Будем учиться вместе

Диагностика в детской организации [2]

Сегодняшнее положение детей в государстве и обществе, противоречивость их вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов их решения, усиливающаяся отчужденность детей и взрослых – явления, которые не могут не отразиться на деятельности детской организации. Выявить данные противоречия и проблемы, интересы и возможности детей и подростков – членов детской организации – поможет диагностика.

Систематическое познание (и самопознание) различных сторон личности членов организации, особенностей самого объединения и результатов его деятельности дает возможность предвидеть дальнейшее развитие, установить, что и как следует стимулировать, а что устранить (погасить).

Диагностика в детской организации – это не только и не столько оценка изучаемых качеств личности и объединения, но и определение направленности движения ребенка, взрослого, сообщества в целом от одной педагогической цели к другой.

Проведение диагностики в детской организации имеет свои особенности и, как показала практика, свой алгоритм. В основе лежит опрос общественного (детского и взрослого) мнения. Опрос, как метод исследования, незаменим тогда, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественного, коллективного, индивидуального сознания, общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Алгоритм диагностики в детской организации

1. Интервьюирование, предполагающее личное общение с опрашиваемыми, которое позволит на начальном этапе получить максимальное количество информации. Тщательно обработав первичную информацию и четко определившись в направленности детей к поставленной цели, можно приступать к анкетированию. Если анализ опроса показал, что нет четкого понимания, необходимо, используя различные формы и методы, формировать общественное мнение по данной проблеме. После этого можно провести повторный опрос–интервью.

2. Анкетирование - наиболее распространенный способ сбора информации. Вопросы анкеты составляются на основе полученной при первичном опросе (интервью) информации. Первичное анкетирование должно быть открытого типа (анкетируемый сам подробно отвечает на поставленный вопрос). На заполнение анкеты дается время от 3 до 7 дней, а значит у ребенка есть время обдумать свой ответ, посоветоваться с родителями. Последующее анкетирование может быть закрытого типа (к вопросу прилагается несколько ответов и оговаривается, сколько вариантов анкетируемый может выбрать). Образец анкеты обязательно должен находиться в классном или школьном уголке. Анкетирование должно быть строго анонимно, лишь с указанием пола и возраста анкетируемого. Являясь наиболее эффективной формой диагностики на данном этапе, анкетирование дает богатый информационный материал, на основе которого можно приступать к тестированию.

Пример. Вопрос (для руководителей ДО) анкеты закрытого типа позволяет определить стиль взаимоотношений взрослого и ребенка, способность взрослого создать ребенку и детскому сообществу в целом ситуацию успеха:

- Ваша позиция в отношении ребенка (выберете только один ответ):

o Опека

o Наставничество

o Партнерство

o Сотрудничество

o Содружество

Если анкетируемый выбрал ОПЕКУ- это означает минимальную степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослого, НАСТАВНИЧЕСТВО – детям делегируют функции взрослых, ПАРТНЕРСТВО – дети прибегают к помощи взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО – и дети, и взрослые помогают друг другу, функции детей и взрослых делегируются на равных, СОДРУЖЕСТВО – деловые взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально-окрашенного сотрудничества.

3. Тест – метод исследования объекта, построенный на его оценке по результатам стандартизированного задания. Грамотно составленный тест может стать своего рода ключом к самопознанию, к выявлению противоречий и проблем. При всей кажущейся простоте тестирования (ответить на вопросы, сверить ответы с «ключом», подсчитать баллы, сравнить их с нормативами) грамотное применение тестов требует специальной подготовки и высокого уровня культуры. Вопросы тестов составляются на основе полученной при анкетировании информации для определения тех или иных позиций, для выявления понимания той или иной проблемы, для определения направленности детей к поставленной цели.

Пример. Данный вопрос (для ребенка) теста позволяет определить социальную роль и позицию взрослого к детской организации:

Взрослые в твоем объединении (читай внимательно и если ты согласен с какими либо утверждениями, отметь):

1. Он всегда в центре внимания

2. Тому, что он говорит, всегда веришь

3. Он готов сделать все сам, за всех

4. Ему можно доверить свои планы

5. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией

6. С его мнением всегда хочется согласиться

7. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя

8. Ему нравиться учить

9. С ним как-то спокойно

10. То, что он предлагает всегда хочется сделать

11. Когда что-то сделаешь, всегда хочется услышать его оценку

12. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий

13. Ему не нравится, когда ему возражают

14. Он всегда придет на помощь

15. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься

16. Неприятно, если его в чем-то подведешь

17. Его предложения редко чем можно дополнить

18. Он всегда уверен в своей правоте

19. Он способен разделить с нами и горести и радости

20. Когда он с нами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить

21. Всегда хочется знать, как бы он поступил на твоем месте

22. Он всегда заботлив и внимателен

23. По каждому поводу он высказывает свою оценку

24. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки

25. Если ребята ссорится, он всегда помирит

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

5,10,15,20, 23– «д р у г»; 1,6,11,16,21– «л и д е р»; 2,7,12,17,22 – «референтное лицо»; 4,9,14,19,24 – «педагог-манипулятор»; 3,8,13,18, 25– «н я н ь к а»

Диагностика в детской объединении не только способствует целеполаганию и организации, но и помогает своевременно осуществить коррекцию жизнедеятельности, т.е. тех условий, которые созданы в процессе ее для развития личности каждого члена детской организации. Оперативное включение или исключение желательных или сдерживающих личностное развитие влияний – содержания, структуры, характера, стиля общения; межличностных отношений; предметной среды – ведет к успешности достижений целей детской организации.

Мы - партнеры!

Взаимодействие школы и детской организации. [3]

Долгая жизнь детской организации в стенах школы и в ритме школы позволила утвердиться в сознании многих и многих взрослых мнению «школа и детская организация неразделимы». Как-то трудно было себе представить иную ситуацию, иную модель, иной стиль и характер отношений. И вдруг... Школа – государственное учреждение с соответствующим статусом в обществе, а детская организация – формирование общественное, с иным, нежели школа, статусом в государстве. Несколько неожиданно и абсолютно ново как для одной, так и для другой стороны открылась самыми разными своими гранями проблема взаимодействия.

Фактически до недавнего времени государственная система образования решала задачи воспитания детей в стенах своих учреждений и силами своих кадров, но, по преимуществу, средствами детской самодеятельной организации. И процесс развития отношений между школой и детской организацией определялся процессами, происходящими, с одной стороны, в детском движении, с другой - в самом государстве. Детское движение переживало в своем развитии и взаимодействии с государственными структурами те же периоды, что и социальное движение взрослых.

Первым шагом государства, направленным на удовлетворение потребности в правовом регулировании отношений общественных и государственных структур, явился Закон СССР «Об общественных объединениях», который открыл новую эпоху в развитии отношений государства и общественных организаций – «эпоху правового регулирования», для которой характерно:

- Законодательное оформление статуса каждого из социальных субъектов в государстве и обществе.

- Повышение роли и значения общественных объединений в жизни государства.

- Поиск оптимальных механизмов отношений (моделей) между государственными органами власти, органами управления государственных предприятий, учреждений, организаций и общественными организациями и объединениями.

Наличие общих, присущих современному периоду характеристик не устраняет специфических особенностей, присущих каждому конкретному случаю взаимодействия отдельных личностей, групп или органов управления ими.

Хорошо известно, что проблема взаимодействия школы и детской организации существовала с того момента, когда детское движение в России стало набирать силу:

§ 30-е годы – проблема «смычки» школы и детской организации, осуществление перевода детских организаций в школы;

§ 50 - е годы – проблема перегрузки школьников общественной и другой внеучебной работой, на директоров школ возложена полная ответственность за правильную организацию внеурочной и общественной работы, массовые мероприятия в школе могут проводиться только с разрешения директора;

§ 60-е годы – проблема подчинения деятельности детской организации учебно-воспитательным задачам школы, что, в свою очередь, привело на практике к преувеличению роли педагога в руководстве детским коллективом, к отождествлению деятельности детской организации с внеклассной работой по учебным предметам без должного учета специфики самодеятельной организации детей и подростков;

§ 70-е и 80-е годы – проблема полного подчинения деятельности детской организации интересам государства;

§ 90-е годы – проблема отсутствия у детской организации партнера, проблема реализации её воспитательного потенциала, который объективно был достаточно мощный. Значительный потенциал был заложен в традициях чести и красоты детского коллектива – ритуалах и символах (кстати, это было одним из самых уязвимых мест в подготовке педагогических кадров, которые затруднялись помочь в организации линеек, в обращении с атрибутами и т.д.). К тому времени детская организация имела четкие ориентиры своего развития – проект обновления, который требовал последовательной реализации. Но этого не произошло.

§ Наши дни – проблема осталась та же, что и в конце столетия, несмотря на то. что детские организации появляются вновь как общественные формирования – воспитательный потенциал не реализовывается полностью, в основном, по причине незнания и непонимания педагогическими работниками принципов деятельности современных детских организаций. Произошло смещение функций детской общественной организации и ученического сообщества по различным линиям:

1. По линии задач, содержания, форм и методов работы.

2. По линии ученического самоуправления и самоуправления детской организации.

3. По линии педагогического руководства (отсутствие гибкости в позиции руководителя детской организации – члена педколлектива, классного руководителя.)

Отсюда и негативные тенденции: гипертрофия педагогического руководства деятельностью многих детских организаций, незнание собственных прав и обязанностей по отношению к ДОО, неверный тон во взаимодействии с самодеятельной организацией, отсутствие элементарного умения руководить коллективной организаторской деятельностью и др.

Как показало последнее десятилетие – школа сегодня приоритетное место базирования детской общественной организации. В настоящий момент в большинстве сложился определенный тип отношений внутри одной системы, системы воспитания образовательного учреждения. Перестроить отлаженный механизм слившихся структур очень сложно, но крайне необходимо, иначе детская организация утратит черты присущие общественному формированию, так, как это было в 90-е годы.

Взаимодействие детских общественных образовательных структур следует понимать как совокупность их взаимосвязанных действий и деятельности.

Понятие взаимосвязанных действий и деятельности несколько отличается от понятия совместной деятельности, понимая буквально как деятельность, осуществляемая вместе (совместно) её субъектами, участниками, то есть, как общая деятельность.

Взаимосвязанная же деятельность может осуществляться субъектами необязательно «вместе», а даже наоборот – раздельно: быть разделенной во времени и в пространстве, несовпадающих в целях и принципах, формах и способах организации и т.д., но, при этом, между деятельностями взаимодействующих субъектов должны быть установлены определенные, необходимые связи. Наличие (или отсутствие) и особенности таких связей и будут указывать на факт и своеобразие взаимодействия.

Взаимодействие образовательных учреждений и детских общественных организаций, как и любое социальное взаимодействие, предполагает наличие регулирующих и регламентирующих отношений сторон: основ правовых, экономических, содержательно-деятельностных, организационных, социально-психологических. Качество и характер взаимодействия во многом определяются степенью их развитости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: