Как ясно уже из самого названия, эти симметричные отношения относятся к наиболее неблагоприятным. Они характеризуются выходом сильных, программных функций одного партнера на болевые — другого. Достаточно ярким примером таких отношений являются отношения Скарлетт и Мелани, типов ЭИИ и СЛЭ:
Конечно, описанные в романе отношения этих героинь осложнены еще и ревностью — Скарлетт влюблена в Эшли, который женится на Мелани. Поэтому Скарлетт на первых порах презрительно оценивает и «невзрачную» внешность Мелани, ее хрупкость, почти детскую физическую слабость и беспомощность. Надо отметить, что сенсорные типы, как правило, действительно выглядят внешне более крепкими, полнокровными, физически здоровыми. И в этом отношении сенсорно-логический психотип Скарлетт явно выигрывает перед этико-интуитивным психотипом Мелани. В этом Мелани могла бы почувствовать свою «ущербность» по сравнению со Скарлетт.
Но вот когда дело доходит до духовной стойкости — тут уже лидирует слабая и хрупкая Мелани, и Скарлетт ничего не остается, как признать первенство Мелани. Напомним еще раз фрагмент сюжета об отношении общества к Рэтту Батлеру:
|
|
«Глаза Мелани казались огромными на побелевшем лице.
— Я не перестану разговаривать с ним, — негромко проговорила она. — Я не буду его обижать. И не откажу ему от дома. (...)
"Ну почему у меня не хватило духу сказать так? — с завистливым восхищением подумала Скарлетт. — Как эта маленькая мышка осмелилась дать отпор миссис Мерриуэзер?"»
Читатель может возразить по поводу конфликтного характера такого рода отношений, заметив, что отношение Рэтта Батлера, который принадлежит к тому же психотипу, что и Скарлетт, к Мелани — совсем иное, уважительное и даже поддерживающее. Действительно, это так и есть. Например, во время благотворительной акции в пользу армии Мелани снимает свое обручальное кольцо, которое связывает ее с горячо любимым ею мужем, и отдает его для общего дела. Рэтт выкупает это кольцо и возвращает его Мелани:
« — Я заплакала просто от радости. — И она поднесла к губам какой-то предмет, который был зажат у нее в руке. — О, я так счастлива! — И она снова расплакалась.
Что-то блеснуло у нее в пальцах, и Скарлетт увидела массивное золотое кольцо.
— Прочти, — сказала Мелани, указывая на выпавшее из ее рук письмо. (...) "Если Конфедерации нужна кровь мужчин, то ей пока не нужно, чтобы женщины с кровью отрывали от сердца драгоценные для них реликвии. Примите, дорогая миссис Уилкс, этот знак преклонения перед Вашим мужеством и не считайте Вашу жертву бесплодной, ибо за выкуп кольца уплачена сумма, десятикратно превышающая его стоимость. Капитан Рэтт Батлер"».
|
|
И в этом случае автор романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл совершенно права. Так в чем же здесь дело? Почему Рэтт столь внимателен к Мелани? И почему эти отношения называются конфликтными? Ну, Скарлетт по понятным причинам относится к Мелани, прямо скажем, не лучшим образом, а Рэтт?
А дело здесь в том, что на далекой дистанции партнеры, видя, что в другом есть то, что им самим недоступно, могут испытывать к своему «конфликтеру» чувство восхищения. Это особенно понятно потому, что восхищение вызывает область собственной ранимости. Именно таким образом Рэтт Батлер относится к Мелани. Будучи сам циником и прагматиком, он уважает в Мелани высокую духовность, умение отстаивать свои идеалы, быть до конца преданной им.
«Если я "куда любезнее" с миссис Уилкс, то лишь потому, что она этого заслуживает. Я мало встречал в своей жизни таких искренних, добрых и бескорыстных людей. Но, вероятно, вы не в состоянии оценить их по достоинству. К тому же, несмотря на молодость, она поистине благородная леди в самом лучшем смысле этого слова». — говорит Рэтт о Мелани.
Точно так же, несмотря на негативное общественное мнение, к Рэтту Батлеру относится и Мелани. Она защищает его от нападок и досужих сплетен, ведь он способен на поступки, которые трудно даются самой Мелани, поступки прагматика, которые, как мы знаем, определяются логикой, сенсорикой, которые слабы у самой Мелани.
«Я считаю, что все ведут себя с капитаном Батлером как перепуганные курицы. Я не верю всем гадостям, которые говорят про него миссис Мэрриуэзер и доктор Мид. Он не стал бы прятать пищу от умирающих от голоду людей. Кто, как не он, дал мне сто долларов для сирот? Я уверена, что он не менее преданный патриот, чем любой из нас, и просто слишком горд, чтобы защищаться от нападок. Вы же знаете, как упрямы могут быть мужчины, если их разозлить».
Следует заметить, что в жизни часто случается наблюдать действительно хорошие, поддерживающие «конфликтные» отношения. Но они всегда — дистанционные. Как только партнеры сокращают дистанцию общения, хуже того — вступают в брак — конфликты неизбежны и, чаще всего, за ними следует развод.
У нас есть еще один пример соционического конфликта, это отношения героев романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!», Реймона и Анны. Пока они находятся в первом периоде взаимных ухаживаний, но в перспективе хотят связать себя брачными узами. Хотя между ними на первом этапе их любви, казалось бы, прекрасные отношения, но уже в каких-то моментах чувствуется будущее несогласие. Анна неоднократно пытается напомнить Рэймону о том, что Сесили необходимо готовиться к экзамену, который она провалила. Но, как мы знаем, логика психотипов как Сесили, так и ее отца — ранимая функция. Реймон хоть и делает вид, что согласен с Анной, по существу, на стороне своей дочери, о чем та, конечно, догадывается. Если бы планы Анны и Реймона осуществились, и они стали бы мужем и женой — вряд ли этот брак стал бы счастливым. Сесиль, чье сознание не замутнено влюбленностью, в отличие от ее отца, конечно, это хорошо понимает:
«Слишком велико ее влияние на нас. Я уже начала терять отца — его смущенное, отвернувшееся от меня за столом лицо мучило, преследовало меня. Я едва ли не со слезами вспоминала о нашем былом сообщничестве, о том, как мы смеялись, возвращаясь под утро в машине по светлеющим улицам Парижа. Всему этому настал конец».
Сесиль почти соционически точно формулирует отличия Анны-ЛСИ от ее самой-СЭИ и отца-ИЭЭ:
«У нее холодное сердце, у нас — пылкое, у нее властный характер, у нас — независимый, она равнодушна к людям, они ее не интересуют, нас страстно влечет к ним, она сдержанна, мы веселы».