1. Бессмертие человека может реализоваться как нечто символическое и реальное.
2. Символическое бессмертие — это бессмертие телесности — в продолжении рода, через продление жизни, а также бессмертие личности в культуре. Бессмертие человека через продление-порождение телесности и творческую объективацию может быть только условно. Эти формы понимания и проявления бессмертия человека условны и символичны потому, что в них человек утрачивает свое личностное саморазвитие.
3. Бессмертие как реальность, действительное бессмертие возможно лишь как Вечность Личности — Вечность самосознания и самосотворения. Именно такое бессмертие есть онтологическое бессмертие человека — бессмертие всей полноты личностного бытия.
4. Бессмертие личности как вечность самосознания и самосотворения выступает преодолением времени как Бесконечности и делает его Вечностью как всеединство времен. Выход в Вечность — подвиг личности, высший триумф самосотворения и любви. Поэтому выход в Вечность — это сотворение Вечности. Более того, это самосотворение Вечности.
|
|
5. В итоге мы приходим к тому, что в зависимости от личностной наполненности жизни человек может быть в жизни-времени и в жизни-Вечности.
Жизнь-время есть развернутость в телесности рода и цивилизации, жизнь-Вечность реализует себя в культуротворении и выходе за его пределы к сотворению любви и свободы — бытиетворению. Поэтому жизнь-Вечность — глубинное выражение запредельного бытия человека.
Рано или поздно человек делает выбор между жизнью-временем и жизнью-Вечностью.
Выбор жизни-Вечности — это персонализация жизни, вытеснение из нее скуки и тоски, порожденных временем как бесконечным возвращением одного и того же. Жизнь-Вечность — это победа над временем как уснувшим и беспамятным самосотворением. Именно такая жизнь дает человеку возможность не только верить в бессмертие, но и быть в бессмертии.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Бердяев Н. О назначении человека. — М., 1993.
· Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. — М., 1993.
· Блаватская Е. Перевоплощение // Переселение душ. — М., 1994.
· Вергилий. Энеида // Буколики. Георгики. Энеида. — М., 1979.
· Горак Г.І. Смисл життя, безсмертя буття і доля людини // Філософсько-антропологічні читання’96. – 1996. – Вип. 2.
· Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения // Переселение душ. — М., 1994.
· Калиновский П. Смерть и после. — Спб., 1994.
· Крилова С. Становлення гуманітарної еліти України та ідея безсмертя особи в українській класичній філософії // Розбудова держави.— 1997.— № 4.
|
|
· Крилова С. Безсмертя особистості: ілюзія чи реальність? — К., 1999.
· Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. — Спб., 1993.
· Лукреций Кар. О природе вещей. — М., 1933.
· Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. — М., 1994.
· Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. — К., 1994.
· Платон. Федон // Сочинения: В 4 т. — М., 1993. — Т. 2.
· Роменец В. А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. — К., 1989.
· Федоров Н. Философия общего дела // Сочинения. — М., 1982. —Т. 1.
· Фейербах Л. Вопрос о бессмертии души с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. — М., 1955. — Т. 1.
· Хамітов Н., Кіхно О. Служіння смерті у фашизмі й комунізмі // Сучасність. — 1992. — № 2.
· Хамітов Н. Філософія містики. Фрагменти з книги // Генеза. — 1995. — № 1.
· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.
· Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
· Юнг К. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — М., 1994.
ЛЕКЦИЯ 8
Трагическое противоречие человека и Бога
и его разрешение: Богочеловек
1. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА КАК КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И БОГА.
2. БОГОЧЕЛОВЕК КАК ЕДИНСТВО ГЕНИЯ, ГЕРОЯ И СВЯТОГО.
3. КАТЕГОРИЯ БОГОЧЕЛОВЕКА: ОСНОВАНИЕ И ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
§ 88