ЛЕКЦИЯ, ТЕМА
Личность и поведение
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ:
1. Понятие личности. Качества личности.
2. Направленность личности. Виды направленности.
3. Задатки. Способности.
4. Поведение. Типы поведения. Темперамент личности.
5. Понятие характера. Элементы характера.
6. Формы отношения человека к окружению.
7. Социальные факторы, влияющие на поведение личности.
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
1. Понятие личности. Качества личности.
Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.
Личность формируется под влиянием:
— природных факторов — физических данных, особенностей высшей нервной деятельности, памяти;
— социальных условий: роли и положения человека в обществе, уровня его образования, опыта, круга общения и т.д.
Элементы личности:
1) общие качества (присуще всем людям): ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и т.д. Они позволяют человеку выполнять простую работу и жить в обществе себе подобных;
|
|
2) специфические качества: способности к тому или иному виду деятельности — руководству подчиненными, конструированию, обучению и др. Различным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие — политиками, а третьи — менеджерами;
3) подготовленность к соответствующему виду трудовой деятельности: обладание знаниями, навыками, профессионально-личностными качествами, полученные как в процессе обучения (школа, средние специальные и высшие учебные заведения), так и на практике на рабочем месте — накопление опыта;
4) направленность — т.е.ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений;
5) склад характера — совокупность важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим только ему присущие черты;
6) биологические особенности: темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности:
7) психологические особенности: диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот — быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);
8) психические состояния, т.е. стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и пр.);
9) пол носителя личности.
|
|
Женщины:
— ориентированы на решение текущих задач,
— идеализируют окружающую действительность,
— ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам,
— точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений,
— образно мыслят,
— действуют с помощью хитрости, ловкости.
Мужчины:
— сосредоточены на перспективных проблемах,
— реалистически относятся к миру,
— подчиняются рассудку,
— ведут себя сдержанно,
— стараются докопаться до сути,
— мыслят логически,
— действуют с помощью интеллекта, силы.
2. Направленность личности. Виды направленности.
Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.
Виды направленности:
1) на задачу (деловая направленность) — для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности (найм на работу предполагает — заинтересовать интересной работой).
2) на взаимодействие (на общение) — человек в любой работе ищет, прежде всего, общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения (найм на работу предполагает — заинтересовать возможностью участия в коллективном творчестве).
3) на себя — стремление людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы (найм на работу предполагает — заинтересовать деньгами).
Направленность людей определяют путем тестирования!
3. Задатки. Способности.
Задатки — потенциальные возможности, данные человеку от природы, требующие развития.
Задатки бывают двух уровней:
1) низший уровень — позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде;
2) высший уровень — позволяет человеку творить, создавать новое, необычайное.
Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные задатки к тому или иному виду деятельности.
Виды способностей:
— общие (работать, думать, ощущать, действовать), т.е. присуще всем;
— элементарные частные — это способности к отдельным сферам деятельности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления);
— сложные частные — это профессиональные (склонность к отдельным профессиям) и специальные способности (выполнение определенного типа работы), которые бывают 2-х типов: интерсоциальные — ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими — это руководители среднего и низового звена, занятые рекламой, маркетингом, проведением переговоров, и конструктивные, связанные с созданием новых конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, художественной и т.д. — это руководители высшего звена управления.
Уровнями развития частных способностей являются:
— одаренность — позволяет людям успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать;
— талант — дает возможность творить, создавать новое, необычное;
— гениальность — является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение.
Примечание:
Люди с одинаковыми способностями должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты.
Разрыв в способностях руководителей и их подчиненных обеспечивает естественность руководства и подчинения.
4. Поведение. Типы поведения. Темперамент личности.
|
|
Поведение — это: 1) внешнее проявление личности человека; 2) совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком.
Типы поведения личности (общие):
1) стабильное;
2) нестабильное (невротическое).
Типы поведения человека (в организации — 1, а в организации — 2 — см. семинар №4):
1) независимое (помогает достичь цель, но порождает конфликты):
— позиция лидера / руководителя;
— стремление подчинить других своей воле;
— утвердить и навязать собственное мнение;
— быть всегда и везде первым.
2) зависимое (подчиненное);
— позиция ленивых, либо слабохарактерных людей, тех, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться (помощник, заместитель, рядовой исполнитель);
— не позволяет достичь целей;
— обеспечивает спокойную жизнь.
3) нейтрально (люди, имеющие независимый характер, не желающие подчиняться и подчинять себе других, т.н. «люди свободной профессии»).
Поведение обусловлено:
— принуждением;
— внутренним желанием;
— пониманием необходимости.
Интроверсия — сочетание типа поведения и направленности личности на себя и свой внутренний мир (человек — интроверт).
Экстраверсия — сочетание типа поведения и направленности личности на окружающих (человек — экстраверт).
Темперамент — это совокупность психических свойств человека (эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, сила чувств), определяющих форму его поведения, место человека в организации, официальную должность.
Экстраверты — общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им подходит роль руководителей среднего и низового звена, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными.
Интроверты — аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта.
При стабильном поведении — это идеальные менеджеры высшего звена, умеющие анализировать и стратегически мыслить.
|
|
При нестабильном поведении — интроверты не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и в организации чаще выполняют роль рядовых исполнителей.
Виды темперамента:
1) холерический;
2) сангвинический;
3) меланхолический;
4) флегматический.
Холерики (нестабильные экстраверты) — «Д'Артаньяны»:
— неуравновешенность поведения;
— постоянные и быстрые смены настроения;
— нетерпеливость;
— громкая прерывистая речь;
— самоуверенны;
— склонны переоценивать себя;
— могут поддаться влиянию и неправильно вести себя в сложных ситуациях;
— плохо владеют собой;
— легко общаются с окружающими;
— хорошо себя чувствуют в любой обстановке;
— постоянно стремятся к новому.
Сангвиники (стабильные экстраверты) — «жизнелюбивые Портосы»:
— более терпеливы и уравновешенны, чем холерики;
— пребывают все время в благожелательном настроении;
— иногда не в меру задирают нос;
— они всегда и везде отлично чувствуют себя;
— спокойно относятся к окружающим;
— не кидаются на шею всем встречным и слабо поддаются чужому влиянию;
— расчетливы;
— к новому относятся настороженно.
Меланхолики (нестабильные интроверты) — «Арамисы» или «Пьеро»:
— неуравновешенны, с неустойчивым настроением;
— теряются в сложных ситуациях из-за заниженной самооценки;
— легко подвергаются чужому влиянию;
— часто замыкаются в себе;
— на все обижаются;
— трудно привыкают к новой обстановке.
Флегматики (стабильны интроверты) — «Атосы»:
— невозмутимы;
— хладнокровны;
— выдержанны;
— реально оценивают себя и других;
— пытаться на них влиять, критиковать, испытывать их терпение бесполезно;
— не любят шумного общества;
— медленно приспосабливаются к новому.
Примечание:
В чистом виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени; у других какой-то один может преобладать над остальными.
5. Понятие характера. Элементы характера.
Характер (индивидуальный склад душевной жизни человека) — совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение.
Характер формируется под воздействием:
1) естественных свойств человека (придают постоянство);
2) условий жизни (придают изменчивость).
Черты характера:
— отзывчивость;
— молчаливость;
— откровенность;
— недоверчивость;
— скрытность;
— хвастливость;
— требовательность;
— трудолюбие;
— осторожность;
— аккуратность и небрежность;
— хитрость и честность.
Элементы характера:
1) Эмоциональность — это индивидуальная чувственная реакция человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме переживания ситуации, ее значимости и смысла.
Эмоциональность бывает высокая и низкая, проявляется в положительных и отрицательных эмоциях (радость, удовольствие, страх).
Положительные эмоции вызывают стремление руководителя продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые — избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных.
2) Активность — это потребность к деятельности. Активность может быть высокой или низкой. Высокая активность для организации полезна, так как способствует росту результативности, но требует постоянного контроля.
3) Свойство первичности или вторичности.
Критериями данного элемента являются:
— сила — это сохранение нормальной работоспособности в условиях изменения нервных и эмоциональных нагрузок;
— уравновешенность — неизменность поведения;
— подвижность — это быстрота перехода от одного вида деятельности к другому, умение быстро приспосабливаться к смене ситуации.
Лица с первичными свойствами:
— легко меняют виды деятельности;
— легко адаптируются к новой обстановке и ориентируются в ней;
— не склонны к авантюрам;
— не уверены в себе;
— не способны к длительной рутинной работе.
Лица с вторичными свойствами:
— терпеливость;
— стабильность поведения;
— верность принципам и привычкам;
— уверены в себе;
— слабо подвержены чужому влиянию;
— работоспособны;
— с трудом приспосабливаются к новому.
6. Формы отношения человека к окружению.
При положительном отношении к работе человек ее быстро и качественно выполнит, особенно если это будет способствовать достижению его личных целей. И наоборот, отрицательное отношение к работе требует значительных усилий на преодоление внутреннего сопротивления и переориентацию.
Формы отношения человека к окружению:
1. Расположение — это положительное отношение к кому-то или к чему-то, основанное на чувственных оценках этого субъекта или объекта.
Расположение к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту.
Расположение к работе проявляется — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов.
Руководитель, зная о расположении человека, должен подбирать ему соответствующие задания и тех, с кем ему придется эти задания совместно выполнять.
2. Верование — индивидуальное устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках (но они могут быть и ошибочными!). В управлении ассоциируется с возможностью достижения успеха в каком-то деле.
Вера во что-либо отличается от верования, в том, что вера — это расположение, основанное только на чувствах, и они постоянны.
3. Ценности — высоко оцениваемые объекты или действия.
К ценностям относятся:
— гордость за свою организацию;
— заботу об общих результатах;
— целеустремленность;
— коллективизм;
— стремление к профессиональному росту;
— стремление к нововведениям.
Ценности признаются многими, следовательно, они приобретают самостоятельное существование и служат стандартами, с которыми сравниваются как собственные решения, так и действия других.
4. Принципы — правила поведения (справедливость, добросовестность и др.), которыми люди руководствуются на практике (это совокупность верований и ценностей).
5. Позиция — постоянное однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то (совокупность принципов).
Твердых людей можно заставить сменить позицию только с помощью разумного убеждения; мягких — путем уговоров и угроз; бесчестных — подкупом.
6. Уровень притязаний — степень трудности целей, к достижению которых люди стремятся (пример, одним достаточно просто закончить учебное заведение и получить какой-нибудь документ; другие же претендуют на медаль или диплом с отличием).
Для разных людей уровень притязаний разный!
Уровень притязаний определяется:
— стандартами успеха, принятыми в окружении данного лица;
— степенью самооценки и самоуважения;
— образованием;
— профессиональным и жизненным опытом;
— пол и возраст, например, у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов.
7. Социальные факторы, влияющие на поведение личности.
Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения, которое может быть:
— физическим (условия жизни и труда, климат и др.);
— экономическим (накопленное богатство, благосостояние);
— социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния!
Социальные факторы, влияющие на поведение личности:
1. Круг общения — это группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.
Виды круга общения:
— круг ближайшего общения (входят лица, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации);
— круг периодического общения (рассматриваются только официальные вопросы организации);
— круг эпизодического общения (охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых).
2. Роль — это совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.
Роль диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя роль добровольно, другим она навязывается окружающими.
Так, в каждой группе всегда можно найти «лидеров», «шутов», «козлов отпущения», на которых сваливают вину за все и др.
3. Статус — это оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли, занимаемым положением.
Виды статуса:
— формальный — обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач;
— неформальный (авторитет) — обусловлен личными свойствами:
§ возрастом,
§ знаниями,
§ опытом,
§ культурой,
§ иерархическими связями,
§ нравственными качествами.
Данный вид статуса поддерживается как стихийно, так и целенаправленно при помощи различных мероприятий, ритуалов, целенаправленной информации.
Авторитет бывают истинным и ложным (псевдоавторитет).
Виды псевдоавторитета (по А.С. Макаренко):
1) авторитет расстояния — когда руководитель «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;
3) авторитет доброты — « всегда быть добрым» — девиз данного руководителя (доброта снижает требовательность);
3) авторитет педантизма — это мелочная опека и жесткое определение всех стадий выполнения задания подчиненным (сковывает творчество и инициативу);
4) авторитет чванства — руководитель высокомерен, всюду подчеркивает свои заслуги — иногда мнимые;
5) авторитет подавления — влияние на подчиненных путем угроз (обратный эффект — снижение уверенности, инициативы, перестраховка, нечестность подчиненных).