Краеведение как наука : основные понятия, источники, методология и историография

Краеведение как наука, научная дисциплина и как отрасль гуманитарной практики несёт в себе значительный научно-прикладной и воспитательный потенциал: оно выполняет функцию культурологической адаптации людей. Нам представляется, что обучение краеведению должны проходить переселенцы в ту или иную местность из других государств (после распада СССР их много в каждом регионе РФ), приезжие из дальних местностей России, например, на работу, учёбу, чтобы уверенно чувствовать себя в культурно-бытовом пространстве принявшего их региона. Для этого им необходимо познакомиться с историей, культурой края – места нового проживания-пребывания, другими словами, пройти культурологическую адаптацию. Без этого невозможна их аккультурация, и они так и останутся чужаками, причем по своей собственной вине. Ведь в России, по В. И. Далю, так: «что край, то обычай, что народ, то вера, что купец, то и мера». Есть и выражение: «Что двор, то говор». Именно так, с помощью элементарных краеведческих познаний, можно приблизить переселенцев к культуре края, мягко «погрузить» их в новый быт, сблизить с местными жителями, помочь войти в их общность.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения.

В самом деле, география обходится без оценок География как наука "спокойнее", строже и бесстрастнее. Но это и является своего рода ее "общественным недостатком". Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д., и т.л.). С этой точки зрения "моральная отдача" краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика И при всей необходимости географии как науки краеведение гораздо более "воспитывающая наука", наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения.

Есть еще одна чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет "двух уровней". Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для "широкой публики". Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу.

В собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей (науки, участвующие в создании краеведения, перечислены мною выше), так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в "бабушкиных сундуках", а также просматривающие старые газеты, регистрирующие мемориальные деревья и пр., и пр. Всего не перечислишь. Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры.

Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще — "добрососедства" с историей, культурой или природой...

Краеведение — научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением. Биолог, исследующий любые явления жизни, не вносит никакого нового начала в самый объект исследования. Можно применить открытия биолога для изменения тех или иных форм жизни, но само по себе одно только исследование не изменяет предмет изучения. Литературоведение и искусствоведение любых объектов открывает в них что-то новое для читателя, зрителя, слушателя. Но это "новое", если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора Предмет искусства благороден сам по себе.

Иное дело краеведение. Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались. Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал И. Левитан. Мы по особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского.

И ведь в сущности происходит то же самое, когда мы узнаем сведения по растительности местности, по ее животному миру, геологии, климату и т. д. и т. п.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.

Исходным моментом научной работы должно явиться ознакомление с литературными, историческими и архивными материалами. Материалы эти могут быть весьма обширными, а выявление их потребует большого внимания и немало времени. Работу следует начать с выписок из имеющихся библиографических указателей, которые в дальнейшем должны дополняться данными из каталогов книжных собраний и самих книг. В крупных центрах к этому делу лучше всего привлечь библиографов; в районах работу смогут провести сами краеведы с участием местных библиотекарей, архивариусов и лиц, хорошо знакомых с литературой по данному району и его архивами. В составляемом библиографическом списке надо точно указывать фамилию и имя (или инициалы) автора, полное название работы, наименование или фамилию издателя, место и год издания, число страниц. Если нужный материал представляет собою не отдельное издание, а статью или главу книги, то должны быть указаны страницы издания, на которых находится эта статья или глава. Страницы указываются также во всех случаях, когда приводятся цитаты или ссылки на те или иные работы. Если статья или заметка дана без фамилии и без инициалов автора, то она отмечается как анонимная. B списке, наконец, надо приводить все названия полностью, избегая каких бы то ни было сокращений слов.

При описании архивных дел необходимо указывать название архива, отдел, номер и название папки, общее количество листов дела и номера листов, непосредственно относящихся к делу.

Библиографический и архивный указатели надо дать отдельно; названия в них располагаются в алфавитном порядке.

Составление библиографического списка уже само по себе представляет ценную научную работу; в то же время описок будет иметь существенное значение для дальнейшего изучения литературных источников и при распределении этой работы между несколькими лицами.

Из литературных материалов необходимо использовать, прежде всего издания, связанные с историей и археологией района, как например издания местных архивных комиссий, местных обществ по изучению истории, археологии, этнографии, старые и новые издания музеев, краеведных обществ и краеведных бюро, а также отчеты и монографии, касающиеся истории материальной культуры данной местности, изданные в центре. Очень обильный материал может быть найден во всевозможных статистических и экономических описаниях губерний и прочих материалах, издававшихся земствами. Множество бессистемных, мелких, но ценных по сообщаемым сведениям, заметок можно найти в старых губернских газетах, епархиальных ведомостях, описаниях епархий и приходов, а также в различного рода мелких периодических изданиях местного значения. Менее обильные, но зато более ценные данные могут быть извлечены из монографий, и исследовательской периодики, особенно же из изданий специально геологического характера и отчетов различных экспедиций и обследований.

Много интересных и ценных сведений можно почерпнуть из всякого рода старых описаний и путешествий (напр. Озёрецковского, Лепехина, Далласа, Гмелина и др.).

Очень внимательному изучению должны быть подвергнуты всевозможные летописи. Мы, конечно имеем в виду не столько известные и опубликованные своды, изучение которых легко может быть произведено и в центре, но всякого рода местные летописи, то рукописные, то опубликованные тем или иным местным издательством, организацией, ими лицами. Богатейший материал для XVI-XVIII веков могут дать писцовые книги, которым должно быть уделено особое внимание, межевые акты и т. п.

Изучение рукописных материалов должно дать огромные результаты, и необходимую для этого архивную работу нужно, во что бы то ни стало поставить на должную высоту. Наиболее свежие и, пожалуй, наиболее полные сведения по отдельным точкам можно разыскать в архивах местных геологоразведочных организаций, большая часть отчетов которых не издается, а лишь хранится в фондах.

Подобные же сведения могут быть обнаружены в архивах крупных промышленных предприятий, приисков, в земских и городских архивах, в архивах советов и их земельных отделов, в музейных, а также в старых помещичьих, монастырских, заводских и прочих архивах. Большая часть этих старых архивов хранится в областных или бывших окружных центрах.

При проведении библиографической и архивной работы необходимо также уделить внимание проверке и уточнению имеющихся топонимических данных. Старинные названия очень часто с удивительной точностью дают характеристику местностей и часто определяют их роль в культурной жизни и хозяйстве давшего эти названия древнего населения. Такие, например наименования, как Железница, Рвы, Ямы, Рудники, Рудня и т. д., служат важным указанием на производившиеся здесь разработки, так же как названия Городище, Могильцы и др. на наличие в местности древних укреплений и курганов. Это в особенности следует учитывать, работая в национальных районах, где точность топонимических данных имеет зачастую решающее значение для выявления интересующих нас точек. Собирание данных топонимики удобнее всего производить, просматривая старые списки населенных мест, урочищ, межевые акты, планы владений, всякого рода старые описания, писцовые книги, земельные акты и особенно подробные карты района. Почерпнутые отсюда сведения необходимо дополнить путем опроса населения, а также всякого рода косвенными указаниями, заимствованными из литературных и архивных источников.

Нередко старинные географические названия по тем или иным причинам меняются; это чаще бывает с названиями селений и деревень, значительно реже с названиями речек, ручьев, пустошей и пр.

Если изменение названия произошло недавно, оно может быть восстановлено, но памяти старожилов. Если же смена названий имеет многолетнюю давность, то восстановить их можно лишь путём архивных изысканий и внимательного изучения старых документов.

Путем архивной работы можно установить и случайность связи отдельных названий с понятиями. Так например наименование Рудаково не обязательно указывает на наличие здесь древних разработок: оно может быть связано и с фамилией владевшего землей или деревней помещика.

Краеведение исторично, поскольку это история развития человеческого общества и природы в данной местности, на данной территории. Определённый факт может стать историческим по прошествии некоторого времени. Информацию о фактах прошлого дают источники.

Источник – всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной и духовной культуры.

Источники по своему характеру и содержанию разнообразны. Основные источники можно разделить на: вещественные (материальные), письменные, устные. Всего можно выделить шесть групп источников.

1. Археологические источники. Эта группа источников материальна и объективна. К ним относят поселения, погребения, клады, орудия труда, предметы быта, украшения и пр. На основе археологических источников воссоздают социально-экономическую историю эпох, которые не достаточно или совсем не освещены письменными источниками.

2. Этнографические источники. Этнография (от этнос и...графия), (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру. Основным объектом этнографического исследования являются этносы – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этнография – это историческая наука, поэтому изучает этносы в их историческом развитии на всём временном протяжении истории человечества. Этнография, в отличие от истории, шире, так как изучает и историю дописьменных народов.

Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но её данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Историческая этнография (историческая примоэтнология) восстанавливала не только исчезнувшие первобытные социоисторические общества, но и минувшие этапы развития, продолжавших существовать этносов. В результате возникала возможность сравнить одни и те же первобытные и предклассовые общества на разных отрезках времени и проследить эволюцию их культуры и социальных отношений. Так этнография от исследования статики конкретных первобытных обществ перешла к изучению динамики их развития.

Заметную роль в развитии этнографии сыграл В.Н. Татищев. Именно он впервые попытался создать описание народов России и выяснить их происхождение. Он разработал программу сбора этнографических сведений, анкеты (вопросы истории народа, его происхождения, антропологического типа, рода занятий, прежнего образа правления, семейных и правовых обычаев, обрядов, верований и т.п.).

Изучение этнографии русского народа началось позднее, чем изучение нерусского населения, что было вызвано потребностью управления и сбора налогов. Такая работа была начата только в конце XVIII в.

Этнографические источники разделяют на материальные и духовные. Материальные источники – объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды. К ним относят: орудия труда; жилища и хозяйственные постройки; пищу (культурные растения и домашние животные); одежду; украшения; транспортные средства и пр. Духовные источники – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.

Этнографические материалы – ценнейший источник изучения края, в том числе и тамбовского.

3. Памятники. К этой группе источников относят: памятники архитектуры и градостроительства,

памятники культуры и искусства, исторические памятники, памятники природы.

Памятники архитектуры и градостроительства – это произведения строительного искусства, которые отражают в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства, эстетические воззрения своей эпохи. Объектами краеведческих исследований являются: деревянная и каменная архитектура, оборонное зодчество, культовые здания и гражданские сооружения.

Исторические памятники – места, здания или сооружения, непосредственно связанные с историческим событием или личностью; здания или сооружения, воздвигнутые или установленные в честь какого-либо исторического события или личности. В этой группе особое место занимают историкогероические памятники, связанные с борьбой против иноземных захватчиков.

Памятники природы. По определению Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. памятниками природы называются «отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства». По определению Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. – «уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения». Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Памятники природы разделяют на: геологические, геоморфологические, гидрологические (водные),ботанические, зоологические и комплексные.

К геологическим памятникам природы отнесены обнажения различных геологических эпох и минеральные воды. Понятие геоморфологические памятники объединяет овраги, балки, останцы. К ботани-

ческим памятникам относят: как типичные, так и уникальные, лесные урочища и резерваты эталонного значения; лесные участки, особо ценные по породному составу, продуктивности, строению насаждений; дендрологические парки и одиночные ботанические памятники. К зоологическим памятникам отнесены редкие животные, занесённые в Красные книги РФ

4. Письменные источники. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая закреплять речь во времени и передавать её на расстояние, то есть средство закрепления знаковой информации. Совокупность письменных средств общения, объединённых системой письма или одним алфавитом, называется письменностью. Под понятием «письменность» также понимают совокупность письменных памятников какого-либо народа или эпохи. Письменные источники разделяются на рукописные и печатные. По сути они субъективны, поэтому при изучении письменных источников необходимо установить не только подлинность источника, но и достоверность изложенных в нём фактов. Для этого используются методы таких дисциплин как источниковедение, палеография, археография, лингвистика и др.

В краеведении письменные источники играют ведущую роль. Сбором и публикацией письменных исторических документов занимались известные ученые, просветители, краеведы. В 1834 – 1917 гг. при министерстве народного просвещения действовала специально созданная для этих целей археографическая комиссия. После 1917 г. теми же функциями наделялась специальная комиссия при Академии наук.

В России работает, оценочно, не менее полутора тысяч краеведов, напечатавших хотя бы одну книжку. Подвижники местной истории проявляют себя едва ли не в каждой городской и сельской средней школе, масса людей посвящает краеведению свой досуг. На 1 января 1996 г. в 89-ти субъектах Российской Федерации насчитывалось 1087 городов, 2022 поселка городского типа и 1900 административных районов. В каждом есть хотя бы один краевед, публикующийся по меньшей мере в районной газете. Прибавьте сюда сотрудников краеведческих музеев, студентов, избравших в качестве курсовых или дипломных работ историю своего города, села или фабрики, школьников... И речь пойдет о десятках тысяч исследователей, действующих на ниве краеведения.

Являясь частью науки о прошлом, историческое краеведение в принципе конечно же должно подчиняться тем же законам познания, что и макроистория. Однако в руках краеведа его рабочий инструмент – метод – требует несколько иной техники применения. Краевед располагает более узким полем исследования, поэтому у него острее дефицит документальных и переизбыток устных источников. Краевед имеет дело с живыми людьми или, по крайней мере, живыми потомками героев своих книг.Более широко он использует междисциплинарный метод в силу того, что книги на местные темы часто требуют обращения к многогранной действительности, от природопользования до психологии.

Между тем с начала девяностых годов ХХ столетия наблюдается упадок интереса к методологии истории вообще. С тревогой отмечается «почти всеобщее и полное методологическое одичание», в результате чего подбор, анализ и интерпретация фактов осуществляются «на основе ничем не прикрытого авторского субъективизма». В докладе академика-секретаря Отделения истории РАН, известного методолога И.Д. Ковальченко на общем собрании Отделения по итогам 1994 года говорилось об острой нехватке научных работ, развивающих системность исследований, сравнительно-исторический подход. «Среди публикаций, вышедших в 1994 году, работы содержащие комплексный, многофункциональный, междисциплинарный анализ исследовательской проблемы, можно пересчитать по пальцам», – сетовал ученый.

Естественно, "методологическое одичание" не могло не найти своей жертвы и в образе краеведения. Оно и раньше развивалось преимущественно как любительская отрасль, не считая, может быть, первого десятилетия советской власти - "золотого десятилетия" краеведения, как его назвал С.О. Шмидт. Но тогда оно приняло в свои ряды профессиональных историков с университетских кафедр, принесших с собой идеи позитивизма, предъявлявшего высокие требования к технике познания. Сегодня совершенно иная ситуация: большие ученые в краеведение не идут хотя бы потому, что оно практически не финансируется, а если это делается (краеведческие музеи), то о зарплатах музейщиков лучше стыдливо помалкивать.

Краеведу-исследователю не на что стало опереться. Каждый действует по собственному наитию, полагаясь на «здравый смысл», который, как известно, у каждого свой. В результате нарушаются «правила игры», пишущие перестают понимать друг друга, говоря об одних и тех же проблемах.

Кое-кому такое положение нравится - тем, кто желает играть без правил. Ведь орудие метода ставит предмет исследования в определенные рамки, выход за который невозможен без нарушения правил формальной логики.

С другой стороны, не всякий труд, расказывающий о событиях местной истории, можно назвать научным, даже если автор использует методы исследования. В повести А.С. Пушкина «История села Горюхина» присутствуют все внешние признаки «научности»: тут и нарративные материалы (летописи горюхинского дьячка), и «изустные», и документальные источники («ревижские сказки»), и даже список источников! Есть «методы» – «описательный», «междисциплинарный», «количественный анализ», даже приметы «синтеза» и «анализа» и «восхождения от конкретного к абстрактному». Но все это служит художественным целям автора. Пушкин, как мы знаем, историю высоко ценил и сам был прекрасным историком.

Текстологический анализ историко-краеведческой литературы, выпущенной в свет в 1993-2001 годах, показал, что с точки зрения методов добывания нового знания, авторы довольно-таки однообразны. Часто принимается во внимание лишь эмпирический аспект. Краеведы пользуются пересказом исторических документов и воспоминаний, используют метод наблюдения за происходящими событиями. Словом, торжествует описательная форма раскрытия заявленной темы. Из 60-ти репрезентативных изданий в 43-х краеведы не использовали такие испытанные инструменты исследования, как сравнительный, количественный методы, системный подход. Это обедняет произведение, снижает достоверность полученных выводов. Само собой не применяются и новые методики.

Классификация книг по ряду признаков с целью изучения аресенала средств, используемых краеведами, показала что из 60 в 36-ти книгах история регионов и субрегионов (районов, городов, сел) рассматривается через призму общероссийской. Объект исследования в этом случае в полном смысле является частью целого, фрагментом единого общероссийского исторического процесса. В 21-ой книге история субрегионов (города, района, села) описывается с точки зрения их уникальности, объект исследования предстает как явление самоценное, безотносительно к истории страны. Чаще всего акцентируется связь с жизнью выдающихся людей, искусствами, ремеслами, архитектурой, уникальными предприятиями. Нередко повествование носит комплиментарный характер, так как часто книги выходят в свет по случаю юбилейных дат в истории регионов и субрегионов, когда авторы замечают лишь приятные стороны жизни родного края. На наш взгляд, это недостаток: подлинное знание требует объективности.

В 30 книгах авторы не высказывают собственных оценок описываемым событиям. Иногда позиция беспристрастного хроникера объясняется жанром сугубо научного сочинения, иногда – жизненной позицией краеведов, не желающих быть судьями над прошлым. В 28-ми содержатся свидетельства оценочного подхода. В большинстве случаев субъективизм не афишируется, но в трех авторы открыто заявляют о своем субъективизме, поскольку не могут быть равнодушными к бедам родной земли.

На наш взгляд, если речь не идет об академическом издании, субъективизм историка явление нормальное и даже предпочтительнее, чем подчеркнуто объективистское исследование. Умственная реконструкция прошлого – задача непростая не только из-за сложности познавательного процесса, но и личностного момента. Каждый историк по-своему видит события минувшего в силу своего происхождения, политических взглядов, этических установок и т.д. Поэтому субъективизм почти неизбежен. Лишь бы при интерпретации событий сохранить разумный баланс между «положительным» знанием и субъективным мироощущением. Лишь бы автор открыто заявлял: я придерживаюсь таких-то политических взглядов, религиозной веры и т.д.

Если соглашаться с тем, что краеведение – научная дисциплина, мы должны обнаружить в краеведческих трудах те же признаки, что и в «большой» истории. Они должны содержать элементы: 1) описательный (что, где, когда происходило); 2) объяснительный (почему описываемые события пошли по тому, а не иному пути); 3) гуманитарный (облагораживающая человека память о своих предках); 4) инструментальный (применение присущих исторической науке инструментов познания).

Как показал анализ репрезентативной литературы, авторы практически всех книг пытаются ответить на вопрос, что и как было на самом деле? Однако лишь в 45% случаев (27 работ) производились попытки анализа того, почему те или иные локальные события пошли по такому, а не альтернативному пути. В этом видна попытка «объективизации» знания: мол, наше дело показать картину происшедшего, его анализ – дело будущего. Разумеется, в каждом конкретном случае дело самого историка ставить перед собой задачи и решать их. Может быть, не разумно оспаривать это его право. Но все же в уклончивости историка есть, на наш взгляд, доля лукавства или недостаток гражданского мужества. Ведь ответ на вопрос "почему?"требует обнаруживания собственной позиции и перекидывает мостик к наиболее привлекательным для него гуманитарным ценностям. Почему в 1905 году крестьяне жгли помещичьи усадьбы? Почему был красный или белый террор? Почему взрывали церкви?

Пройдут десятилетия, и наши редкие потомки будут вопрошать со страниц исторических сочинений: почему населявшие Россию в двухтысячном году жили за наш счет, грабили нас, распродавая природные ресурсы? "Общество потребления" возможно лишь когда есть что потреблять. Кончатся продукты потребления, и адепты нынешнего "общества" превратятся из нынешних "кумиров" и "звезд" в объект ненависти. Так что от вопроса "почему" уходить никак нельзя: историческое краеведение – не только наука, но и общественная позиция.

Среди методов исследования в репрезентативных изданиях, как уже говорилось, господствует описательный (историко-генетический, идеографический). Он служит своеобразным методологическим каркасом. Суть его «состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта» (И.Д. Ковальченко. Далее процесс познания идет почему-то сразу к общему, минуя особенное, например, исторический процесс на уровне губернии. Это также является недостатком краеведческой литературы.

Имеющиеся примеры перехода от частного, через особенное, к общему свидетельствуют о его большом эвристическом потенциале. Известная топографическая узость не помешала Н.Д. Кузьминой, автору труда об истории подмосковной усадьбы Кузьминки, запечатлеть на ее примере широко и ярко события московского и всероссийского уровня. Избранный автором книги метод лишь ярче, контрастнее оттенил историю усадьбы.

Чаще в краеведении доминирует подход, согласно которому общероссийские реалии сформировали местную историческую ситуацию, а город, район тут как бы ни при чем, они-де вынуждены выполнять решения, принятые «наверху». Такой подход вряд ли оправдан. Не только потому, что всякий человек обязан нести моральную и иную ответственность за совершенные действия, в том числе те, которые оставили свой след в истории города, района. Есть более глубокая причина. По мнению авторитетных ученых, в общем наиболее отчетливо проявляются сущностные черты единичного. А «сведение единичного и особенного к общему, раскрытие их сути через общее дают наиболее глубокое и объективное знание о них».

Каким бы ни было мастерство историка при изображении внешних черт событий, описательный метод позволяет рассмотреть лишь их фасад и окружающий ландшафт. Ключи к познанию внутренних пружин события или процесса – количественный, компаративный (сравнительный), междисциплинарный методы. Подвариантом количественного является метод контент-анализа (от англ. content – понимание, суть). Под ним подразумевается комплекс приемов, с помощью которых выявляются и оцениваются специфические характеристики текстов. Обычно берется частота употребления каких-либо слов, понятий, либо тенденция развития темы на протяжении длительного времени с тем, чтобы выявить скрытую информацию об объекте исследования. Краеведу целесообразно использовать этот метод при изучении массовых источников, содержащих однородную информацию по проблеме. Однородная информация позволяет выявить частоту повторяемости свидетельств, обозначений, характеристик, сделать вывод об интенсивности того или иного общественно значимого явления.

К сожалению, количественные методы исследования не популярны у краеведов, видимо, потому, что они требуют много времени и кропотливого труда. Более распространен историко-сравнительный метод: сопоставление одновременных явлений в разных регионах (или разновременных в одном и том же) с целью нахождения сходства и отличия.

Следует оговориться, что среди историков немало скептиков, апеллирующих к тезису: прошлое не повторяется, значит, всякое сравнение некорректно. Это, конечно, так, но вопрос в степени корректности. Сравнивать нравственные качества Ленина и балерины Кшесинской - абсолютно некорректно. Сравнивать с вождями других стран, после которых и в результате деятельности которых были созданы великие государства, - можно. Также уместно сравнивать качества Гитлера и Сталина как руководителей. Один готовился к войне шесть лет, начиная с нуля (у Германии до 1933 года почти не было вооруженных сил), другой - 12 (со времени получения единоличной власти), причем располагая изначально самыми мощными в Европе вооруженными силами. В первом случае мы имеем дело с компаративным методом исследования по вертикали, во втором - по горизонтали. Второй более надежен в смысле корректности.

Краеведу нельзя замыкаться на истории только своего села, района, города. Путем сопоставления с каким-либо сходным явлением он может получить новые знания об исследуемом факте. Чем ближе расположены по времени и пространству сравниваемые события и факты, тем лучше.

Всякое историческое событие рождается, существует и гибнет (либо становится причиной другого исторического события) не только в результате внутреннего саморазвития, но и в результате взаимодействия с внешней средой. Оно связано с нею несметным количеством невидимых нитей. Эти связи в совокупности с субстанциями системы плюс связи внутри самих субстанций и есть система. Словом, системный подход такой метод, когда внимание обращается не столько на сами объекты (хотя и на них тоже), сколько на отношения между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: