Развитие слуховой системы

Слух, как и зрение, состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

а) Слуховое восприятие

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже — замирание.

Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых.

Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, — речевое общение. Как правило, к трём годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте. Для того, чтобы развить эту способность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребёнка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребёнку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий — как «голос» большого.

Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая память» и «восприятие», так как сложно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

К году малыш уже владеет большим набором неречевых и речевых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18-ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотво-рений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает нескольких сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К трем годам ребёнок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

В целом возрастные критерии слуховой памяти приведены в таблице 3.

  Таблица 3
1. Реакции 2. Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)
Начинает двигаться при звуках музыки 8-14
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют 9-14
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых 12-14
Выполняет знакомое действие с предме­том по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят сделать 12-16
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов) 14-16
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали 14-16
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали 14-16
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова 14-18
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий) 15-18
Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «Как коровка мычит?» — «Му-у-у») 15-18
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них 20-24
Понимает 100 слов и более 20-26
Повторяет за взрослым предложение из 2-3-х слов 24-28

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: