Гениальности в мире противостоит героизм. Под героизмом можно понимать власть человеческого духа над собственным телом с его инстинктом самосохранения и над социальной жизнью людей. В отличие от Гения Герой более тесно включен в жизнь общества; его дух находит себя в противоположной стихии — телесного бытия людей. Герой, как и Гений, рождается как воля к власти над собой. Но если Гений продолжает развивать ее дальше и превращает в волю к вдохновению, то Герой делает ее средством, постепенно переходя в пространство воли к власти над внешним миром. Это происходит потому, что Герой овладевает собственным телом, а не духом. Такое овладение конечно, и если оно не завершается подвигом и смертью Героя, он стремится овладеть окружающими людьми и подчинить их своей воле.
На этом пути он превращается в Вождя, властвуя над своим народом и стремясь овладеть другими народами. В бытии Вождя жизнь Героя интимно связывается с жизнью Гения — Герой как Вождь нуждается в мифотворчестве для возвеличивания и освящения своей власти. Но это мифотворчество есть усеченное мифотворчество, оно лишается своей свободы и вырождается в идеологию.
Герой властвует над телесностью мира. Однако телесность мира сама властвует над ним, разрушая его свободу аффектами и страстями, которые могут привести к абсолютному одиночеству властвующего.
Создавая произведения, Гений также властвует над телесностью, но он властвует над ней, одухотворяя телесность. Когда художник создает картину, то он из безжизненного холста и мертвых красок порождает нечто живое и одухотворенное.
Герой же как Вождь и Властелин, даже если он служит идее, выходящей за пределы его личности, в конце концов приходит к превращению духовного в телесное — он превращает свободных людей в объекты своего властвования. Однако Герой, в отличие от Гения, способен воздействовать на мир поступком, постоянно рвущимся за пределы его личности. Поэтому Гений влияет на мир не только своими текстами и образом жизни, но и благодаря деятельности Героев, желающих воплотить их мифологии в реальность через обоснование своей власти. В мифологии Герой пытается отыскать и смысл своей власти, выходящий за пределы телесности. Поиск этого смысла приближает их к Гениям...
Гениальность есть возвышение над героизмом, но героизм есть трагическое воплощение гениальности в мире людей. Воля к власти над миром возвышается до воли к власти над собой и вдохновения, однако воля к власти над собой и вдохновение должны вернуться к миру и побудить его к изменению.
Но стремление к такому изменению часто приводит в тупик. Герой превращается в тирана, мифология — в идеологию, Гений же еще больше отчуждается от мира. Поэтому совершенно очевидно, что деятельность и Гения, и Героя нуждается в очищении. И таким очищением в человеческой истории выступает святость.
§ 96