Переход количественных изменений в качественные (закон развития)

Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество. В процессе развития, писал К.Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия".

Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть прежде всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.

Широко распространенным проявлением закона являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства.

Закон особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества положительного заряда ядра их атома. До известных пределов количественное изменение заряда ядра не вызывает качественных изменений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемента. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается, в конечном счете, в качественно иной элемент - свинец. Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислорода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле еще один атом кислорода, как она превращается в качественно новое химическое вещество - озон.

В объективной действительности имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - возрастание количества под влиянием качественных изменений. Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Скачки

Гегель определял скачок как единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

- по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные(коренные);

- по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);

- по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Примеры скачка:

- из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться

- когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы

- Для редактора отдела важно учитывать, что накопление количественных изменений происходит всегда, и, отслеживая их, можно предугадать качественные превращения — то, что в СМИ собственно и называется «событиями»

Вывод: диалектика-способ филосовствования основан на общих принципах связей и развития теорий и методах философской рефлексии дают возможность расматривать и объяснять связи мира человеческого мышления через взаимосвязь взаимодействие.

Заключение: философию всегда интересовало не только проблемы теории (тоесть разъяснение миру) но и пути способы и приемы научных подходов и представлений мира.
философской теорией методом и методологией научными исследованиями выстыпает диалектика с гр.обозначает "исскуство вести беседу".

Список используемой литературы

1. Предтеченский В. В.Биография науки диалектики. Самиздат, 2005. – 86 с.

2. Большая советская энциклопедия

3. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

4. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",Москва, "Мысль", 1987 г.

5. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва - 1990 г.

6. Википедия

7. Философия «Курс лекций»

Михайлов, Ф. Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — ISBN 5-244-00961-3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: