Методология

· В широком понимании – взаимосвязанная совокупность принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь(ученый) в ходе получения и разработке знаний

· В узком понимании – совокупность методов, методик, способов и средств познания

Уровни методологии науки

· Уровень философской методологии науки (как пример: соотношение сознания и души; материалистическая и идеалистическая)

· Уровень общенаучной методологии

· Уровень конкретно-научной методологии уровень школ и направлений)

· Уровень методики и техники исследования (определённые эксперименты)

Системный подход

Направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Принципы системного подхода:

o Целостность

o Иерархичность строения

o Структурность

o Множественность описания

o Системность

Историко-эволюционный подход

Раскрывает общесистемные закономерности развития человека в разных ипостасях;

· В эволюции природы – биогенез (человека как индивида)

· В истории общества – антропосоциогенез (человека как личности);

· В жизненном пути – персоногекнез (человека как индивидуальности)

Принципы историко-эволюционного подхода:

o Взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем

o Функционирование избыточных неадаптивных элементов, обеспечивающих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования

o Необходимым условием развития является противоречие между адаптивными формами активности, направленными на реализацию их родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: