Основной текст лекции

ЛЕКЦИЯ, ТЕМА

Личность и поведение

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ:

1. Понятие личности. Качества личности.

2. Направленность личности. Виды направленности.

3. Задатки. Способности.

4. Поведение. Типы поведения. Темперамент личности.

5. Понятие характера. Элементы характера.

6. Формы отношения человека к окружению.

7. Социальные факторы, влияющие на поведение личности.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие личности. Качества личности.

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Личность формируется под влиянием:

природных факторов — физических данных, особенностей высшей нервной деятельности, памяти;

социальных условий: роли и положения человека в обществе, уровня его образования, опыта, круга общения и т.д.

Элементы личности:

1) общие качества (присуще всем людям): ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и т.д. Они позволяют человеку выполнять простую работу и жить в обществе себе подобных;

2) специфические качества: способности к тому или иному виду деятельности — руководству подчиненными, конструированию, обучению и др. Различным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие — политиками, а третьи — менеджерами;

3) подготовленность к соответствующему виду трудовой деятельности: обладание знаниями, навыками, профессионально-личностными качествами, полученные как в процессе обучения (школа, средние специальные и высшие учебные заведения), так и на практике на рабочем месте — накопление опыта;

4) направленность т.е.ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений;

5) склад характера — совокупность важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим только ему присущие черты;

6) биологические особенности: темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности:

7) психологические особенности: диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот — быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);

8) психические состояния, т.е. стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и пр.);

9) пол носителя личности.

Женщины:

— ориентированы на решение текущих задач,

— идеализируют окружающую действительность,

— ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам,

— точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений,

— образно мыслят,

— действуют с помощью хитрости, ловкости.

Мужчины:

— сосредоточены на перспективных проблемах,

— реалистически относятся к миру,

— подчиняются рассудку,

— ведут себя сдержанно,

— стараются докопаться до сути,

— мыслят логически,

— действуют с помощью интеллекта, силы.

2. Направленность личности. Виды направленности.

Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Виды направленности:

1) на задачу (деловая направленность) — для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности (найм на работу предполагает — заинтересовать интересной работой).

2) на взаимодействие (на общение) — человек в любой работе ищет, прежде всего, общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения (найм на работу предполагает — заинтересовать возможностью участия в коллективном творчестве).

3) на себя — стремление людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы (найм на работу предполагает — заинтересовать деньгами).

Направленность людей определяют путем тестирования!

3. Задатки. Способности.

Задатки — потенциальные возможности, данные человеку от природы, требующие развития.

Задатки бывают двух уровней:

1) низший уровень — позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде;

2) высший уровень — позволяет человеку творить, создавать новое, необычайное.

Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные задатки к тому или иному виду деятельности.

Виды способностей:

общие (работать, думать, ощущать, действовать), т.е. присуще всем;

элементарные частные — это способности к отдельным сферам деятельности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления);

сложные частные — это профессиональные (склонность к отдельным профессиям) и специальные способности (выполнение определенного типа работы), которые бывают 2-х типов: интерсоциальные — ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими — это руководители среднего и низового звена, занятые рекламой, маркетингом, проведением переговоров, и конструктивные, связанные с созданием новых конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, художественной и т.д. — это руководители высшего звена управления.

Уровнями развития частных способностей являются:

одаренность — позволяет людям успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать;

талант — дает возможность творить, создавать новое, необычное;

гениальность — является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение.

Примечание:

Люди с одинаковыми способностями должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты.

Разрыв в способностях руководителей и их подчиненных обеспечивает естественность руководства и подчинения.

4. Поведение. Типы поведения. Темперамент личности.

Поведение — это: 1) внешнее проявление личности человека; 2) совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком.

Типы поведения личности (общие):

1) стабильное;

2) нестабильное (невротическое).

Типы поведения человека (в организации — 1, а в организации — 2 — см. семинар №4):

1) независимое (помогает достичь цель, но порождает конфликты):

— позиция лидера / руководителя;

— стремление подчинить других своей воле;

— утвердить и навязать собственное мнение;

— быть всегда и везде первым.

2) зависимое (подчиненное);

— позиция ленивых, либо слабохарактерных людей, тех, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться (помощник, заместитель, рядовой исполнитель);

— не позволяет достичь целей;

— обеспечивает спокойную жизнь.

3) нейтрально (люди, имеющие независимый характер, не желающие подчиняться и подчинять себе других, т.н. «люди свободной профессии»).

Поведение обусловлено:

— принуждением;

— внутренним желанием;

— пониманием необходимости.

Интроверсия — сочетание типа поведения и направленности личности на себя и свой внутренний мир (человек — интроверт).

Экстраверсия — сочетание типа поведения и направленности личности на окружающих (человек — экстраверт).


Темперамент — это совокупность психических свойств человека (эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, сила чувств), определяющих форму его поведения, место человека в организации, официальную должность.

Экстраверты — общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им подходит роль руководителей среднего и низового звена, у которых значительная часть времени уходит на общение с подчиненными.

Интроверты — аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта.

При стабильном поведении — это идеальные менеджеры высшего звена, умеющие анализировать и стратегически мыслить.

При нестабильном поведении — интроверты не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и в организации чаще выполняют роль рядовых исполнителей.

Виды темперамента:

1) холерический;

2) сангвинический;

3) меланхолический;

4) флегматический.

Холерики (нестабильные экстраверты) — «Д'Артаньяны»:

— неуравновешенность поведения;

— постоянные и быстрые смены настроения;

— нетерпеливость;

— громкая прерывистая речь;

— самоуверенны;

— склонны переоценивать себя;

— могут поддаться влиянию и неправильно вести себя в сложных ситуациях;

— плохо владеют собой;

— легко общаются с окружающими;

— хорошо себя чувствуют в любой обстановке;

— постоянно стремятся к новому.

Сангвиники (стабильные экстраверты) — «жизнелюбивые Портосы»:

— более терпеливы и уравновешенны, чем холерики;

— пребывают все время в благожелательном настроении;

— иногда не в меру задирают нос;

— они всегда и везде отлично чувствуют себя;

— спокойно относятся к окружающим;

— не кидаются на шею всем встречным и слабо поддаются чужому влиянию;

— расчетливы;

— к новому относятся настороженно.

Меланхолики (нестабильные интроверты)«Арамисы» или «Пьеро»:

— неуравновешенны, с неустойчивым настроением;

— теряются в сложных ситуациях из-за заниженной самооценки;

— легко подвергаются чужому влиянию;

— часто замыкаются в себе;

— на все обижаются;

— трудно привыкают к новой обстановке.

Флегматики (стабильны интроверты)«Атосы»:

— невозмутимы;

— хладнокровны;

— выдержанны;

— реально оценивают себя и других;

— пытаться на них влиять, критиковать, испытывать их терпение бесполезно;

— не любят шумного общества;

— медленно приспосабливаются к новому.

Примечание:

В чистом виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени; у других какой-то один может преобладать над остальными.

5. Понятие характера. Элементы характера.

Характер (индивидуальный склад душевной жизни человека) — совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение.

Характер формируется под воздействием:

1) естественных свойств человека (придают постоянство);

2) условий жизни (придают изменчивость).


Черты характера:

— отзывчивость;

— молчаливость;

— откровенность;

— недоверчивость;

— скрытность;

— хвастливость;

— требовательность;

— трудолюбие;

— осторожность;

— аккуратность и небрежность;

— хитрость и честность.

Элементы характера:

1) Эмоциональность это индивидуальная чувственная реакция человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме переживания ситуации, ее значимости и смысла.

Эмоциональность бывает высокая и низкая, проявляется в положительных и отрицательных эмоциях (радость, удовольствие, страх).

Положительные эмоции вызывают стремление руководителя продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые — избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных.

2) Активность это потребность к деятельности. Активность может быть высокой или низкой. Высокая активность для организации полезна, так как способствует росту результативности, но требует постоянного контроля.

3) Свойство первичности или вторичности.

Критериями данного элемента являются:

— сила — это сохранение нормальной работоспособности в условиях изменения нервных и эмоциональных нагрузок;

— уравновешенность — неизменность поведения;

— подвижность — это быстрота перехода от одного вида деятельности к другому, умение быстро приспосабливаться к смене ситуации.

Лица с первичными свойствами:

— легко меняют виды деятельности;

— легко адаптируются к новой обстановке и ориентируются в ней;

— не склонны к авантюрам;

— не уверены в себе;

— не способны к длительной рутинной работе.

Лица с вторичными свойствами:

— терпеливость;

— стабильность поведения;

— верность принципам и привычкам;

— уверены в себе;

— слабо подвержены чужому влиянию;

— работоспособны;

— с трудом приспосабливаются к новому.

6. Формы отношения человека к окружению.

При положительном отношении к работе человек ее быстро и качественно выполнит, особенно если это будет способствовать достижению его личных целей. И наоборот, отрицательное отношение к работе требует значительных усилий на преодоление внутреннего сопротивления и переориентацию.

Формы отношения человека к окружению:

1. Расположение — это положительное отношение к кому-то или к чему-то, основанное на чувственных оценках этого субъекта или объекта.

Расположение к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Расположение к работе проявляется — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов.

Руководитель, зная о расположении человека, должен подбирать ему соответствующие задания и тех, с кем ему придется эти задания совместно выполнять.

2. Верование — индивидуальное устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках (но они могут быть и ошибочными!). В управлении ассоциируется с возможностью достижения успеха в каком-то деле.

Вера во что-либо отличается от верования, в том, что вера — это расположение, основанное только на чувствах, и они постоянны.

3. Ценности — высоко оцениваемые объекты или действия.

К ценностям относятся:

— гордость за свою организацию;

— заботу об общих результатах;

— целеустремленность;

— коллективизм;

— стремление к профессиональному росту;

— стремление к нововведениям.

Ценности признаются многими, следовательно, они приобретают самостоятельное существование и служат стандартами, с которыми сравниваются как собственные решения, так и действия других.

4. Принципы — правила поведения (справедливость, добросовестность и др.), которыми люди руководствуются на практике (это совокупность верований и ценностей).

5. Позиция — постоянное однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то (совокупность принципов).

Твердых людей можно заставить сменить позицию только с помощью разумного убеждения; мягких — путем уговоров и угроз; бесчестных — подкупом.

6. Уровень притязаний — степень трудности целей, к достижению которых люди стремятся (пример, одним достаточно просто закончить учебное заведение и получить какой-нибудь документ; другие же претендуют на медаль или диплом с отличием).

Для разных людей уровень притязаний разный!

Уровень притязаний определяется:

— стандартами успеха, принятыми в окружении данного лица;

— степенью самооценки и самоуважения;

— образованием;

— профессиональным и жизненным опытом;

— пол и возраст, например, у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов.

7. Социальные факторы, влияющие на поведение личности.

Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения, которое может быть:

физическим (условия жизни и труда, климат и др.);

экономическим (накопленное богатство, благосостояние);

социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния!

Социальные факторы, влияющие на поведение личности:

1. Круг общения — это группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.

Виды круга общения:

круг ближайшего общения (входят лица, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации);

круг периодического общения (рассматриваются только официальные вопросы организации);

круг эпизодического общения (охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых).

2. Роль — это совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.

Роль диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя роль добровольно, другим она навязывается окружающими.

Так, в каждой группе всегда можно найти «лидеров», «шутов», «козлов отпущения», на которых сваливают вину за все и др.

3. Статус — это оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли, занимаемым положением.

Виды статуса:

формальный — обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач;

неформальный (авторитет) — обусловлен личными свойствами:

§ возрастом,

§ знаниями,

§ опытом,

§ культурой,

§ иерархическими связями,

§ нравственными качествами.

Данный вид статуса поддерживается как стихийно, так и целенаправленно при помощи различных мероприятий, ритуалов, целенаправленной информации.

Авторитет бывают истинным и ложным (псевдоавторитет).

Виды псевдоавторитета (по А.С. Макаренко):

1) авторитет расстояния когда руководитель «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;

3) авторитет доброты — « всегда быть добрым» — девиз данного руководителя (доброта снижает требовательность);

3) авторитет педантизма это мелочная опека и жесткое определение всех стадий выполнения задания подчиненным (сковывает творчество и инициативу);

4) авторитет чванства руководитель высокомерен, всюду подчеркивает свои заслуги — иногда мнимые;

5) авторитет подавления влияние на подчиненных путем угроз (обратный эффект — снижение уверенности, инициативы, перестраховка, нечестность подчиненных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: