Слово учителя

Тема урока: «Свобода рабовладельцев»

Класс: 5 А

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.

Развивающая: Развивать навыки устного объяснения причин, по которым свободные греки использовали труд рабов.

Воспитательная: Воспитывать нравственные качества у учащихся, научить оценивать такое историческое явление, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.

Оборудование: Учебник, карта Древнегреческой цивилизации.

Литература: Всеобшая история, мировая ицеклопедия по истории.

План урока:

1Организационный момент(1-2мин).

2.Актуализация знаний(5 мин).

3.Слово учителя(до 20 мин).

4.Аналитическая беседа(15 мин).

5.Подведение итогов(3 мин).

6.Домашнее задание(1 мин).

7.Оценивание(1-2 мин).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? У всех на партах есть ручки, тетрадки, учебники? Хорошо, молодцы!

Актуализация знаний учащихся.

Итак, ребята,на прошлом занятии мы ознакомились с темой эллины против «царя –царей». Давайте вспомним с какими терминами мы работали. Кто мне скажет что означают слова фаланга, полис, колония, аристократия, демократия, восточная деспотия. Перечислите причины победы греков Греко – персидских войнах.

Слово учителя.

А теперь ребята, давайте проделаем словарную работу.

Действие учителя Действие ученика
 
- объясните, что означает понятие «гражданин» в современном обществе - какой государственный строй был установлен в Афинах, что он значит - кто такие рабы, государственный строй с позиции рабов. (Объяснение темы)- давайте узнаем, так ли это на самом деле. Откройте с.171. Прочитайте, как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях между гражданами. - как Аристотель – высказывается об отношениях свободных граждан и рабов - сравните высказывание Перикла и Аристотеля. В чем противоречия, какой возникает вопрос? На доске: почему свободные греки пользовались трудом рабов? Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, нам нужно разгадать кроссворд, который в свою очередь даст нам разгадку сегодняшней темы урока. - человек, который обладает правами и обязанностями в обществе (граждане). - демократический. Граждане имеют права (рабы). - раб – человек, лишенный свободы, принадлежащий другим людям, как вещь, животное, которое можно заставить бесплатно трудиться. Нет прав. Строй не демократический. - читают вслух: «…наш государственный строй …все обладают равными правами» (граждане) - читают (рабы) - вывод экспертов. Перикл: все обладают равными правами. Аристотель: для свободных греков раб – это собственность. - записывают в тетрадь, вопрос на доске.
Версии
· Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите ее в тетрадь. - предлагают версии «граждане», «рабы». Вывод экспертов: 1.Рабы были не эллины 2. Труд рабов был выгоден 3. Труд рабов позволил грекам заниматься делами управления
 
- для ответа на главный вопрос урока, на нужно помнить те понятия, с которыми мы работали в начале урока, так же чтобы найти решение проблемы надо узнать: 1.кто мог стать рабом? 2. где и как использовался труд рабов? 3.как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков? (рассказываю тему)  
 
1.Кто мог стать рабом? - прочитайте первые 2 предложения п.1,с.167. - какой вывод, исходя и этого можем сделать? 2. Где и как использовали труд рабов? На основе текста п.1, с.167-168. Скажитие, где использовался труд рабов. - запишите какие выгоды это давало грекам. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можем дать. (возвращаемся к вопросу на досне) 3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков? - кто такой рабовладелец? - кто в Афинах мог иметь рабов? (с.167) - в начале урока мы с вами выяснили, что в Афинской полисе была установлена демократия. - используя п.2 на с.169-170 докажите, что Афины в 5 веке до н.э. являлись демократией рабовладельцев - рабами были военнопленные – варвары – иноземцы (на доске) греки использовали труд рабов т.к рабами были не свободные эллины, а варвары иноземцы. - работа в усадьбе рабовладельца, работа на рудниках, в мастерской. Гребцы и грузчики на кораблях (на доске) - обогащение за счет продажи излишков продуктов, которые накапливались от труда рабов. Выполняли тяжелую работу. Используя труд рабов, греки получили прямую выгоду для себя и всей семьи. - человек, использующий труд рабов Даже не богатый гражданин мог позволить себе иметь 2-3 рабов. Работают с учебником Демократический строй предполагал участие всех свободных граждан в управлении полисом, благодаря чему свободные граждане могли позволить себе участвовать в государственных делах.
4.Подведение итогов
- какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать. Подтвердились ли версии которые мы с вами выдвинули в начале урока? Мне хотелось бы узнать, как вы усвоили тему. Вы должны ответить на вопросы теста (объяснение учителя), на ответ «да» ставим палочку вертикально, «нет» горизонтально. Теперь сделаем самопроверку, ответы на доске. Домашнее задание: - На следующем уроке продолжим разговор об Афинах. Рассмотрите иллюстрации к параграфу 28. - Как вы думаете, почему Афины называли столицей исскуств? - Прочитайте дома параграф 28 и ответьте на вопросы перед ним. Приложение: тест. Примерный вывод по проблеме: - свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду и возможность участвовать в государственных делах, к тому же использование рабского труда оправдывало греков, так как рабами были не эллины, а варвары.
     

Тест

1. По - гречески «народовластие» - это является демократией?

Да/нет

2. В Греции рабы могли быть гражданами?

Да/нет

3. Является ли гражданином человек, обладающий правами и обязанностями в обществе?

Да/нет

4. Рабы в Афинах могли участвовать в управлении государством?

Да/нет

5. Плис – это город-государство?

Да/нет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: