Фаза 2: Набор Команды

На следующий день я собрал Команду и серьезным тоном предложил ученикам выслушать историю о травле. Я сказал им, что в конце открою им, кто написал эту историю, и что история будет больше о самой травле, чем о тех, кто травит (в логике экстернализующей беседы). После этого я прочитал вслух историю о травле, записанную со слов Иветты. Я объяснил, что она сама выбрала каждого из них, чтобы они услышали ее историю, и что учителя порекомендовали их к участию в этом процессе. Я сказал им, что не заинтересован в раскрытии личности (личностей) тех, кто занимался травлей, и что их имена не будут упоминаться; но, возможно, они все видели, как происходила травля, или знали кое-что об этом. В результате этого объяснения пострадавшая оказывается защищенной от мести обидчиков, потому что их не «выставили на позорище» и ни в чем не обвинили. Я объяснил, что, когда травля прекратится, они получат талоны на бесплатные завтраки и обеды, а также грамоту за подписью директора – за успешное выполнение тайной миссии.

Затем я объяснил им, в чем же состоит миссия и спросил, могут ли они сохранить тайну. Я подчеркнул, что успех операции «Обнаружить и ликвидировать травлю» зависит от умения хранить тайны. Их задача – очень внимательно наблюдать, не появится ли где травля, и ис-пользовать всё свое влияние и силу характера, чтобы бросить ей вызов. В этот момент я часто зачитываю вслух примеры отчетов об успешно выполненных предыдущими командами миссиях – рассказы людей о том, как изменилась их жизнь, когда прекратилась травля, и наблюдения самих «тайных агентов».

Фаза 3: Разработка плана

На третьей фазе мы разрабатываем план помощи пострадавшему, состоящий из пяти пунктов. Чтобы помочь членам команды подумать об этом, я часто использую «чудесный вопрос» (de Shazer, 1988) и придаю этому вопросу особую значимость, взмахивая в воздухе указкой, как волшебной палочкой. Я говорю: «Если бы ночью, пока Иветта спит, случилось бы чудо, и на следующий день, придя в школу, она бы обнаружила, что травля полностью прекратилась, какие изменения она бы заметила?» Когда члены Команды отвечают на этот вопрос, мы вместе строим план воплощения этих изменений в жизнь.

Команда, согласившаяся пересочинить историю травли Иветты, придумала следующий план:
- Когда другие ребята обижают Иветту, говорить им, чтобы они прекратили.
- Не называть Иветту «собачкой Снупи» и останавливать других, когда они произносят эти слова.
- Спрашивать Иветту, как у нее дела, если у нее не самый удачный день.
- Разговаривать с ней и обнимать ее, когда она в этом нуждается.
- Говорить ей, что у нее очень симпатичная прическа, платить за ее обед.

Я записал этот план на бланке, и затем мы распределили задачи между членами Команды. Этот план стал нашим договором.

Когда работа над планом была завершена, я спросил, как они собираются сохранить эту операцию в тайне. Я сообщил им, как важно для них самих оставаться «под прикрытием» – не только потому, что это позволит сохранить анонимность Команды, но и потому, что они смогут выполнять свою миссию так, что их друзья об этом не узнают, а это даст им пространство для маневра. Мы поговорили о том, что они смогут ответить друзьям, когда те спросят, зачем их вызывали к психологу.

В заключение я сказал, что решение о том, прекратилась травля или нет, будет выносить Иветта, и объяснил членам Команды, что через два дня я поговорю с Иветтой и выясню, как они справляются со своей задачей. Потом я увижусь с ними снова и передам им ее отзыв. Эти объяснения очень важны для поддержания серьезного отношения к процессу – и для того, чтобы члены Команды помнили, что успех их миссии определяет сам пострадавший. Этот последний пункт передает власть, которой раньше обладали обидчики, тому, кого они обижали.

Фаза 4: Отслеживание изменений

Через несколько дней я встретился с Иветтой. Я тепло приветствовал ее и спросил, как идут дела в классе. Я хотел узнать, насколько Команда придерживалась нашего договора. Я показал ей план, который разработала команда, и спросил, заметила ли она что-нибудь.

Иветта сказала:

«Очень много изменений, члены Команды заступаются за меня, и если я в чем-то нуждаюсь – они оказываются рядом. Мне улыбаются одноклассники. Тот, кто меня раньше больше всех обижал, пошел сегодня мне навстречу, я испугалась и побежала, потому что подумала, что он хочет сказать или сделать какую-нибудь гадость, но одна девочка из Команды сказала: «Не убегай, он хочет тебе кое-что подарить».

Он подошел и сказал, что сожалеет обо всем, что причинил мне, и подарил мне шоколадку. Я сказала, что принимаю его извинения. Ко мне вернулось счастье! Скажите им, что у них очень здорово получается, и что я хотела бы поблагодарить их всех за это».

Когда я услышал такой положительный отзыв, я сказал Иветте, что она тоже молодец, потому что готова принимать, а не отвергать, усилия Команды. Я спросил, что она сама предприняла, чтобы программа оказалась настолько успешной, и не остались ли какие-то еще проявления травли, которые не были устранены. Я спросил, каково ей было, когда обидчик попросил у нее прощения, и что он сделал, когда она его простила. Я спросил, что она узнала о себе и как она могла бы использовать эти знания, если бы вновь столкнулась с такой проблемой. Я спросил, как она может поддерживать состояние счастья. Иветта объяснила, что поняла, что ей нужно говорить о своих чувствах, а не «взрываться» в гневе. Она сказала, что теперь может быть более «дружелюбной и веселой». Я спросил, уверена ли она в том, что травля прекратилась. Иветта ответила, что в классе стало намного веселей и спокойней, и что она вполне уверена в том, что травля, наконец, закончилась.

Спустя еще пару дней я вновь встретился с Командой. На этой встрече нашей задачей было пересмотреть план, передать Команде обратную связь от Иветты, а также от учителей. Было очень важно подтвердить важность и полезность усилий Команды как для Иветты, так и для всего класса. Для Команды это также была возможность поразмышлять о своей работе и обсудить, как Иветта откликалась на их усилия. Мы также обсудили, что еще необходимо сделать из того, что было запланировано ранее, и включить в план любые новые идеи, которые могли у них за это время появиться. Я попросил членов Команды сказать, чему они научились в плане поддержки друг друга и осуществления позитивных изменений в классе. Мы вместе поразмыслили, что еще необходимо сделать, чтобы полностью устранить травлю.

Вот что они сказали:
«Сейчас она выглядит гораздо счастливее, никто не называет ее «собачкой Снупи». Травля практически прекратилась. Некоторые люди в классе все еще пытаются вести себя гадко по отношению к ней, но мы заступаемся за нее. Понадобится время, чтобы люди привыкли к ней, потому что у нее пронзительный голос и странный акцент. Я всегда говорю ей «Пока!» в конце дня, вежливо разговариваю с ней, когда рядом ее подружка, и теперь народ думает, что она мне нравится!»
(это сказал тот, кто больше всего обижал Иветту раньше)

Я напомнил Команде о том, какую важную работу они делают и сколько пользы приносят школе. Я поблагодарил их за неоценимые усилия и сказал, что теперь нужно согласовать заключительный этап с Иветт и учителями, и если Иветта скажет «все чисто, травли нет», тогда мы пригласим директора, он выдаст грамоты и талоны на бесплатные завтраки и обеды.

Я вызвал Иветту в последний раз, и вот что она сказала мне:

«Нет никакой травли, все ко мне хорошо относятся. Все очень хорошо себя ведут. Никто не обзывается. Кто-то говорит: «Не зли ее!» или что-то подобное. Я все время чувствовала себя прекрасно. Команды помогают людям почувствовать уверенность в себе, без Команды тут не обойтись. Я хочу встретиться с членами Команды и поблагодарить их».

Фаза 5: Празднование успеха

Ответ Иветты убедил меня, что все действительно получилось, и я попросил директора подписать грамоты и выдать талоны на бесплатные завтраки и обеды, а после пригласил Команду на «Вечеринку Празднования Мирных Отношений». Я напечатал достаточное количество талонов и форм оценки нашей работы для каждого участника. На этой встрече я поблагодарил Команду и попросил их, прежде чем вернуться в класс, заполнить формы оценки – в исследовательских целях.

От первого интервью с Иветтой до заключительной встречи Команды прошло две-три недели. И с пострадавшей, и с Командой было проведено по три встречи. Весь процесс занял максимум три часа, большая часть которых была использована на первоначальное интервью и создание Команды. Когда Команды продвигаются вперед очень быстро, две итерации с обратной связью могут быть пропущены, и в этом случае время, необходимое на весь процесс, сокращается до двух с половиной часов.

Комментарий о подходе «Команды под прикрытием»

В традиционных подходах к травле поведение обидчиков рассматривается как проявление проблемы или аттитюда (отношения), которые оказывают влияние на личность обидчика. С этой точки зрения обидчик представляется как человек, чьим мотивом является потребность или желание причинить боль другому человеку и/или унизить его. Причиной этого желания навредить, как утверждается, могут быть случаи насилия или другие формы жестокого обращения, которые могут иметь место в семье. Родные братья (или сестры) подвергали будущего обидчика травле, и он или она научились делать то же самое, потому что «интернализовали» чувства бессилия и стыда, который испытали, будучи сами мишенью и жертвой.

По нашему мнению, источник травли располагается внутри истории взаимоотношений в классе или на детской площадке. Среда работы «Команд под прикрытием» – это классная комната, но деятельность Команды по пересочинению истории травли обязательно распространяется и за пределы класса. Команда фокусируется на том, чтобы заменить сложную историю травли другой историей, которая будет оспаривать предыдущую и противостоять ее господству. Эта новая история не придает значения поводам и причинам травли и концентрируется на решении этой проблемы. Репутация обидчика игнорируется Командой (в которую включен и сам обидчик), и существующие отношения власти используются в иных целях. Опыт и знания тех, кто начал травлю, становятся средствами, с помощью которых они лучше понимают ее вред и изолирующее влияние (Winslade & Monk, 2007).

Существуют и другие подходы к работе с травлей в шко-лах, изложенные в литературе по нарративной практике. Элис Морган (Morgan, 1996) работала с группой девочек в Австралии, чтобы пересочинить «поддразнивание», а Мари-Натали Бодуан (Beaudoin, 2001, 2004) работала с учениками американской начальной и средней школы, чтобы экстернализовать «вирус ябедничества» и пересочинить историю отношения к этому. Подход, описанный здесь, отличается от других тем, что он не включает в себя консультативной работы с группой. Вместо этого используется стратегическое прерывание отношений власти таким образом, что отношения в классе перестраиваются. Подобное прерывание напрямую трансформирует дискурсы, поддерживающие отношения травли. Аналогично описанному здесь подходу, Эйлин Чешир и Доротея Льюис (Cheshire & Lewis, 1996, 2004) показали, как ученикам средней и старшей школы можно передать ответственность за обращение, которое они назвали «доставанием», но их подход сосредотачивался на обучении подростков быть посредниками в спорах. Этот подход можно назвать решением конфликта, но, строго говоря, это не является медиацией.

В некоторых случаях может создаваться впечатление, что травля бессмысленна. Это может казаться поддразниванием или игрой, которая предназначена либо для того, чтобы добиться определенного положения или власти среди сверстников, либо для сохранения имеющегося положения. Возможно даже, что у обидчика нет никакой злости или особенной неприязни по отношению к жертве. Чаще всего обидчик не подозревает о том, какой вред он наносит пострадавшему и, что удивительно, в любой реакции последнего – например, когда тот плачет или в гневе выбегает из классса – обидчик не усматривает связи со своими действиями. Он может даже думать, что пострадавшему нравится такое преувеличенное внимание. Друзья пострадавшего могут даже как бы вступить в сговор с обидчиком, не из страха, что он начнет издеваться над ними, если они не поддержат его действия, а потому что они полагают, что травля в данном случае «не со зла».

Когда это происходит, пострадавшая считает, что ее предали и глубоко переживает это, и может быть потрясена и удивлена тем, что друзья не выступают против травли. Они также могут не знать о сильном влиянии травли, и рассматривают душевное страдание пострадавшей как неважное или незначительное или «непропорциональное» тому, что происходит. Пострадавшим кажется, что даже друзья сговорились против них, и они все больше и больше изолируются от заботливых отношений, которые характеризуют дружбу.

«Команды под прикрытием» игнорируют искушение узнать, почему происходит травля. В фокусе внимания - последствия проблемы, а не ее причины. Отказ от расследования того, почему происходит травля, очищает обидчику путь для понимания влияния своих действий на пострадавшего, а также для включения в Команду, создающую новую историю отношений.

Отсутствие порицания и стыда позволяет обидчику сохранить лицо, не требуя какого-либо признания вины. Не делается никаких попыток добиться извинений, никого объявляют виновным. Виновата сама травля, а не люди, ее совершающие. С проблемой обращаются как с проблемой, а человек – это не проблема (White, 1988). Обидчик освобожден от желания продолжить конфликт или травлю, а также от потребности отомстить за то, что он был изобличен властями школы. Не предпринимаются попытки изолировать обидчика, загнать его в угол, или с осуждением указывать на него пальцем. Этот подход также дает обидчику возможность увидеть преимущества изменения своего поведения, благодаря которым появляется пространство для того, чтобы не потерять лицо и сохранить достоинство перед другими членами Команды.

Записывание без изменений рассказа пострадавшего и чтение его Команде без какого-либо анализа имеет целью вывести на первый план опыт пострадавшего и, таким образом, предложить собравшейся группе увидеть ситуацию с его точки зрения. Иногда ученики говорили, например: «Как, должно быть, ужасно, когда к тебе так относятся». В других случаях ученики плакали, слушая историю пострадавшей.Иногда школьники добровольно предлагали свою помощь со словами: «Я знаю, каково это. Со мной такое тоже было».

Они не должны соглашаться (или не соглашаться) с этой историей или мнением ни в чем, потому что консультант, озвучивая историю, дал голосу пострадавшего преимущество. Эта история существует сама по себе и признается как правомерное описание событий, повлекших за собой создание Команды. Важно, чтобы все члены Команды понимали, что думает и чувствует пострадавшая, и почему она думает и чувствует именно так. Влияние истории углубляется и уплотняется по мере исследования последствий травли в жизни как самого пострадавшего, так и других людей, включая его родных. Кроме того, в силу того, что в этой истории нет обвинения, обидчик может не занимать оборонительную позицию. Это дает ему возможность более внимательно рассмотреть свое восприятие пострадавшего, а также то, что это мнение могло быть неверным или необоснованным.

Сообщение о том, насколько сильно страдает человек, подвергающийся травле, также позволяет обсуждать восприятие пострадавшего членами Команды, и «творит сострадание повсюду» (Epston, 2008, стр. 143). Даже если обидчик проецировал на жертву свои страхи или предубеждения, то, несмотря на это, в команде он (или она) все равно может активно участвовать в формировании плана или придать больший смысл общей цели. Благодаря сотрудничеству в работе над решением проблемы, члены Команды получают взаимную поддержку, и продолжают заниматься пересочинением истории, создавая альтернативную сюжетную линию (Epston, 2008).

Традиционные методы работы с травлей сосредотачиваются на наказании обидчика и устранении запугивания с помощью все возрастающей демонстрации силы, и таким образом травля или запугивание превращаются в соревнование «Кто здесь самый сильный». Обычно власть руководства намного больше, чем власть человека, осуществляющего травлю, и, когда она используется для его подавления, результатом обычно является возмущение и обида с его стороны. Власть «Команды под прикрытием» состоит в совер-шении действий, несовместимых с историей травли (Winslade & Monk, 2008). Члены Команды действуют вразрез с тем, как человек, подвергавшийся травле, воспринимает ее, и замещают агрессию или унижения поддержкой и дружелюбием. Первоначальные опасения, связанные с неожиданными позитивными действиями со стороны обидчика, сменяются облегчением, когда человек чувствует, что травля прекратилась.

Члены Команды также получают новое восприятие травли в своей среде. Давая обидчикам возможность участвовать в создании позитивных отношений в классе, Команды предлагают им присоединниться к помогающей деятельности вместо того, чтобы выводить их из игры как недоброжелательных или агрессивных. Они чувствуют, что процесс позитивного пересочинения истории травли меняет их собственную личную историю. Таким образом, они становятся частью решения, а не частью проблемы. Эти действия способствуют переосмыслению себя самого, конструированию предпочитаемого «я», несовместимого с историей травли.

Со списком литературы к данной статье можно ознакомиться здесь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: