Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения.
В научной литературе отмечается, что из всей массы установок личности выделяются те, которые носят ценностный характер, представляют собой ценности или ценностные ориентации, определяющие, что в жизни является наиболее важным для человека, обладают для него личностным смыслом, и поэтому, учитывая индивидуальную ситуацию человека, определяют его жизненные цели, «генеральную жизненную линию» индивида.
Классификация ценностей:
1) Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
2) Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
3) Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
4) Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
|
|
5) Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
6) Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.
Как регуляторы поведения личности, ценности оказывают влияние на ее поведение, общение и деятельность. Осознанная система ценностей как совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения практики, социальных норм и требований своего времени и тех социальных групп, в которые личность оказывается включенной. Ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом индивида.
Потребности являются исходной движущей силой активности человека, источником мотива и выражаются в человеке как состояние неудовлетворенности. Потребность становится внутренним мотивом деятельности, ее побудителем. Внутренние мотивы определяются личностными качествами учащегося, его способностями. Внешние мотивы – это социальные мотивы (престижность будущей профессии, престижность учёбы в гимназии, лицее и т.п.). Эти мотивы побуждают школьника к учебной деятельности. Деятельность всегда предметна и мотивирована – непредметной, немотивированной деятельности не существует.
Наряду с потребностями источником становления мотива являются ценности. Если потребность – это сила, исходящая от человека как индивида, то личностная ценность – это сила, имеющая свое начало в культуре. Ценности присваиваются и «живут» в личности как в виде понятий, так и в виде образов. То есть ценности могут иметь рационалистический характер (опираться на логическое обоснование), а также иррационалистический (основываться на верованиях, аналогиях, мифах).
|
|
Важным понятием мотивационно-ценностной сферы (МЦС) является установка, которая описывает ограничения, предрасположенности в отношении развертывающейся деятельности. Установки – механизмы, включающиеся по отношению ко всем элементам ситуации, в которой разворачивается деятельность. Для познавательной деятельности – это предрасположенность определенному восприятию источника знаний (в том числе педагога), к предполагаемому познаваемому содержанию, к
предлагаемым способам работы, к себе как субъекту познания.
Установки в отношении будущих ожидаемых событий, взаимодействий, поведения людей описываются понятиями «ожидания» и «экспектации». Школьные ожидания – это есть не что иное, как личностная позиция школьника, это интегративное образование, включающее эмоционально-оценочное состояние, субъективные ориентации (мотивы, потребности, установки, интересы, убеждения), приобретенные в процессе жизнедеятельности в отношении учителей-предметников, обучения, классного руководителя, одноклассников, внеклассной деятельности (Поляков, 1996).
Психологи в структуре личности выделяют:
· направленность личности как отношение человека к действительности, которая включает систему взаимодействующих интересов, потребностей, идейных и практических установок (Ковалёв А.Г., 1970);
· опыт личности, включающий направленность личности, преобразовательные, познавательные, эстетические, коммуникативные качества (В.С. Леднёв, 1989);
· систему отношений личности к действительности (В.Н. Мясищев, 195 7).
Личность определяется «тем, что она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем она общается…» (Каган М.С, 1974, с.262)
Известно: мотивы и ценности составляют аксиологический компонент мировоззрения (Стёпин, 2007). Следовательно, эта составляющая мировоззренияформирующийся в результате воспитания.
Мотивационно-ценностное отношение к Миру отражающее персональную ответственность за деятельность и последствия научных исследований и открытий в области физики, является основой этической компетентности будущего физика – выпускника ФМК.