, продолжала гляденовские традиции:867.сочетание обряда трупоположения и трупосожжения, глиняная округ-868.лодонная посуда с гребенчатым и шнуровым орнаментом в сочетании869.с однорядными ямочными вдавлениями. Вероятно, что в бассейне р.870.Вятки на основе ванвиздинской культуры под влиянием постананьин-871.ского населения пьяноборско-азелинского круга шло формирование872.праудмуртов, близких в культурном отношении к ванвиздинским тра-873.дициям.874. В бассейне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: