Возрастные рамки – от 11-12 до 14-15 лет. Внешне социальная ситуация остается той же, что и в предыдущий возрастной период. Однако меняется внутренняя позиция подростка:
- совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя (связано с изменениями в результате физического развития),
- формируются новые ценностные ориентации,
- меняется отношение к себе и, следовательно, к семье, школе, сверстникам.
Влияние физического развития на поведение подростков:
- перепады активности / утомляемости (изменения сосудистой системы),
- нарушения в моторике (почерк, речь, неловкость) – сензитивный возраст для овладения сложными движениями (спорт, хореография, труд).
Интерес к своей внешности, сравнения с другими и с идеалом. Рано созревающие мальчики имеют больше шансов на лидерство, у девочек – двоякая ситуация. Развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Колебания самооценки. Дисморфофобия – бред мнимого уродства. Нервная анорексия. Главное, что обусловливает внутреннюю позицию подростка, - чувство собственной взрослости: желание быть и казаться взрослым. при этом физически, психологически и социально он не может быть полностью самостоятельным, по-настоящему взрослым, и сам это ощущает. Формируется подростковый внутренний конфликт между желаниями и возможностями. Это противоречие и определяет социальную ситуацию развития подростков. Дискуссии о ведущей деятельности подростков:
|
|
- учение (Божович),
- интимно-личностное развитие (Эльконин),
- общественно-полезная деятельность (Фельдштейн),
- задается конкретной ситуацией (Асмолов): выбор совершается самостоятельно либо под влиянием группы сверстников.
Подростковые реакции: - эмансипации, - группирования, - хобби, - имитация.