Были из семьи диакона из Коломны. Окончил Коломенскую и Московскую семинарии, Московскую духовную академию. Был преподавателем в МДА. Во время Отечественной войны 1812 годы стал преподавателем СпбДАиС.
1814 – первый доктор богословия, директор Библейского общества.
1816 – вице-президент Общества.
1817 – епископ Ревельский.
1826 – митрополит Московский и Коломенский.
Ему комфортно жилось при Александре I и II, но не с Николаем I. Митр. Филарет писал текст Манифеста освобождения крестьян 1861 года.
Во время ректорства стал переводить Священное Писание. Вообще благодаря ему был выполнен Синодальный перевод Библии. Ветхий Завет переведен с масоретских текстов, а Новый Завет – с греческих. Сам мирт. Филарет перевел Евангелие от Иоанна и частично Псалтирь. К 1823 году был переведен весь Новый Завет. Перевод делался практически досконально, слово в слово. Переводы Писания были запрещены Николаем I. Семинаристам запрещалось читать переведенную библию во избежание помешательства. Сами книги были сожжены. После смерти Николая I митр. Филарет выступил в Синоде за продолжение перевода Священного Писания. Митр. Филарет Киевский (Амфитеатров)был против, но император Александр II – за. После смерти митр. Филарета (Дроздова) был выполнен перевод всей Библии (1876г.).
Билет №13
Церковь и государство при Александре II и Александре III. Выдающиеся иерархи.
В 1855 году императором стал Александр II. Он стал приниматься за реформы, которые коснулись и Церковь.
Обер-прокурором был граф Дмитрий Толстой. Также был и министром народного образования.По характеру очень заносчивый. Считал, что у архиереев есть мечты о главенстве Церкви над государством. При нем произошли реформы, затронувшие Русскую Церковь. Архиерей не любили Толстого. Его сместили на Страстной седмице. Ходила шутка, что на Пасху архиереи приветствовали друг друга словами: «Толстой смещен. - Воистину смещен».
Д. Толстой провел реформу церковного образования.
Суть реформы:
1. В духовных школах стали проводиться выборы ректоров и преподавателей.
2. Пересмотрены учебные планы.
3. Увеличились часы преподавания светских предметов.
4. Духовное образование приблизилось к светскому.
Другие изменения церковной жизни:
1. Епархии были разделены на классы.
2. Звания митрополита и архиепископа давались за заслуги.
3. Образованы новые епархии: Камчатская, Саратовская, Томская, Самарская, Варшавская, Рижская.
4. Стали выбирать епископов из вдовствующих священников, т.к. они были более знакомы с приходской жизнью и жизнью священника.