Младенческий период. Специфика, основные линии развития, пути развития, особенности развития восприятия, моторики, памяти, первичных форм мыслительной деятельности

Младенческий период – от 1м до 1 г.

Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволя­ющих рассматривать его в качестве второго этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и по­этому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуально­го пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации чело­века. Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях. Так, максимально специализированные к моменту рождения сенсор­ные функции продолжают свое интенсивное становление в младенческий период. Одновремен­но идет процесс дальнейшего формирования психофизиологических образований, происходит взаим­ное обогащение разных функций, что обеспечивает ускоренное и параллельное их развитие.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. К свойствам восприятия относят следующие: целостность, константность, структурность, осмысленность.

Этапы становления восприятия объекта (по Пиаже): слежение за движущимися объекта­ми и попытки продлить или вновь поймать приятный для ребенка образ (1-4 меся­ца, формируется акт хватания и его координация с актом сосания и зрением, наблюдается им­пульсивная активность руки (размахивание, открывание и закрывание кисти, шеве­ление пальцами, хватание лица, частей тела), начинают образовываться связи между зрением и движениями рук); проявляется повышенная активность взаимо­действия руки и глаз (4-8 месяцев, старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять, и пытается схватить то, что видит; перцепция — выход за пределы непосредственного восприятия, начинает пред­восхищать последующую позицию перемещающегося предмета на основе видимой траектории его движения); узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования (8-12 месяцев, предмет являлся деталью общей ситуации, картины и не обладал свободой (мяч под креслом, часы на подушке и т п.); активный по­иск исчезнувшего предмета свидетельствует о том, что ребенок начинает познавать объективные отношения и выделять предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в пространстве).

Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется бла­годаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание «вслепую», после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что «зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завер­шить действие по представлению.

Сложность развития моторики состоит в том, что она носит разнородный характер и осуществляется по различным направлениям: формирование с момента рождения моторики глаз (первые 3 мес, сначала развиваются следящие движения глаз за медленно перемещающимся предметом, затем - за перемещением светового стимула по сложной траектории, инициативные движения глаз и активный поиск объекта); формированием акта хватания (к 6-ти мес, развитие руки в качестве полифункционального органа, органа действия и осязательной перцепции, происходит после того, как складывается моторика зрения); становление локомоции (от поднятия головы до ходьбы; последовательность, а ино­гда и одновременность возникновения общедвигательных реакций: сидения, стояния, ходьбы; у ребенка одно­временно начинают формироваться акты сидения и стояния (с 4 мес.)). Моторика в этом возрасте проявляется в чрезвычайно многообразных формах, участвуя в становлении различных психических функций и социальных форм поведения (голосовые реакции, жест, мимика).

С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах складывается мнемическая функция (память). Вначале запоминание предмета в пределах одной секунды. В 3-4 мес. узнавание в сфере зрения и слуха. Ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запо­минаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления. В 7-8 мес. ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор в ответ на произнесение его названия. В 10-11 мес. он мо­жет выбрать предмет по словесному указанию взрослых. Для образования ассоциации слова и предмета требуется более 50-70 повторений. В конце пер­вого года жизни появляется новая форма реакции на название предметов — указатель­ный жест.

Формируются и мыслитель­ная функция, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком наме­ченной цели. Типичная проблемная ситуация для ребенка состо­ит в том, что привлекательный объект (игрушку, лакомство), расположенный в поле зрения, но вне пределов досягаемости, он должен либо подтянуть к себе, используя определенные средства, либо устранить препятствие. Первые шаги в формировании пред­намеренности выражены в 4-8 мес. в координации зрения и хватания: при виде по­гремушки ребенок ищет шнур и таким образом устанавливает связь между объектом и средством. В 8-12 мес. он осуществляет координацию цели и средства, решая зада­чи пространственного типа и активно манипулируя для этого различными приема­ми (схватывание, отталкивание, отодвигание и т. п.). Мыс.ф-я характеризуется интересом и пластичностью.

Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выра­женной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле качественных преобразований. Многофазность формирования, включая ранние генетические ступени, про­является в развитии как простых, так и сложных психических функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: