Социальная антропология в России

В Советском Союзе социальная антропология долгое время не существовала как отдельная наука, предмет её исследования изучался в различных смежных дисциплинах, главным образом — в этнографии. В начале девяностых наука получила своё самостоятельное развитие в России, она преподаётся на социологических факультетах университетов. Близкий к ней спектр вопросов изучается наукой этнологией(этнографией), преподающейся на исторических факультетах.

Провозглашает ли себя антропология "социальной" или "культурной", она всегда стремится к познанию человека в целом, но в одном случае отправной точкой в ее изучении служат его изделия, а в другом - его представления.

Нет единого мнения у самих антропологов об объекте этой науки. Одни

исследователи таковым считают человека (или личность), другие - культуру, третьи -

общество (чаще всего существовавшие в прошлом и "примитивное"), четвертые -

народы, населяющие те или иные регионы. По-видимому, такая разноголосица в пред-

ставлениях об объекте и нашла свое отражение в разных вариантах названия

социальной антропологии. Это можно увидеть на примере определений этой науки,

которые приводятся отечественными авторами:

- наука, призванная "исследовать социальную фазу развития Человека в общем

контексте космодинамики его экзистенции"

- наука о традиционных общественных системах - наука о динамике культуры как искусственного, неприродного мира человека

- наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных обществ

- наука об этносах и их характерных чертах (этнология)

Наиболее полное определение принадлежит, с нашей точки зрения, Леви-Стросу.

Рассматривая этнографию, этнологию и социальную антропологию не как самостоя-

тельные научные дисциплины, а как три временные стадии (эмпирически-описатель-

ную, сравнительно-обобщающую и интегративную) одного и того же исследования, он

указывает наиболее характерные исследовательские сферы этой науки: изучение

этнокультурных особенностей человеческих групп с учетом их сравнительных харак-

теристик; исследование различных социальных установлений как систем представлений

(символических структур); объяснение общих свойств социальной жизни, человеческих

общностей, локализованных в пространстве и во времени; исследование "преиму-

щественно тех форм социальной жизни (где так называемые первобытные общества

представляют собой лишь примеры, наиболее легко поддающиеся выделению, и

образцы, наиболее далеко продвинутые в этом направлении), которые определяются

непосредственностью контактов, измеряемой обширностью и богатством конкретных

взаимоотношений между индивидами"

Объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры [3]. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объектом же социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Следовательно, в объект этой дисциплины включается также природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это вместе можно представить в виде статического и динамического состояний: в первом случае мы имеем систему (картину) взаимоотношений человека с этим окружением, во втором — процессы его взаимодействия с ним. В обоих случаях есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим нечто выступает культура.

Из предыдущих размышлений следует суждение о том, что социальная антропология является областью гуманитарно-научного познания. Она осуществляет связь человека как биопсихосоциалъного существа, т.е. существа мыслящего, понимающего других, переживающего и творящего, с деперсонализированными сферами его окружения, нейтрально или враждебно чуждыми ему. Применяя, с одной стороны, обезличенные методы анализа, а с другой — ценностный подход к выбору целей своих рекомендаций, она как бы объединяет результаты бесстрастного анализа с человеческой целью для внедрения своих знаний в жизнь. В этом ее практическая значимость, полезность для людей.

Из этой позиции следует и понимание предмета социальной антропологии. Ее предметом являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Окружение изучается в функциональных и символических аспектах

Цель антропологии заключается в том, чтобы достичь законченного, систематического развернутого описания и объяснения процесса формирования человека вообще.

Таким образом, чтобы нейтрализовать влияние Сциллы, антрополог должен решить следующие задачи:

Найти унифицированный язык описания всего используемого им материала.

Определить, какие существующие ныне теории он будет использовать

Сгруппировать поблочно используемые понятия

Связать полученные блоки

Конкретизовать внутриблочные связи

Не оставлять ничего недопонятым

Встретив любого человека, попытаться узнать его

Быть недоверчивым по отношению к собственным чувствам и критичным по отношению логическим выводам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: