Происхождение, воспитание и личность Блока. Его концепция собственного жизненного и творческого пути как «трилогии вочеловечения».
Период «тезиса» (1898-1903гг.). Раннее творчество: от лирического дневника к циклу «Аnte lucem». Знакомство с идеями В. Соловьева и «Стихи о Прекрасной Даме»; символизм раннего Блока. Идейный кризис и «Распутья».
Период «антитезиса» (1904-1907гг.). Книга «Нечаянная радость» (циклы «Пузыри земли», «Город» и др.). Идея «стихии» как основная в этот период. Прощание с «Вечной Женственностью» и поиск новых ценностей. Тема города и ее связь с реалистической и демократической традициями. Изменение темы любви на основе «стихийного» мироощущения». «Снежная Маска» и завершение второго периода творчества.
Период «синтеза» (1908-1917гг.). Цикл «Вольные мысли» и переоценка ценностей. Утверждение народности и историзма в лирике: «Заклятие огнем и мраком», «На поле Куликовом». Национальная сущность поэзии зрелого Блока (сборник «Родина»). Поэмы «Соловьиный сад» и «Возмездие» как итоговые произведения дооктябрьского Блока.
|
|
2.2 Акмеизм. Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Идейно философские связи с символизмом. Реформа эстетической системы символизма. Теоретическая программа акмеизма. Поворот к «вещной жизни», к искусству «прекрасной ясности». Реформа поэтического стиля. Расширение метрических возможностей стиха. Многожанровость творчества акмеистов (поэзия, проза, драматургия, мемуары, критика). Журналы «Аполлон» и «Гиперборей».
Н.С. Гумилев (1886-1921)
Русская поэзия 1910-х гг.: кризис символизма и появление акмеизма. Особенности акмеистской поэтики. Гумилев как вождь акмеизма и теоретик поэзии.
Положительный герой поэзии Гумилева («Капитаны», «Мои читатели» и др.), его биографическая и литературная основа. Тема любви в творчестве и истоки ее трагедийности. Мистико-рефлектирующее начало в лирике Гумилева («Прапамять», «Канцона вторая» и др.).