Методы руководства коллективом

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы, управление людьми (персоналом):


Рис. 1 – Структура работы руководителя

В соответствии с этим руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание нзменений во внешней среде и возможностях их использования, чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы, творческий подход и умение мотивировать себя и персонал, желание и способность сотрудничать, понимание результатов, умение планировать и выполнять планы, способность идти на риск, способность принимать решения, готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

Каждый менеджер, если он хочет руководить на научной основе, должен иметь возможности и уметь применять различные методы управления: экономические, социально-психологические, психологические и т.д. Наличие этих групп методов обусловлено действием объективных закономерностей, зависимостей, определяющих соотношение между значениями входных и выходных параметров производства. Не рекомендуется противопоставлять методы руководства, делая упор на один из них.

Использование методов должно опираться на определенные принципы работы менеджеров. К ним относятся:

- распределение обязанностей с учетом максимальных возможностей исполнителя;

- реальность и конкретность в постановке задач:

- равномерность заданий, непротиворечивость их друг другу;

- степень ответственности при распределении заданий;

- сочетание ближайших и дальних целей;

- наличие прогрессивных элементов и заданий;

- принцип единоначалия;

- принцип технической связи;

- пропорциональность распределения средств;

- соответствие заданий органическим функциям.

Принципы и методы работы менеджеров при выполнении руководящих обязанностей требуют от них соблюдения следующих правил:

- к процессу руководства необходимо привлекать всех членов трудовой группы посредством их участия в подготовке и осуществлении решений, контроля за их реализацией;

- использовать совещания как важнейшую форму коммуникации с членами группы и демократическими совещательными и контрольными органами работников;

- чем значительнее принимаемое решение, тем больше времени требуется на его разработку;

- предварительно информировать подчиненных о необходимости принятия решения по тому или иному вопросу, о критериях его принятия;

- после принятия решения необходимо поставить перед подчиненными четкие задачи;

- последовательно проводить в жизнь принятые решения:

- избегать многочисленных частных решений, рекомендаций;

- достаточно небольшого числа принципиальных решений. Делегирование полномочий нижестоящим руководителям расширит поле их деятельности при реализации принятых решений:

- целесообразно поручать ответственные задания тем членам группы, способности, навыки, деловые качества, знания которых требуют совершенствования; это повышает у них интерес, активность и сознательность действий;

- обеспечивать реализацию решений путем создания хорошей организационной структуры, четкого планирования и контроля;

- постоянное стремление создавать стимулирующие ситуации, т.е. условия, повышающие интерес членов группы к работе. Для этого необходимо использовать личный пример, целенаправленную информацию, научную организацию труда, сочетание поощрения и порицания и т.д.;

- между руководителем и подчиненными должен быть деловой контакт, исключающий панибратство, высокомерие, предвзятость. Руководителю необходимо прислушиваться к критике подчиненных, проявлять интерес к их личной жизни:

- уважать сотрудников, стараться понять причины их поступков, прислушиваться к их мнению, советам; постоянно быть поборником нового; с должным вниманием относиться к выдвинутым идеям; убедительно мотивировать отказ, наглядно демонстрируя возможные последствия реализации выдвинутого предложения: информировать подчиненных о реализации выдвинутых предложений.

В конечном итоге принципы и методы руководства, а также правила, которых придерживаются менеджеры-руководители, определяют их стиль работы и типы самих менеджеров.

Все многообразие методов, используемых руководите­лем, может быть сведено к трем группам:

- методы организационного воздействия;

- методы материального и морального стимулирования;

- методы социально-психологического воздействия.

Методы организационного воздействия опираются на формальный авторитет, полномочия руководителя, а сти­мулирования и убеждения — на использование материаль­ных и духовных интересов работников.

В отличие от методов управления, где приоритет име­ют экономические, среди методов воздействия руководи­теля основными являются организационные, которые должны органично сочетаться с методами материального и морального стимулирования и с методами убеждения.

Организационное воздействие основывается на вла­сти руководителя, на его правах и на присущей организа­ции дисциплине и ответственности. Использование мер стимулирования, убеждения, развития инициативы при­звано подкрепить, развить, усилить администрирование.

Эффективное применение методов организационного воздействия предполагает, что в организации разработана четкая структура, определены функции, права и обязанно­сти персонала.

Организационное воздействие — это звено в работе ру­ководителя, которое оправданно и эффективно, если четко определены проблемы, выработан общий план их решения, работа включена в общий план деятельности организации, определены исполнители и т.д.

При использовании методов материального стиму­лирования следует учитывать в первую очередь оценку результата работы. При этом руководители должны ориентироваться не только на результаты работы, качество и количество труда, но и на деловые качества работника.

Кроме этого, перед руководителем стоят другие зада­чи, решение которых необходимо для эффективного управления работниками:

¨ обеспечение взаимосвязи методов материального стимулирования с выполняемой работой и достигнутыми результатами;

¨ обеспечение соотношения различных форм материаль­ного стимулирования между собой;

¨ обеспечение простоты, ясности и четкости системы стимулирования, как в части поощрения, так и в части наказания;

¨ обеспечение восприятия работниками методов матери­ального стимулирования;

¨ обеспечение сочетания материального стимулирования, как с моральным стимулированием, так и с организа­ционным воздействием.

Применение форм морального стимулирования предполагает установление определенной дифференциро­ванной связи между результатами управленческой дея­тельности и формой морального поощрения. Группа мо­ральных стимулов объединяет, прежде всего, эстетические, морально-этические, воспитательно-педагогические сти­мулы.

Нравственные начала в деятельности руководителя проявляются в многообразии форм - это верность долгу и принципам, готовность нести ответственность, стремление заслужить личный авторитет и доверие у подчиненных, а также умение строить свои отношения на основе справед­ливости, искренности и доброжелательности.

В жизнедеятельности коллектива и управлении им ве­лика роль как социальных, так и психологических фак­торов. И если социальное воздействие осуществляется путем целенаправленного формирования трудовых кол­лективов; использования методов управления индивиду­альным поведением; коллективной деятельностью работ­ников и их социальной активностью, то психологическое воздействие базируется на использовании методов психо­логического побуждения; учете индивидуальных особен­ностей работников и психологических аспектах деятельно­сти человека.


1.3. Основные показатели эффективности руководства коллективом, методика их расчёта и анализа

В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности, характеризующимися как правило прибылью, и затратами, вызвавшими получение этой прибыли.

Эффективность определяется на основании соответствующих показателей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве таковых могут быть использованы, например, балансовая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, доходы по ценным бумагам, дивиденды, прирост прибыли, обусловленный теми или иными обстоятельствами, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на обновление основных средств, содержание и обеспечение аппарата управления и т.п. [19, с. 293].

Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.

При оценке эффективности сложных объектов их условно дифференцируют на более простые составляющие. На основании, рассчитанных частных оценок эффективности отдельных элементов объекта, получают возможность выработки обобщающей оценки эффективности, учитывающей различные факторы. При этом возникает проблема определения вклада каждого из элементов в общую оценку эффективности. Она разрешается путем присвоения каждой из частных оценок эффективности соответствующего математического веса, которые могут определяться исходя из определением важности соответствующего элемента в технологии производственного процесса, их ранжированием по результатам опроса специалистов, на основании доли данного элемента в общей стоимости объекта или в общей величине затрат и т.п.

Особый интерес вызывает применение экспертных методов оценки эффективности. Они могут применяться как при наличии определенной статистической базы производственно-хозяйственной деятельности фирмы, так и на вновь создаваемом предприятии. В первом случае задача экспертов сводится к определению значимости частных оценок эффективности, во втором – к выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности предприятия в новой полосе бизнеса.

В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.

К числу показателей эффективности относят показатели рентабельности, показатели деловой активности, а также показатели фондоотдачи и фондоемкости. Методика расчета названных показателей изучается в курсах бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому в данной работе они не рассматриваются.

Практика финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономики рыночного типа показывает, что однотипные предприятия, располагающие примерно равными материальными и финансовыми ресурсами, зачастую имеют значительные расхождения в уровне прибыли. Одни из них динамично развиваются, другие приходят к банкротству.

Ведущие отечественные и зарубежные экономисты в связи с этим указывают, что одной из важнейших причин подобных расхождений являются различия в эффективности управления предприятиями или, иными словами, в эффективности разрабатываемых и реализуемых менеджерами управленческих решений [4, c. 118].

В общем плане под эффективностью управления предприятием понимают результативность управления деятельностью предприятия, которая является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей.

Многие экономисты высказывают мнение о том, что эффективность управления представляет собой функцию двух переменных: затрат на разработку управленческих решений и содержание аппарата управления, с одной стороны, и результатов управленческой деятельности, отражающихся в изменении значений показателей, которыми оценивается состояние объекта управления – с другой.

Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений. [18, c. 123].

Деятельность по управлению определяем как социально-значимую. Социально-значимую деятельность определим как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности направленный на удовлетворение какой-либо социально значимой потребности (заказа) [19, c. 23].

Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др.

Соотношение результатов и затрат это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);

3 - затраты на управленческую деятельность или объ­ем использованных ресурсов (затратная составляющая).

Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса [6, c. 45].

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов) [18, c. 126].

Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Группа более частных локальных критериев: затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг; затраты материальных ресурсов; затраты финансовых ресурсов; показатели использования основных производственных фондов; ускорение оборачиваемости оборотных средств; сокращение срока окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев: увеличение доли продукции высшей категории качества; обеспечение экологической чистоты; выпуск продукции, необходимой обществу; улучшение условий труда и быта работников; ресурсоэнергосбережение и др.

Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:

,

где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.

Снижение материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

Показатель эффективности использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи.

,

где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.

К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

Показателем эффективности капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

,

где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.

Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.

,

где: ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.

Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени [19, c. 27].

Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.

Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

,

где: П – расчетная прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.

Рентабельность качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление прибыли со всеми затратами. В различных отраслях на уровне отдельных предприятий могут иметь место специфические особенности.

Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесооб­разно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

Динамический показатель эффективности менеджмента можно представить следующим образом:

,

где: Ппб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Руп, Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисных годах.

Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рас­сматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он от­ражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

Динамику экономической эффективности менеджмента ха­рактеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффек­тивности менеджмента, выраженный в процентах:

,

где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах.

Приведенные динамические показатели целесообразно рас­считывать также при осуществлении коренных изменений систе­мы управления организацией, при сравнении различных вариан­тов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эф­фективности менеджмента и перечисленных характеристик сис­темы управления позволяет диагностировать систему управле­ния, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.

Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии фирмы, ее общественную значимость.

Показатели социальной эффективности управления характеризуются только результирующими составляющими, основные из них: повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия [18, c. 134].


Список литературы

Учебники и учебные пособия

1. Акбердин З. З., Кибанов А. Я. Управление персоналом: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009.

2. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Балабанов И. Т. Основы менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Баринов Д.А. Управление организацией: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2009.

5. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: Новость, 2011.

6. Беляев С. А. Системы управления предприятием: Учебник. – М.: Экономика, 2010.

7. Вершигора Е. Е. Менеджмент. – М.: Инфра – М, 2009.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 2008.

9. Дятлов В. А. Управление персоналом: Учебник. – М.: Слово, 2009.

10. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Слово, 2010.

11. Иванова Т. Ю., Приходько В. И.

Теория организации. Краткий курс. – М.: Новость, 2009.

12. Кибанов А. Я. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2011.

13. Коломина П.Е. Организационное поведение: Учебник для вузов. – М.: Новость, 2009.

14. Комаров С. Е. Менеджмент. — М.: Экономика, 2010.

15. Крюков С.В. Организационное поведение: Теория и практика. – М.: Дрофа, 2009.

16. Маслов Е. А. Управления предприятием: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М, 2010.

17. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

18. Могилевский В. Д. Методология систем управления. – СПб.: Питер, 2010.

19. Теория управления организацией: Учебник./ Под ред. В. Г. Алиева. – М.: Изд-во МГУ, 2009.

20. Управление организацией. / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой. — М., 2010.

21. Шевчук И.Д. Организационное поведение: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ, 2009.

22. Янг М. Система управления предприятием. – СПб.: Питер, 2010.

Материалы периодической печати

23. Назарова Н.Н. Эффективность управления предприятием.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - №3. – С. 11 – 14.

24. Морозов М.Д. Особенности концепций эффективного руководства.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №11. – С. 11 - 17.

25. Федорцева А.Д. Место менеджера в организации.//Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – №10. – С. 23 – 28.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: