Церковная реформа середины XVIIв. Предпосылки, цели, сущность, результаты и последствия

К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты

ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажал смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Тогда же сложился в Москве кружок “ревнителей древнего благочестия”. Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия.

Кружок “ревнителей” возглавил Стефан Вонифатьев — духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон — архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, затем патриарх московский и всея Руси. Алексей Михайлович поручил ему проведение реформы в церкви. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие — троеперстием.

В связи с нововведениями произошло отделение значительной части населения от господствующей церкви – раскол. Эту часть называли старообрядцами, возглавлял их Аввакум. Они подвергались гонениям и преследованиям.

Вскоре властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем. Алексей Михайлович не мог больше выносить выходки патриарха, к тому же претендовавшего на политическое первенство. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец. Обидчивый Никон не выдержал — на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества и покинул столицу. Царь отдал приказание подыскать нового кандидата в патриархи, но Никон не спешил давать согласие на уход. Только в 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в монастырь.

К итогам реформы можно отнести то, что жестокие репрессии со стороны правительства, в результате чего тысячи сторонников старообрядчества были казнены, десятки тысяч подверглось пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы. Однако церковная реформа была приведена в жизнь. Собор принял православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Русская православная церковь сблизилась с остальным православным миром. На соборе был так же утвержден принцип разделения светской и духовной власти. Царь имеет преимущество в решении гражданских дел, а церковь в решении духовных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: