Младенческий период – от 1м до 1 г.
Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве второго этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и поэтому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуального пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации человека. Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях. Так, максимально специализированные к моменту рождения сенсорные функции продолжают свое интенсивное становление в младенческий период. Одновременно идет процесс дальнейшего формирования психофизиологических образований, происходит взаимное обогащение разных функций, что обеспечивает ускоренное и параллельное их развитие.
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. К свойствам восприятия относят следующие: целостность, константность, структурность, осмысленность.
Этапы становления восприятия объекта (по Пиаже): слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный для ребенка образ (1-4 месяца, формируется акт хватания и его координация с актом сосания и зрением, наблюдается импульсивная активность руки (размахивание, открывание и закрывание кисти, шевеление пальцами, хватание лица, частей тела), начинают образовываться связи между зрением и движениями рук); проявляется повышенная активность взаимодействия руки и глаз (4-8 месяцев, старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять, и пытается схватить то, что видит; перцепция — выход за пределы непосредственного восприятия, начинает предвосхищать последующую позицию перемещающегося предмета на основе видимой траектории его движения); узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования (8-12 месяцев, предмет являлся деталью общей ситуации, картины и не обладал свободой (мяч под креслом, часы на подушке и т п.); активный поиск исчезнувшего предмета свидетельствует о том, что ребенок начинает познавать объективные отношения и выделять предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в пространстве).
Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется благодаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание «вслепую», после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что «зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению.
Сложность развития моторики состоит в том, что она носит разнородный характер и осуществляется по различным направлениям: формирование с момента рождения моторики глаз (первые 3 мес, сначала развиваются следящие движения глаз за медленно перемещающимся предметом, затем - за перемещением светового стимула по сложной траектории, инициативные движения глаз и активный поиск объекта); формированием акта хватания (к 6-ти мес, развитие руки в качестве полифункционального органа, органа действия и осязательной перцепции, происходит после того, как складывается моторика зрения); становление локомоции (от поднятия головы до ходьбы; последовательность, а иногда и одновременность возникновения общедвигательных реакций: сидения, стояния, ходьбы; у ребенка одновременно начинают формироваться акты сидения и стояния (с 4 мес.)). Моторика в этом возрасте проявляется в чрезвычайно многообразных формах, участвуя в становлении различных психических функций и социальных форм поведения (голосовые реакции, жест, мимика).
С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах складывается мнемическая функция (память). Вначале запоминание предмета в пределах одной секунды. В 3-4 мес. узнавание в сфере зрения и слуха. Ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления. В 7-8 мес. ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор в ответ на произнесение его названия. В 10-11 мес. он может выбрать предмет по словесному указанию взрослых. Для образования ассоциации слова и предмета требуется более 50-70 повторений. В конце первого года жизни появляется новая форма реакции на название предметов — указательный жест.
Формируются и мыслительная функция, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. Типичная проблемная ситуация для ребенка состоит в том, что привлекательный объект (игрушку, лакомство), расположенный в поле зрения, но вне пределов досягаемости, он должен либо подтянуть к себе, используя определенные средства, либо устранить препятствие. Первые шаги в формировании преднамеренности выражены в 4-8 мес. в координации зрения и хватания: при виде погремушки ребенок ищет шнур и таким образом устанавливает связь между объектом и средством. В 8-12 мес. он осуществляет координацию цели и средства, решая задачи пространственного типа и активно манипулируя для этого различными приемами (схватывание, отталкивание, отодвигание и т. п.). Мыс.ф-я характеризуется интересом и пластичностью.
Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле качественных преобразований. Многофазность формирования, включая ранние генетические ступени, проявляется в развитии как простых, так и сложных психических функций.