· В широком понимании – взаимосвязанная совокупность принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь(ученый) в ходе получения и разработке знаний
· В узком понимании – совокупность методов, методик, способов и средств познания
Уровни методологии науки
· Уровень философской методологии науки (как пример: соотношение сознания и души; материалистическая и идеалистическая)
· Уровень общенаучной методологии
· Уровень конкретно-научной методологии уровень школ и направлений)
· Уровень методики и техники исследования (определённые эксперименты)
Системный подход
Направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Принципы системного подхода:
o Целостность
o Иерархичность строения
o Структурность
o Множественность описания
o Системность
Историко-эволюционный подход
Раскрывает общесистемные закономерности развития человека в разных ипостасях;
|
|
· В эволюции природы – биогенез (человека как индивида)
· В истории общества – антропосоциогенез (человека как личности);
· В жизненном пути – персоногекнез (человека как индивидуальности)
Принципы историко-эволюционного подхода:
o Взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем
o Функционирование избыточных неадаптивных элементов, обеспечивающих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования
o Необходимым условием развития является противоречие между адаптивными формами активности, направленными на реализацию их родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.