Понятие «Направленность личности»

Структура личности.

Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Таблица - Основные подструктуры как уровни личности

Но-мер под- струк туры Название подструктуры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического Специфичес-кие виды формирова-ния подструктур
  Направленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения Биологического очень мало Воспитание
  Опыт личности Умения, навыки, Знания, привычки Значительно больше социального Обучение
  Особенности Психических процессов Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности Упражнение
  Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства Социального очень мало Тренировка

Понятие «Направленность личности»

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные выше психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотивация – главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. Большинство исследователей считают движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей, а потребностно-мотивационную сферу рассматривают как основу направленности личности

Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-либо, лежащем вне его. В потребностях проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Потребности не могут быть исчерпаны.

Из потребности зарождается динамическая, неопределенная тенденция. Постепенно опредмечиваясь, они осознаются и становятся мотивами деятельности.

Опредмеченная потребность – есть мотив.

Мотив – осознанное побуждение для определенного действия (анализ задач, целей, условий и обстоятельств). Это источник действия, его побуждающий Мотив – это промежуточный этап между потребностью и действием. Это осознание того, что нужно, чтобы удовлетворить данную потребность, осознание условий ее удовлетворения, достижения. Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Краткие характеристики каждой из выделенных форм направленности.

Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента

Интерес – познавательная форма направленности на предмет, имеющий для личности какую-либо значимость. При включении в интерес волевого компонента он становится склонностью.
Склонность – направленность на соответствующую деятельность.
Идеалы регулируют поведение человека (“ценз”), выступают в качестве совокупности норм поведения. Идеалы – то, кем хочет стать человек, это лучшие тенденции его развития, которые становятся стимулом и регулятором развития человека. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.
Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.
Убеждение – высшая форма направленности, это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, которое определяет ее психологический склад, упорядочивает иерархию личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе общественного развития личности.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называется осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. В течение жизни человеку приходится выполнять множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с определенными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: