Энциклопедизм, торговое напр

Журнал «Московский телеграф» Н.А. и К.А.Полевых. Программа журнала.
Два раза в месяц, 1 и 15.Само слово «ж-ка» ввел Полевой. Первым среди прогрессивных журналов второйполовины 20—30 гг. был «Московский телеграф» Н.А. Полевого. Начализдаваться он в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец изкупеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскимиспособностями, получивший необходимые знания путем самообразования.
«Московский телеграф» былодним из наиболее удачных и популярных журналов после «Вестника Европы»Карамзина. В.Г. Белинский считал его лучшим от начала журналистики в России. Посодержанию «Московский телеграф» носил энциклопедический характер.Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит.Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, ивопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Еще Карамзинпонимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков, а это, в свою очередь,зависит от содержания журнала. Но одни журналисты шли навстречу читателю попути приспособления к его невысоким еще вкусам. Так делали Булгарин,Сенковский. Другие шли сознательно на разрыв с массовым читателем, опираясь наузкий круг образованного дворянства. Так поступали дворянские аристократы.Полевой же принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, неотказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Журналистаон называл «колонновожатым».
Полевой зарекомендовал себякак страстный адепт романтизма, как защитник раннего творчества А.С. Пушкина.
В политическом отношенииПолевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. Памятник двум героямборьбы против интервенции 1612 г. купцу Минину и князю Пожарскому, установленный вМоскве на Красной площади, он считал символом русского государственногоустройства. Однако дворянство не собиралось с кем бы то ни было делитьгосударственную власть. Поэтому критика Полевым дворянства как класса, каксословия вызывала враждебное отношение правительства к журналу. И в 1834 г., придравшись ккритической рецензии на пьесу драматурга Н.В. Кукольника «Рука всевышнегоотечество спасла», правительство закрыло журнал Полевого.

В отделе «Смесь» помещались короткие заметки,небольшие фельетоны, а также разного рода сообщения, в которых рекомендовалисьизделия фабрик, заводов, мастерских и т. д. и произведения литературы иискусства. При этом «Северная пчела» расхваливала вещи, руководствуясьразмерами взятки, полученной издателями. В повести Гоголя «Портрет» достоверноописано, как хозяин «ходячей газеты», т. е. «Северной пчелы», за десятокчервонцев устроил пышную рекламу художнику Чарткову, обеспечив ему вернуюклиентуру. Подобного рода оплаченные «рекомендации» Булгарин вставлял почти вовсе материалы газеты: в статьи, очерки, фельетоны, указывая фамилиифабрикантов, названия фирм, адреса модных магазинов и мастерских.
Усердно служа правительству,Булгарин не забывал и о личной выгоде. Этот делец от журналистики превратил«Северную пчелу» в доходное предприятие, внес в журналистику взяточничество ишантаж. «Северная пчела» оказалась родоначальницей продажной «желтой»буржуазной прессы в России, положила начало тому «торговому направлению» врусской периодике которое укрепила и развила затем «Библиотека для чтения»(1834–1865) – первый русский многотиражный журнал.

Тридцатые годы XIX в. в истории русской литературы и журналистикиБелинский назвал «смирдинским периодом»; основная черта этого периода –проникновение денежных отношений в литературу и журналистику, что имело своисильные и слабые стороны. Хорошо, что литературный труд стал, наконец,оплачиваться, это позволило принимать участие в печати лицам, не имеющим другихсредств к существованию. Таким образом, введение гонорара способствовалодемократизации литературы и журналистики, профессионализации писательского ижурналистского труда. «Будем радоваться от искреннего сердца и тому, что теперьталант и трудолюбие дают (хотя и не всем) честный кусок хлеба», – писалБелинский в статье «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя»(1836). Но вместе с тем для многих издателей и авторов гонорар становитсясредством обогащения, они пишут и печатают, думая не о развитии просвещения, ао личной выгоде. И это тоже внесла «Библиотека для чтения», издатель и редакторкоторой больше заботились о числе подписчиков, приносящих доход, чем о качествежурнала.
«Библиотека для чтения» была создана какэнциклопедическое, универсальное издание, как ежемесячный «журнал словесности,наук, художеств, промышленности, новостей и мод». Каждая его книжка включала25–30 печатных листов. Выходил журнал с исключительной точностью – первогочисла каждого месяца. Уже во второй год издания «Библиотека для чтения»насчитывала 5000 подписчиков, через два года их число увеличилось до 7000.

22.Альманахи декабр «Полярная звезда»,«Мнемозина»,«Русск старина"

Петербургский альманах«Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четвертиXIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823,1824 и 1825 гг«Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный,сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде»издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку,Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова

Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячныйсборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году.Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина»только названием и периодичностью напоминала альманах.
В действительности же это былнастоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелисьотделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения»,«Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременнолитературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей илюбительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышлавсего одна книжка – на 1825 г. В целях цензурной маскировки издатели придали«Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов какпредставителей «малой» периодики: она печаталась форматом в двенадцатую долюбумажного листа (т. е. меньше половины тетрадной страницы) и на титулезначилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русскойсловесности». Рылеев и Бестужев хотели подчеркнуть, будто они намереваютсявыпускать чисто литературный альманах, не отступая от традиций Карамзина.И все же провинциальные читатели сразу догадались, что «Полярная звезда»– это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политическийальманах. Уже самое название его перекликалось со стихотворением Пушкина «КЧаадаеву» (1818), широко распространенным в рукописных копиях, и воспринималоськак символ свободы, счастливого будущего. Обозревая русскую литературу за 1824 и начало 1825 г.,Бестужев выше всего оценивает «Горе от ума» Грибоедова, определяя комедию как«феномен, какого не знали мы от времен «Недоросля». Несмотря на строгостицензуры, он сумел раскрыть перед читателями протестующий характер образаЧацкого как активного борца за высокие гражданские идеалы, у которого «душа вчувствованиях, ум и остроумие в речах». «Будущее оценит достойно сию комедию ипоставит ее в число первых творений народных», – утверждал Бестужев. Рядом с«Горем от ума» Бестужев ставит рукописную поэму Пушкина «Цыганы» какистинно самобытное произведение, в котором «сверкают молнийные очерки вольнойжизни и глубоких страстей». Напротив, отношение к незадолго до того вышедшей изпечати первой главе «Евгения Онегина» у Бестужева, как и у многих декабристов,менее восторженное: он ценит в романе Пушкина только лирические отступления,исполненные высоких чувств и «благородных порывов», где «мечта уносит поэта изпрозы описываемого общества»</a>Первая книжка Мнемозины» открывалась программнымстихотворением Грибоедова «Давид»; в нем защищалась идея героического подвига,оправдывалась борьба с тираном. Пушкин дал в альманах три стихотворения:«Вечер», «Мой демон», «К морю». В «Вечере» он называет свободу своим кумиром, ав стихотворении «К морю» рисует образ свободолюбивого поэта Байрона. Печаталисьтакже стихи Вяземского, Баратынского, Раича и др., но ведущая роль в отделепоэзии, бесспорно, принадлежала Кюхельбекеру, Грибоедову и Пушкину. В отделе «Философия» выделялись статьи Одоевского. Довольно строго отзываясь и об элегиях Пушкина,Кюхельбекер противопоставляет им его романтические поэмы. Он боролся за Пушкинакак критик декабристского лагеря и хотел направить творчество поэта в руслогражданского романтизма. «Мнемозина» имела большой успех у читателей: перваякнижка вышла тиражом 600 экземпляров, вторая – 1200 экземпляров. Это былвторой, после «Полярной звезды», случай, когда альманах печатался таким большимтиражом
Книжка «Русской старины» состояла из пяти статейКорниловича, объединенных общим названием «Нравы русских при Петре Великом», ичетырех статей историка и этнографа В. Д. Сухорукова, имевших заглавие«Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетии». В произведениях Корниловича очень высокооценивалась деятельность Петра I какпросвещенного монарха-реформатора, делалось характерное для декабристов скрытоепротивопоставление Петра I Александру I. Пушкин, работая над «Арапом Петра Великого»,обращался к статьям Корниловича, в частности к статье «О первых балах вРоссии».]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: