По развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с помощью дидактической игры

№№ п/п Направления работы Содержание работы Методы и приемы
1. Развитие слуховой памяти Занятие № 1: Повтори за мной. Запоминай порядок. Объяснение, показ, сопряженные и отраженные действия
Занятие № 2: Слушай и исполняй. Сосчитай. 4 стихии.
Занятие № 3: Добрые слова. Запомни, рисуя. Я положу в мешок.
Занятие №4: Найди пару. Лото. Споём вместе.
Занятие № 5: Запомни, повтори. Пересказ по кругу.
Занятие № 6: Что круглое, а что овальное. Летает–не летает. Съедобное – не съедобное.
Занятие № 7: Что бывает внизу, а что наверху. Что бывает сладким. Чем похожи.
Занятие № 8: Выучи стишок. Города с одной буквы.
2. Развитие зрительной памяти Занятие № 1: Что изменилось? Повторение слов. Покажи такую же. Недостающие картинки. Объяснение, показ, сопряженные и отраженные действия
Занятие №2: Посмотри и повтори. Где я? Разрезные картинки. Предметы. Путанка.
Занятие №3: Поиск закономерностей. Пары слов. Посмотри и нарисуй.
Занятие №4: Добрые слова. Запомни, рисуя.
Занятие №5: Покажи такую же фигуру. Задачи Петрушки (какой фигуры не достает в каждом ряду. Чем отличаются рисунки).
3. Развитие обонятельной памяти Занятие №1: Узнавание запахов. Нос повара. Нос врача. Объяснение, показ, отраженные действия
4. Развитие моторно-двигательной памяти Занятие №1: Флажок. Запретный номер. Стоп. Замри. Объяснение, показ, сопряженные и отраженные действия
Занятие №2: Вот так позы. Тень. Положи, как было.
Занятие №3: Запомни движения. Запомни свое место. Запомни свою позу.

Качественный анализ апробации программы коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с помощью дидактической игры:

Занятия проводились как в индивидуальной, так и подгрупповой форме.
При разработке программы и проведении обучающего эксперимента мы опирались на принципы, разработанные ведущими отечественными учеными специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Н.А. Никашина, В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина):

- при обучении детей необходимо соблюдать принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого;

- предполагается «пошаговый» принцип построения обучающего материала с отработкой необходимых умственных и практических действий во всех видах деятельности;
- необходимо учитывать повышенную утомляемость детей, не перегружать занятия большим объемом материала, выдерживать умеренный темп занятия, преподносить материал небольшими дозами, более развернуто, с постепенным усложнением;
- необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей и проводить занятия в достаточно интересной, игровой форме [53].

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти состоит из трех этапов:

I. Организационный этап. Было проведено одно фронтальное занятие, которое позволило создать положительный эмоциональный фон у детей, включить их в работу.
II. Коррекционно-развивающий этап, целью которого является: развитие произвольной памяти. Были проведены фронтальные и индивидуальные занятия.
III. Закрепляющий этап, на котором было проведено одно занятие для закрепления пройденного материала.

Всего было проведено 12 занятий:

– 4 занятия - индивидуальных;

– 8 занятий - групповых.

Индивидуальные занятия длились 15-20 минут, групповые – 20-30 минут.
Необходимость данной программы объясняется тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушения познавательной сферы можно корригировать с помощью дидактических игр, игровых упражнений, игровых методов и приемов, проведения занятий в игровой форме.

I. Организационный этап.

Занятие 1.

1.Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: 7 мягких игрушек, кубик, мяч, книга.
Ход игры.

Все дети сидят за столами, перед ними выставляются игрушки и другие предметы. Дети их запоминают, затем отворачиваются. В это время меняются местами игрушки. Дети должны восстановить прежнюю последовательность. И так несколько раз.

Инструкция: Внимательно посмотрите на те предметы, которые вы видите перед собой. Запомните их, какой предмет находится рядом, какой за каким стоит. А теперь отвернитесь.

Посмотрите, какие игрушки у нас поменяли свои места?

II. Коррекционно-развивающий этап.

Занятие 2.

1.Игра «Разрезные картинки».

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: 10 разрезанных детских открыток, лист бумаги, ручка.
Инструкция: Перед тобой лежит открытка, разрезанная на несколько частей. Собери эти части так, чтобы открытка выглядела целой.

(Затем открытка убирается или переворачивается).

Анализ игры.

- Что изображено на картинке?

- Какой формы твой рисунок?

- Какого цвета твой рисунок?

2. Игра «4 стихии».

Цель: развитие произвольной памяти и произвольного внимания.
Инструкция.
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «4 стихии». Для этого необходимо:

Огонь – руки не тронь.

Воздух – руки вверх.

Земля – руки вниз.

Вода – помахать руками.

Занятие 3.

1.Игра «Пары слов».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:
Ребята, сейчас я прочитаю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить:
Жираф - пирожок, сметана - пластинка, ковёр - река, туман - гимнаст, платье - шкаф, копьё - муха.

Теперь я вам буду читать только одно слово из пары, а второе вы произносите вслух.

2. Игра «Физкультминутка».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Сейчас мы с вами выучим новую физкультминутку, которая называется «3 кота»:

Шли по крыше 3 кота (маршировка)

3 кота Василия.

Поднимали три хвоста (руки поднимают вверх)

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз (приседание),

Посмотрели вверх и вниз

И сказали три кота:

Красота! Красота! (хлопки).

3. Игра «Человечки».

Цель: развитие зрительной и образной памяти.

Оборудование: лист, ручки, рисунки.

Инструкция.
Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить всё об этих человечках (рисунки убираются).

- Что нарисовано на картинке?

- Сколько было человечков?

- С помощью каких фигур нарисованы человечки?

- Какие части тела я нарисовала?

- Как можно сказать, что делает каждый человечек:

1.Схватился за голову

2. Наклонился

3. Идёт или стоит

4. Радуется

5. Просит

Занятие 4.

1. Игра «Предметы».

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: различные предметы.

Инструкция: Для игры нам нужно разделиться на 2 команды. Водящие встают спиной к своему ряду. В это время каждый из вас достанет какой-нибудь предмет, лучше, чтобы они не повторялись. Водящий должен запомнить, у кого какой предмет. Затем водящий отворачивается, а дети меняются предметами. Водящий должен найти все изменения.

(Водящим побывает каждый)

2. Игра «Путанка».

Цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: Для игры нам нужно встать в круг. Один из вас будет водящим. Водящий должен внимательно осмотреть круг, запомнить, кто рядом с кем стоит. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий зайдёт, ему нужно отгадать, в каком же порядке стояли игроки вначале. Затем водящий меняется.

3. Игра «Добрые слова».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Сейчас вы должны вспомнить все добрые и вежливые слова. Начнём по цепочке, называем по одному слову и не повторяем друг за другом.

Занятие 5.

1. Игра «Я положу в мешок».

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Сейчас мы поиграем в игру. Здесь вам нужно называть слова по цепочке. Но не просто, а перед своим словом вы должны сказать: «Я положу в мешок» и назвать слова, которые назвали перед вами, например, я положу в мешок куклу. Продолжай!

2. Игра «Покажи!»

Цель: развитие произвольной памяти.

Инструкция: Сейчас я буду просить вас по очереди показать различные движения. Показывать будем по очереди. А остальные внимательно смотрите и запоминайте, кто что показывает.

- Как ходит корова?

- Как бодается бык?

- Как кошка лежит на солнышке?

- Как бегает по рельсам трамвай?

- Как ты поднимаешься по лестнице?

- Как тормозит машина у светофора?

- Как бабушка поправляет очки?

Качественный анализ проведенной коррекционно-развивающей работы:

С умственно отсталыми детьми старшего дошкольного возраста, которые входили в экспериментальную группу (ЭГ-1), в условиях ГБОУУчалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, была проведена коррекционно-развивающая работа по развитию произвольной памяти с использованием дидактических игр.

Было решено построить процесс развития произвольной памяти на серии занятий с использованием дидактических игр, упражнений и игровых приемов.

Подробнее остановимся на особенностях проведения и усвоения программного содержания занятий, дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие произвольной памяти.

В процессе проведения занятий было замечено, что у двоих детей (25%) (Ильдар Г. и Андрей М.) наблюдалось положительное, заинтересованное отношение к занятиям, они старались правильно выполнить игровое задание.

Один из детей (12,5%) – Айнур И., проявлял избирательный интерес к занятиям, у него наблюдалась повышенная отвлекаемость, он проявлял нежелание и прекращал работу, столкнувшись с трудностями.

Остальные дети: Ляля Н., Арина З., Артем А., Рамиль Г., Айнур А. (5 человек – 60%) на групповых занятиях были невнимательны, самостоятельно не вызывались отвечать, но во время индивидуальных занятий были старательны и пытались выполнить игровое задание правильно.

На первых индивидуальных занятиях основной целью являлось установление положительного контакта, доброжелательного взаимоотношения с ребёнком, а также развитие произвольной памяти. На занятиях обращалось внимание на то, как ребёнок относится к предлагаемым заданиям, какие задания предпочитает, какие трудности испытывает. Было выявлено, что дети предпочитают игры с использованием наглядного дидактического материала. Поэтому в работе с этими детьми было решено использовать больше наглядного материала, сюжетных картинок для запоминания.

При проведении игры «Запомни картинки» оказалось, что не все дети пытались сосредоточить внимание и постараться запомнить как можно больше картинок, часто отвлекались. Из предложенных 12 картинок двое детей: Арина З., Андрей М. (25%) вспомнили только 3 из предложенных для запоминания картинок. Один ребёнок – Артем А. (12,5%) запомнил 1 картинку, которая ему больше понравилась.

В ходе дидактической игры «Что изменилось» у детей не возникло затруднений при выполнении игрового задания. В основном, все дети эмоционально подошли к решению игровой задачи.

Со значительными трудностями проходило занятие по разучиванию стихотворений, для этого занятия были подобраны несложные для запоминания короткие детские стихотворения, в процессе занятия больше была задействована механическая память, разучивание стихотворения строилось на основе повторений. Объём стихотворения был подобран с учётом уровня развития детей, это, в основном, стихи А.Барто «Игрушки». Все дети с обучающей помощью, после многократного повторения и тщательно проведенной словарной работы все же с трудом выучили стихотворения, но рассказывание было у всех разным, некоторые запомнили только содержание, и рассказывали без выражения, с запинками, ошибались, забывали слова.

После реализации большей части запланированной работы у части детей были заметны значительные сдвиги в развитии произвольной памяти. При объяснении задания игры дети меньше отвлекались.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми мы использовали следующие методы и приемы: многократное повторение, замедленный темп обучения, показ образца, словесное сопровождение действий; осуществляли направляющую и стимулирующую помощь; создавали игровые обучающие ситуации. Все задания предлагались детям в виде игр, игровых упражнений и заданий. Для детей мы создавали постоянную ситуацию успеха, в которой они себя чувствовали более непринужденно, увереннее.

Дети показали положительные результаты в процессе коррекционно-педагогической помощи. Они проявляли более устойчивый интерес и с удовольствием занимались предложенной деятельностью. Дети стали лучше использовать помощь, начали осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание, стали проявлять адекватные эмоциональные реакции на ситуации успеха и неудачи.

Таким образом, коррекционно-развивающее обучение с использованием дидактической игры помогло значительно повысить уровень развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента

Цель: выявить результативность проведенной работы по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Для реализации поставленной цели была проведена повторная диагностика, в которой детям предлагались те же задания, что и при первичной диагностике.

Результаты по выявлению уровня развития произвольной памяти представлены в таблице 7.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: