“Ионные равновесия в растворах электролитов”
Опыт 1. Влияние растворителя на степень диссоциации.
1. Налейте в пробирку из капельницы 8 – 10 капель спиртового раствора хлорида меди и прибавьте несколько капель воды до изменения окраски раствора. Объясните это явление. Какую окраску вызывают ассоциированные ионы и какую гидратированные ионы меди?
2.Напишите уравнение диссоциации CuCl2 с учетом установившегося равновесия. Покажите, в какую сторону сместится ионное равновесие при разбавлении.
Сделайте вывод о том, как влияет природа растворителя на степень диссоциации электролита.
Опыт 2. Влияние одноименно иона на степень диссоциации электролита.
1.Возьмите пробирку с водным раствором CuCl2 и прибавьте к нему из капельницы концентрированной соляной кислоты до изменения окраски раствора. Чем вызвано это изменение?
2. Учитывая результаты первого опыта, определите, как влияет добавление HCl на ионное равновесие в растворе хлорида меди. Покажите на уравнении диссоциации, в какую сторону смещается равновесие между свободными и ассоциированными в молекулу ионами в растворе при введении в него одноименного иона. Сделайте вывод о том, как изменяется степень диссоциации электролита при введении в его раствор одноименного иона.
|
|
Опыт 3. Уменьшение степени диссоциации основания при добавлении одноименного катиона.
1. Налейте 1 / 4 объема пробирки дистиллированной воды, прибавьте 1-2 капли фенолфталеина и 1 каплю раствора гидроксида аммония NH4OH. Что наблюдается? Какие ионы вызывают окрашивание раствора? Напишите уравнение диссоциации NH4OH с учетом установившегося равновесия и выражение константы его диссоциации.
2. Прибавляйте кристаллики соли NH4Cl до обесцвечивания раствора. Покажите на уравнении диссоциации NH4OH, в какую сторону смещается равновесие между ионами и молекулами в растворе NH4OH при введении одноименного иона (NH4+).
Сделайте вывод о том, как изменяется степень диссоциации основания при введении в его раствор одноименного иона.
Опыт 4. Влияние одноименного иона на растворимость соли
1. Налейте 1 / 4 объема пробирки насыщенного раствора поваренной соли (NaCl), прибавьте из капельницы концентрированной соляной кислоты. Что наблюдается?
2. Составьте уравнение диссоциации хлорида натрия в насыщенном растворе. Покажите стрелкой, как смещается ионное равновесие в присутствии одноименных ионов в гетерогенной системе.
Сделайте вывод о том, как влияет на растворимость соли введение в ее раствор одноименных ионов.
Опыт 5. Амфотерные свойства гидроксида алюминия Al(OH)3
1. Налейте 1 / 3 пробирки раствора соли алюминия и прибавьте несколько капель раствора NH4OH. Какое вещество выпадает в осадок? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
|
|
2. Половину содержимого пробирки перелейте в другую пробирку. После этого в первую пробирку прилейте кислоты, а во вторую - щелочи до растворения осадка. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3. Напишите уравнение диссоциации гидроксида алюминия по щелочному и кислотному типу и составьте выражения соответствующих констант диссоциации. Определите, как влияет на установившееся в растворе равновесие прибавление кислоты, щелочи. Как изменяется при этом степень диссоциации Al(OH)3 по кислотному и щелочному типам? Сделайте вывод о том, какими свойствами обладают амфотерные электролиты в кислой и щелочной средах.
Опыт 6. Определение рН водопроводной и дистиллированной воды.
1. Нанесите каплю водопроводной воды на полоску индикаторной бумаги.
2. Нанесите каплю дистиллированной воды на полоску индикаторной бумаги.
3. Сравните окраску индикаторной бумаги с эталонной, определите значения рН и запишите их в таблицу:
Водородный показатель | Водопроводная вода | Дистиллированная вода |
pН |
Чем объясняется изменение величины рН?
Опыт 7. Определение рН сильной и слабой кислот
1. С помощью индикаторной бумаги определите рН раствора соляной кислоты (Сэк = 0,1) и раствора уксусной кислоты (Сэк = 0,1).
2. Рассчитайте концентрацию ионов [Н+]. Результаты запишите в таблицу:
Концентрация | Сэк НCl = 0,1 | Сэк СH3COOH = 0,1 |
pH | ||
[H+] |
Сделайте вывод о величинах степеней диссоциации в этих растворах соляной и уксусной кислот. Напишите уравнения электролитической диссоциации исследованных кислот.
Опыт 8. Определение влияния одноименного иона на степень диссоциации уксусной кислоты.
1. Налейте 1 / 4 пробирки раствора уксусной кислоты с молярной концентрацией эквивалента равной 0,1, определите его рН с помощью индикаторной бумаги.
2. Добавьте в пробирку с раствором уксусной кислоты несколько кристалликов уксуснокислого натрия CH3COONa. Взболтайте пробирку до полного их растворения и снова определите рН. Как изменилась окраска? Рассчитайте концентрацию ионов [Н+] в обоих растворах. Результаты занесите в таблицу:
Концентрация | СэкСН3СООН =0,1 | СH3СООН + СН3СООNa |
pH | ||
[H+] |
Сделайте вывод о том, как влияет добавление одноименного иона на степень диссоциации кислоты. Напишите уравнения электролитической диссоциации уксусной кислоты и ее соли.
Опыт 9. Гидролиз солей.
Определить рН растворов следующих солей: NaCl; Na2CO3; Al2(SO4)3; CH3COONH4. Результаты занесите в таблицу:
Соль | рН | Соль | рН |
NaCl | Al2(SO4)3 | ||
Na2CO3 | CH3COONH4 |
Напишите в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения гидролиза указанных солей. Сделайте вывод о том, какие соли подвергаются гидролизу.
Опыт 10. Совместный гидролиз солей.
В пробирку с раствором сульфата алюминия Al2(SO4)3 добавьте раствор карбоната натрия Na2CO3. Что наблюдается? Измерьте величину рН раствора. Напишите в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения совместного гидролиза указанных солей. Сделайте вывод о том, как влияет совместное присутствие солей на гидролиз каждой из них.
Приложения.
Таблица 1. Сильные и слабые электролиты
Сильные | Слабые | ||||||||
Название | Формула | a(%) в р-ре, Сэк=0,1 | Название | Формула | a(%) в р-ре Сэк=0,1 | ||||
Соляная | HСl | Сернистая | H2SO3 | ||||||
Бромисто-водородная | HВr | Фосфорная | Н3РО4 | ||||||
Иодисто-водородная | HI | Фтористо-водородная | HF | 8,5 | |||||
Азотная | HNO3 | Уксусная | СН3СООН | 1,3 | |||||
Серная | H2SO4 | Угольная | Н2СО3 | 0,17 | |||||
Хлорная | HНlO4 | »100 | Сероводо-родная | H2S | 0,07 | ||||
Марганцевая | HMnO4 | - | Синильная | HCN | 0,1 | ||||
Гидроксид натрия | NaOH | Гидроксид аммония | NH4OH | 1,3 | |||||
Гидроксид Калия | КОН | Все нерастворимые основания | |||||||
Гидроксид бария | Ва(ОН)2 | ||||||||
Почти все соли – сильные электролиты (a» 100%) | |||||||||
Таблица 2. Кажущаяся степень диссоциации (a каж.) электролитов в водных растворах с Сэк = 0,1 при 18 оС
|
|
Электролит | Формула | a, каж., % | Электролит | Формула | a каж., % | ||
Кислоты | Соли | ||||||
Азотная | HNO3 | Хлорид натрия | NaCl | ||||
Соляная | HCl | ||||||
Серная | H2SO4 | Хлорид калия | KCl | ||||
Щавелевая | H2C2O4 | Сульфат натрия | Na2SO4 | ||||
Фосфорная | H3PO4 | Хлорид магния | MgCl2 | ||||
Сернистая | H2SO3 | Хлорид алюминия | AlCl3 | ||||
Плавиковая | HF | Сульфат меди | CuSO4 | ||||
Основания | Основания | ||||||
Гидроксид калия | KOH | Гидроксид натрия | NaOH | ||||
Таблица 3. Константы диссоциации (Кд) слабых электролитов в водных растворах (при 25OC)
Электролит | Уравнение диссоциации | Кд, моль/л |
Азотистая кислота | HNO2 H+ + NO2- | 4,0 10-4 |
Борная кислота | H3BO3 H+ + H2BO3- H2BO3- H+ + HBO32- HBO32- H+ + BO33- | 5,8 10-10 1,8 10-13 1,6 10-14 |
Вода | H2O H+ + OH- | 1,8 10-16 |
Кремниевая кислота | H2SiO3 H+ + HSiO3- HSiO3- H+ + SiO32- | 2,2 10-10 1,6 10-12 |
Муравьиная кислота | HCOOH H+ + HCOO- | 1,8 10-4 |
Ортофосфорная кислота | H3PO4 H+ + H2PO4- H2PO4- H+ + HPO42- HPO42- H+ + PO43- | 7,5 10-3 6,2 10-8 2,2 10-13 |
Сернистая кислота | H2SO3 H+ + HSO3- HSO3- H+ + SO32- | 1,3 10-2 5,0 10-6 |
Сероводородная кислота | H2S H+ + HS- HS- H+ + S2- | 5,7 10-8 1,2 10-15 |
Синильная кислота | HCN H+ + CN- | 7,2 10-10 |
Угольная кислота | H2CO3 H+ + HCO3- HCO3- H+ + CO32- | 4,3 10-7 5,6 10-11 |
Уксусная кислота | CH3COOH H+ + CH3COO- | 1,8 10-5 |
Фтороводородная кислота | HF H+ + F- | 7,4 10-4 |
Щавелевая кислота | H2C2O4 H+ + HC2O4- HC2O4- H+ + C2O42- | 5,9 10-2 6,4 10-5 |
Электролит | Уравнение диссоциации | Кд, моль/л |
Гидроксид алюминия | Al(OH)3 Al(OH)2+ + OH- Al(OH)2+ AlOH2+ + OH- AlOH2+ Al3+ + OH- | 7,4 10-9 2,1 10-9 1,4 10-9 |
Гидроксид аммония | NH4OH NH4+ + OH- | 1,8 10-5 |
Гидроксид железа - III | Fe(OH)3 Fe(OH)2+ + OH- Fe(OH)2+ FeOH2+ + OH- FeOH2+ Fe3+ + OH- | 4,8 10-11 1,8 10-11 1,4 10-12 |
Гидроксид олова – II | Sn(OH)2 SnOH+ + OH- SnOH+ Sn2+ + OH- | 3,5 10-10 1,3 10-12 |
Гидроксид серебра | AgOH Ag+ + OH- | 9,6 10-4 |
Гидроксид свинца | Pb(OH)2 PbOH+ + OH- PbOH+ Pb2+ + OH- | 9,5 10-4 3,0 10-8 |
Гидроксид цинка | Zn(OH)2 ZnOH+ + OH- ZnOH+ Zn2+ + OH- | 5,0 10-5 1,5 10-9 |
Таблица 4. Произведение растворимости (ПР)
|
|
малорастворимых электролитов в воде (при t = 25ОС)
Am+n Bn-m (тв) n Am+(p-р) + m Bn-(p-р);
ПР = [Am+]n [Bn-]m, мольn+m/л n+m,
[ ] – равновесная концентрация иона, моль/л
Вещество (электролит) | ПР | Вещество (электролит) | ПР |
AgCl | 1,6 10-10 | MnS | 2,0 10-15 |
AgBr | 4,4 10-13 | NiS | 1,1 10-27 |
AgI | 9,7 10-17 | PbCl2 | 2,1 10-5 |
Ag2CO3 | 8,2 10-12 | PbI2 | 9,8 10-9 |
Ag2C2O4 | 1,1 10-11 | PbSO4 | 1,6 10-8 |
Ag2SO4 | 4,4 10-5 | PbS | 3,6 10-29 |
Ag2S | 1,6 10-49 | ZnS | 7,4 10-27 |
BaCO3 | 8,1 10-9 | AgOH | 1,9 10-8 |
BaSO4 | 1,1 10-10 | Al(OH)3 | 5,1 10-33 |
MgCO3 | 1,0 10-5 | Cr(OH)3 | 6,7 10-31 |
CaCO3 | 4,8 10-9 | Cu(OH)2 | 5,0 10-19 |
CaF2 | 4,0 10-11 | Fe(OH)2 | 1,6 10-15 |
CaSO4 | 4,4 10-5 | Fe(OH)3 | 3,8 10-38 |
Ca3(PO4)2 | 1,0 10-25 | Mg(OH)2 | 5,5 10-12 |
CdS | 1,2 10-28 | Ni(OH)2 | 1,6 10-14 |
CuS | 4,0 10-38 | Pb(OH)2 | 1,0 10-15 |
FeS | 3,7 10-19 | Zn(OH)2 | 1,3 10-17 |