Особенности восприятия младших школьников

Ученикам первого класса дали задачу с так называемыми лишними данными: «Я вошел в магазин в 9 ч утра и пробыл в нем до 10 ч утра. Я купил там 6 м ситца по 1 р. 10 к. за метр и 3 м шелка по 6 р. за метр. В уплату я дал 25 р. Сколько времени я пробыл в магазине

Некоторые первоклассники сразу воспринимают суще­ственное в задаче, отношение ее взаимосвязанных вели­чин. Один мальчик после чтения задачи сказал: «А тут лег­ко узнать: десять минус девять {смеется) получится один час. Не понимаю, зачем дано все остальное». Другие дети воспринимают в задаче лишь разрозненные данные, не связанные друг с другом; они стремятся использовать все данные независимого от того, нужно это для решения за­дачи или нет. Один из учеников так решил задачу: «Снача­ла узнаем, сколько стоят 6 метров ситца; потом - сколько стоит 3 метра шелка...». Производил соответствующие вы­числения. Путаясь в лишних данных, он беспорядочно ком­бинировал элементы задачи в надежде получить верный ответ. Только постепенно, с помощью учителя ему удалось понять смысл задания.

Воспринять учебный материал - это значит как-то его осмыслить и так или иначе к нему отнестись.

Учитель стоит перед классом и объясняет. Мальчики и девочки внимательно слушают и воспринимают то, что он рассказывает. Но за этой одинаковой формой поведе­ния, за этими внимательными глазами кроется сугубо ин­дивидуальная мыслительная деятельность. Здесь начинает­ся та область, в которую нельзя вторгаться с одинаковы­ми мерками. Оказывается, что одно и то же каждый ребенок воспринимает по-разному.

В I классе было проведено такое занятие: прочитали де­тям сказку Джанни Родари «Пятерка с плюсом» и попро­сили ее пересказать.

Герои сказки - цифры, с которыми производятся определенные математические действия (математическое со­держание). В то же время в сказке есть сюжет, характерис­тики действующих лиц (литературное содержание). Кроме того, произведение - сказка, значит имеется простор для фантазии. Задание одно для всех, понятное всем. Как вы­полняют его дети?

Приведем текст сказки с некоторыми сокращениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: