Особенности и нормы физического развития детей от одного года до трех лет

Очень важным критерием развития ребенка является его физическое развитие. До года вес и рост являются главнейшими в оценке развития ребенка.

Однако и в дальнейшем следует очень внимательно относиться к показателям физического развития.

Наиболее стабильным показателем физического развития является длина тела. Она характеризует состояние пластических процессов в организме. У дошкольников длина тела служит одним из критериев соматической зрелости. Для ее оценки пользуются данными специальных таблиц или формулами:

рост мальчика = (6 • возраст) + 77 (см);

рост девочки = (6 • возраст) + 76 (см), где возраст — количество полных лет.

Масса тела отражает степень развития костно-мышечной системы, она зависит от многих факторов внешней среды и от физической нагрузки.

Масса тела ребенка от 2-х до 5-ти лет может быть рассчитана по формуле:

2 • возраст + 9 (кг) В таблице приведены показатели роста и массы детей 2-3-х лет.

Стандартные показатели физического развития детей

(с допустимыми отклонениями)

Возраст, г Тип ребенка (масса) Средний рост, см Отклонение, см Средняя масса, кг Отклонение, кг
  большой 97,6 3,5 14,2 2,2  
  средний 91,8 2,4 12,1 2,1  
  маленький 83,8 2,1 9,8 1,6  
  большой 105,4 2,8 16,8 2,5  
  средний 98,7 2,5 13,4 1,9  
  маленький 91,3 1,9 11,3 1,6  

Для большей точности расчета следует определить, к какому типу относится ребенок. Это можно сделать, рассчитав его будущий рост (рост, когда он станет взрослым) по формуле:

рост мужчины = (рост отца + рост матери) • 0,54 - 4,5

рост женщины = (рост отца + рост матери) • 0,51 - 7,5

Задержка или отсутствие прироста размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического раз-вития и требуют прежде всего рационализации двигательного режима ребенка. Поэтому снимать показатели физического развития следует как можно чаще.

Зная показатели массы тела, роста ребенка и окружности грудной клетки, можно определить крепость телосложения и то, насколько плотнее в результате систематических занятий становится мышечная масса, а также пропорционально ли его развитие. Расчет делается по индексу Пинье:

ИП = рост (см) - [масса (кг) + ОКГ (см)].

Важно проследить динамику. Чем меньше отличается от стандартных показателей индекс Пинье, тем крепче телосложение ребенка.

Стандартными показателями индекса Пинье для детей 3-х лет являются следующие: мальчики — 25,7; девочки — 27,1.

Степень физического развития дает возможность судить о функциональном состоянии организма. Сделать в этом возрасте функциональные пробы, характеризующие реакцию организма на физические нагрузки, еще затруднительно. Но вполне достаточное представление о состоянии сердечно-сосудистой системы могут дать показатели артериального и пульсового давления.

О неправильной организации двигательного режима говорит повышение артериального давления у большинства детей группы. Максимальное артериальное давление рассчитывается по формуле:

100 + Н,

где Н — возраст в годах. Допустимыми являются колебания в 15 мм рт. столба.

Обобщая данные физического развития, следует особое внимание уделить процедуре закаливания, так как закаливание позволяет избежать большинство заболеваний. Кроме того, особую роль играют лечебно-профилактические процедуры, которые позволяют не допустить заражение ребенка в осенне-зимний период. В приложении №2 мы приводим лечебно-профилактические мероприятия, которые необходимо проводить с ребенком, чтобы он был здоровым.

Кроме того, мы приводим специальные дыхательные упражнения, которые вы можете проводить с ребенком для укрепления его организма.

ЧАСТЬ III.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Физические:

1) неблагоприятные погодные условия;

2) недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3) нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация;

4) несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь — отсутствие режима проветривания;

5) враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Социальные:

1) манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности — это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений; 2) межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;

3) интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

4) неправильная организация общения — преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;

5) отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА МОГУТ БЫТЬ:

1) сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения — в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно — взрослыми;

2) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности — это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3) отсутствие автономности — прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;

4) индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;

5) патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий — проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

— в трудностях засыпания и беспокойном сне;

— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; — в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

— в рассеянности, невнимательности;

— в беспокойстве и непоседливости;

— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется» к ним;

— в проявлении упрямства;

— в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

— в игре с половыми органами;

— в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

— в повышенной тревожности;

— в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения (только в том случае, если они не наблюдались ранее).

Мы предлагаем использовать следующие оздоровительные рецепты, которые помогут ребенку в случае угрозы психологической безопасности — это растения, помогающие организму приспособиться к вредным воздействиям физической, химической, биологической природы, а также к непривычным условиям окружающей среды. Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух из них (использование других согласуйте с врачом дошкольного учреждения):

а) элеутерококк — применять его в течение 1 -2 месяцев по 3 раза в день с третьим блюдом (из расчета — по капле на год жизни); значительно снижается заболеваемость ОРВИ и гриппом;

б) шиповник — повышает устойчивость организма к охлаждению. 30-40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят 5-7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Рекомендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.

Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает эти усилия организма. Основные ее средства — лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного пери-ода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Рекомендуется:

при повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации добавлять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом), давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания;

при заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражнения (см. выше), надувать по два воздушных шарика ежедневно, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой);

при аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина С (по согласованию с врачом), промывать глаза и нос дистиллированной водой (см. выше о туалете носа).

при насморке исключить молочные продукты и сладости, давать есть чеснок (чесночные гренки), пить теплые фруктовые соки, увеличить употребление витамина С (по согласованию с врачом).

при простуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить теплыми фруктовыми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).

18-24 МЕСЯЦА

1. Парные картинки, лото.

2. Кисти, краски (не токсичные).

3. Набор для нанизывания («Бусы»).

4. Игрушечная мебель.

5. Пластилин и другие материалы для лепки. 6. Паззлы (простые).

7. Разрезные картинки из 2-3-х частей.

8. Кегли.

9. Сказки («Репка», «Теремок» и др.). Хрестоматия для детей от 2-х до 4-х лет.

10. Миниатюрные модели бытовых предметов.

11. Игрушечный набор «Семья».

12. Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Парикмахерская» и др.).

13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.).

14. Набор для игры с песком.

24-36 МЕСЯЦЕВ

1. Модель дома.

2. Паззлы.

3. Фигурки животных с детенышами (лото «Найди маму»: животные с детенышами).

4. Одежда для кукол по сезону.

5. Игрушечные часы.

6. Куклы для театра.

7. Разрезные картинки из 4-х частей.

8. Наряды для маскарада.

9. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

10. Составные игрушки из 3-х и более частей.

11. Губная гармошка.

12. Детские ножницы с тупыми концами.

13. Игрушечный клавесин.

14. Трехколесный велосипед.

Приложение 1 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

а) Задания с кубиками

Предложите ребенку 10 кубиков с гранью в восемь сантиметров. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно, затем попросите ребенка построить поезд (четыре кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге; каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд — из пяти).

Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Нормативы:

в 1,5 года — строит башню из трех-четырех кубиков;

в 2 года — строит башню из восьми кубиков; строит после показа поезд без трубы;

в 2,5 года — строит башню из восьми кубиков; строит после показа поезд, добавляет трубу;

в 3 года — строит башню из девяти кубиков; копирует с модели поезд.

б) Задания с соотнесением предметов

Предложите ребенку по вашему выбору задания, для выполнения которых требуется учет размера предметов (выстраивание пирамиды, вкладывание разных по размеру чашечек, матрешек и прочих предметов один в другой и т. п.).

Покажите ребенку собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. Можно разрушить на глазах ребенка эту модель и попросить его сделать такую же (это сложнее). Постарайтесь воздержаться несколько минут от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой ребенка и за сопровождающей ее речью.

Нормативы:

в 1,5 года — собирает пирамидку без учета размера колец;

в 2 года — вкладывает один объект в другой; затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;

в 2,5 года — хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одну в другую;

в 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одну в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом различных колец; в 3,5 года — строит вертикальные модели, сам исправляет свои ошибки, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер. Самостоятельно собирает пять матрешек в одну. Правильно собирает пирамидку.

ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ

Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

Нормативы:

в 3 года — находит 5-6 изображений из 10;

в 3,5 года — находит 8-10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение; ищет, опираясь на словесное изображение, поэтому может ошибаться, когда подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком (как правило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек).

ОЦЕНКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет разносторонние способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).

Нормативы:

в 1,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;

в 2 года — копирует круг, повторяет по показу рисунок креста, рисует че-ловека-«головонога» без туловища.

ОЦЕНКА ПАМЯТИ

1. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Нормативы:

в 1,5 года — выполняет 3-4 действия; в 2,5 года — выполняет 4-5 действий; в 3,5 года — выполняет 5-6 действий. 2. Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию и повторить фразы: «Сегодня на улице много грязи и луж»; «Его зовут Ваней, он учится в школе; «Шура услышала свисток и увидела поезд»; «Летом в лесу было много грибов и ягод».

Повторить: 4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6. Нормативы:

в 2,5 года — называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы;

в 3 года — хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры.

Проверив все сферы развития ребенка, попытайтесь составить представление о его уровне развития в целом, выделить то, что он уже умеет, и то, чего еще не может. Если ребенок выполняет почти все, за исключением отдельных заданий, и интуиция подсказывает вам, что необходимые качества вот-вот проявятся, просто подождите некоторое время. В противном случае лучше обратитесь к детскому психологу или психоневрологу.

Приложение 2 ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

I. Подготовительный период (сентябрь - 3-я декада октября):

1. Адаптогены — элеутерококк, № 30.

2. Витаминотерапия — поливитамины, № 10.

3. Лекарственная терапия — глюконат кальция, № 10.

4. Натуропатия — сезонное питание, дыхательная гимнастика.

5. Траволечение — полоскание настоем трав, № 10.

6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

II. Период повышенной заболеваемости (1 -я декада ноября - 2-я декада декабря):

1. Лекарственная терапия — оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью, № 10.

2. Физиолечение — ингаляции с аскорбиновой кислотой, № 10.

3. Фитолечение — травяные чаи, № 10.

4. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

5. Натуропатия — чесночные бусы, чесночные гренки.

6. Адаптогены — настой женьшеня, № 30.

III-IV. Период реабилитации и подготовки к распространению инфекции гриппа (3-я декада декабря - 3-я декада февраля):

1. Адаптогены — шиповник, № 20. 2. Траволечение — травяные чаи, № 10.

3. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

V. Период эпидемии гриппа (1-я декада марта - 1-я декада апреля):

1. Адаптогены — настой женьшеня, № 30.

2. Физиолечение — ингаляции с аскорбиновой кислотой, № 10.

3. Лекарственная терапия — глюконат кальция, № 10; интерферон, ремантадин, оксолиновая мазь в нос.

4. Натуропатия — лечебное питание, дыхательная гимнастика, чесночные бусы, чесночные гренки.

5. Фитолечение — травяные чаи, № 10.

6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

VI. Период реабилитации и подготовки к новому повышению заболеваемости (2-я декада апреля - 1-я декада мая):

1. Адаптогены — элеутерококк, № 30.

2. Витаминотерапия — поливитамины, № 10.

3. Лекарственная терапия — глюконат кальция, № 10.

4. Натуропатия — сезонное питание, дыхательная гимнастика.

5. Траволечение — полоскание настоем трав, № 10.

6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

VII. Период повышения заболеваемости (2-я декада мая - 3-я декада мая):

1. Адаптоген — настой женьшеня, № 30.

2. Физиолечение — ингаляции с аскорбиновой кислотой, № 10.

3. Лекарственная терапия — глюконат кальция, № 10.

4. Натуропатия — чесночные бусы, чесночные гренки, дыхательная гимнастика.

5. Фитолечение — травяные чаи, № 10.

6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Приложение 3

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

Каждый ответ «только правой» оценивается в +2 балла; ответ «чаще правой» — в +1 балл; ответ «любой рукой» — 0 баллов; «чаще левой» — оценивается в -1 балл; «только левой» — в -2 балла. Все баллы алгебраически суммируются.

Обследуемого просят продемонстрировать каждый раз манеру исполнения.

Показатели:

от 24 до 17 баллов — оценивается как выраженная праворукость;

от 16 до 9 баллов — как слабая праворукость;

от +8 до -8 баллов — как одинаковое владение левой и правой рукой;

от -9 до -16 баллов — как слабая леворукость;

от -17 до -24 балла — как выраженная леворукость.

Какая рука ведущая: левая или правая?

1. Какой рукой пишешь?

2. Какой рукой рисуешь?

3. Какой рукой бросаешь мяч?

4. Какой рукой складываешь башню из кубиков?

5. Какой рукой бьешь молотком?

6. Какой рукой режешь ножницами?

7. Какой рукой расчесываешься?

8. Какой рукой стираешь ластиком нарисованное?

9. Какая рука сверху, когда ты аплодируешь?

10. Какой рукой держишь ложку при еде?

11. Какой рукой раздаешь карточки при игре в лото?

12. Какой рукой держишь зубную щетку? Итого: сумма баллов. Обследуемого просят продемонстрировать каждый раз манеру исполнения.

Показатели:

от 24 до 17 баллов — оценивается как выраженная праворукость;

от 16 до 9 баллов — как слабая праворукость;

от +8 до -8 баллов — как одинаковое владение левой и правой рукой;

от -9 до -16 баллов — как слабая леворукость;

от -17 до -24 балла — как выраженная леворукость.

Какая рука ведущая: левая или правая?

1. Какой рукой пишешь?

2. Какой рукой рисуешь?

3. Какой рукой бросаешь мяч?

4. Какой рукой складываешь башню из кубиков?

5. Какой рукой бьешь молотком?

6. Какой рукой режешь ножницами?

7. Какой рукой расчесываешься?

8. Какой рукой стираешь ластиком нарисованное?

9. Какая рука сверху, когда ты аплодируешь?

10. Какой рукой держишь ложку при еде?

11. Какой рукой раздаешь карточки при игре в лото?

12. Какой рукой держишь зубную щетку? Итого: сумма баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: