I | II | III | IV | V | VI | VII | |
Объект анализа | Составные части объекта | Направления изучения составных частей | Факты | Суждения | Умозаключения | Синтез | |
Урок | 1.Цели | правильность постановки | Общий вывод | ||||
понимание целей учащимися | |||||||
достижение целей и т.д. | |||||||
2.Содержание обучения | соответствие целям | ||||||
соответствие программе | |||||||
систематичность и т.д. | |||||||
3.Органи-зационная форма | целесообразность типа урока | ||||||
соответствие структуры типу | |||||||
распределение времени и т.д. | |||||||
4.Методы обучения | целесообразность | ||||||
уровень владения | |||||||
результативность | |||||||
5.Средства обучения | целесообразность | ||||||
готовность средств к уроку | |||||||
качество средств и т.д. |
Комплексный анализ предполагает специальную подготовку педагога, посещающего урок. Во-первых, необходимо усвоить квалификационные требования к будущей профессии учащегося в части знаний и умений по данному предмету. Затем следует изучить рабочую программу учебного предмета. Это позволит составить представление о месте урока в системе уроков по предмету. Во-вторых, перед началом занятий следует выяснить у преподавателя или мастера образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и сопоставить их с собственными представлениями о целях данного урока. В третьих, требуется уточнить индивидуальные особенности данной группы, которые учтены педагогом при методической разработке урока.
|
|
Важным условием продуктивности комплексного анализа является предварительное обдумывание посещающим тех компонентов учебного процесса, которые могут быть рассмотрены при посещении урока. К ним относятся: тип и структура урока, применяемые методы и приемы обучения, методика постановки познавательных задач, методика руководства и управления учебно-познавательной деятельностью, способы индивидуализации обучения, средства наглядности и технические средства обучения и т.д.
Выбор компонентов обучения, как известно, обусловлен целями обучения, содержанием обучения и не может быть произвольным. Это позволяет строить определенные прогнозы в отношении компонентов учебного процесса посещаемого урока.
Можно предполагать, что в большинстве случаев эти прогнозы не оправдываются, т.к. педагогические приемы многовариантны. Вместе с тем, предварительная подготовка к наблюдению и анализу занятия может лучше понять индивидуальную методическую систему педагога.
|
|
Организация посещения уроков в профессиональном училище для выполнения контрольной работы требует специальной подготовки.
Во-первых, учебное заведение следует выбирать в соответствии с профилем подготовки педагога профессионального обучения.
Во-вторых, совместно с администрацией учебного заведения необходимо определить, урок какого преподавателя общетехнического, общепрофессионального или специального предмета, а также мастера производственного обучения следует посетить.
В-третьих, непосредственно с преподавателем и мастером следует назначить время посещения и обсудить содержательные и методические особенности посещаемых уроков.
В-четвертых, перед посещением урока необходимо самостоятельно изучить сведения об уроке как основной организационной форме обучения; требования, предъявляемые к современному уроку; особенности урока производственного обучения; методику наблюдения и анализа урока, а также учебный материал, который учащиеся будут изучать на уроке.
ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ
1. Профессиональная характеристика профессии, по которой ведется подготовка учащихся в профессиональном училище.
2. Программа учебного предмета, урок по которому планируется посетить.
3. Учебная литература по предмету.
ПОРЯДОК РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Изучение требований, предъявляемых к современному уроку, изучение методики наблюдения и анализа урока. Конспект кратких теоретических сведений вносится в отчет.
2. Выбор учебного заведения и организация посещения урока теоретического обучения (только общетехнический, или общепрофессиональный (отраслевой), или специальный предмет) и производственного обучения с учетом профиля подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
3. Получение из беседы с преподавателем или мастером производственного обучения общих сведений о посещаемом занятии:
· будущая профессия учащегося,
· тема предстоящего урока,
· образовательные, воспитательные и развивающие цели урока,
· сведения об индивидуальных особенностях учащихся и учебно-познавательной деятельности учебной группы в целом.