Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и поэтому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуального пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации человека. Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных формах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.). Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях.
|
|
Речь имеет в младенческом возрасте свой естественный путь развития. В этот период в процессе общения со взрослыми происходит тренировка голосового аппарата и образование связей слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов, развивается интонационная составляющая речи. Такие голосовые формы, как гукание и гуление, лепетпая форма достигает своего расцвета в 11 мес. (встречается только у детей с нормальным слухом). Во второй половине первого года жизни у ребенка начинает формироваться собственно речевая деятельность. К концу года ребенок понимает примерно 10-20 слов. Стадии развития речи: поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия, выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7-8 мес.), выполнение поручений по словесному указанию (9-10 мес.), выбор предмета из двух-трех, находящихся рядом, по словесному указанию (10-11 мес.), прекращение действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). В конце первого года жизни, а в некоторых случаях и с 7-8 мес. ребенок начинает произносить отдельные слова.
С помощью акустического анализа выявлена синхронность в изменениях частоты и силы голосовой реакции новорожденного и интонации взрослого, выраженных в подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров звука. На 2-м мес. жизни различаются звуки недовольства и спокойного гуления; с 3-го мес. появляются звуки радости и смеха, с 6-го —возникает радость с восклицанием (восторг) и более спокойные звуки; с 7 мес. выделяется интонация; с 10 мес. выявляется настойчивая интонация убеждения, повеления; на 2-м году жизни добавляется интонация вопроса.
|
|
Процесс становления интонации наряду с совершенствованием звукопроизношения у ребенка осуществляется в общении со взрослыми, использующими в речевой коммуникации различные виды интонации (спокойные, радостные и т. п.), которые затем отражаются и закрепляются в голосовых реакциях младенца.
Социальное развитие в младенческом возрасте выступает в двух аспектах: общем и конкретном. Общий аспект выражается в том, что с момента рождения у ребенка существует предрасположенность к социальному развитию, к усвоению многообразных воздействий среды, в том числе и социального окружения. В это время в первичном виде складываются основные естественные формы психической деятельности, предпосылки социального развития психики. Естественный путь своего развития психические функции проходят в социальных условиях, в процессе общения со взрослыми.
Конкретные проявления социализации выражены в формировании генетически ранней формы доречевого общения и возникновении действий с предметами на базе неспецифической моторной активности ребенка. «Широкие психические возможности новорожденного и младенца необходимы ему для жизненно важного для него налаживания контакта со взрослым, опосредующим его отношения с остальным миром. Именно поэтому младенец, поражающий наблюдателя крайней беспомощностью и видимой неприспособленностью во всем, что касается сферы самостоятельного удовлетворения своих нужд, оказывается удивительно хорошо вооруженным в другой сфере — в сфере взаимоотношений со взрослыми, а также в некоторых областях доступной ему практической деятельности (например, поведение в ситуации кормления)».
Необходимость связи со взрослыми приводит к появлению разнообразных неречевых видов общения в виде голосовых, двигательных и мимических реакций. Разнообразные контакты со взрослыми условно можно разделить на две группы: реактивную и активную. Ребенок реагирует на воздействие взрослого, выступая в качестве объекта общения (реактивная форма - подражательные движения ребенка рта, рук). При активной форме общения ребенок начинает воздействовать на взрослого, являясь субъектом общения. Звуки голоса оказывают более сильное воздействие на ребенка, чем звуки музыкального инструмента той же частоты и интенсивности. Реагирование ребенка на звуковые раздражители выражается главным образом в поисковой, ориентировочной реакции при затормаживании общедвигательной активности.
Время сосредоточения на человеке и предметах увеличивается в период с 4 до 6 мес. с разной скоростью. Появление взрослого в поле зрения ребенка повышает его общую активность. При увеличении расстояния от игрушки до ребенка с 9 до 60-100 см уменьшалась и исчезала его игровая активность. Он переставал интересоваться игрушкой. Если рядом с игрушкой оказывался взрослый, то ребенок снова начинал к ней тянуться.
Установление контакта со взрослым осуществляется у ребенка также эмоциональным путем. В конце 1-го и в начале 2-го мес. жизни появляется «комплекс оживления» - эмоционально положительная реакция на поведение взрослых, который, исчезает в 7-8 мес. Его своевременное исчезновение является одним из критериев нормального развития ребенка.
В рамках сотрудничества со взрослыми и в процессе овладения речью начинает складываться субъект познания и деятельности.
Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда в социальной среде, в процессе взаимодействия со взрослыми у ребенка создаются основные предпосылки социогенеза — естественные формы психического отражения, элементы предметной деятельности, доречевое общение, структура моторной активности, — на основе созревания наследственно заданных механизмов, в процессе их функционирования и путем новообразований. Психическое развитие в этот период носит наиболее интенсивный характер, что связано со спецификой действия основных законов онтогенеза.
|
|
После года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики, носящее многообразный, многокачественный и многоуровневый характер и включающее как новообразования, так и преобразования и социализацию различных естественных ее форм в процессе их дальнейшего развития.