Мотивация управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению отсутствует

Повышение энергоэффективности многоквартирного дома – это не бизнес-проект управляющей организации, выгоды от снижения энергопотребления получают собственники помещений, конечные потребители коммунальных услуг. У управляющей организации отсутствует мотивация вкладывать собственные или заемные средства в энергосберегающие мероприятия в связи со сложностями возврата вложенных средств за счет платежей собственников помещений и рисками потери вложенных средств при смене способа управления многоквартирным домом, возможностью досрочного расторжения договора в одностороннем порядке собственниками помещений.

Управляющая организация может быть заинтересована в проведении энергосберегающих мероприятий за счет средств собственников помещений в МКД, потому что это увеличивает перечень оказываемых ею управленческих услуг (разработка предложения по проведению энергосберегающих мероприятий, организация проведения энергосберегающих мероприятий, включая выбор подрядчиков, заключение с ними договоров, контроль исполнения и др.) и, соответственно, и размер платы за управление, а также способствует улучшению репутации управляющей организации в глазах существующих и потенциальных потребителей. Реализации данной мотивации препятствует то, что, с одной стороны, у управляющих организаций в настоящее время отсутствует понимание, что такого рода услуги можно предлагать собственникам помещений в многоквартирных домах как отдельные услуги, входящие в группу услуг, связанных с управлением многоквартирным домом, имеющие потребительскую ценность и стоимость, которая при оказании должна оплачиваться потребителями. С другой стороны, у собственников помещений в многоквартирных домах укоренилось представление, что управляющая организация обязана выполнять услуги и работы без адекватной оплаты, просто «потому что должна». Устойчивости такого общественного мнения способствует в том числе законодательство, возлагая на управляющие организации все расширяющийся круг обязанностей без указания на соответствующую обязанность собственников помещений оплачивать действия управляющей организации. Примером установленной законодательством обязанности управляющих организаций, выполнение которой не оплачивается собственниками помещений в многоквартирном доме, является требование законодательства регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий[3]. Качественное выполнение этой обязанности требует привлечения управляющей организацией специализированной организации (энергоаудитора), что связано со значительными расходами. В соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности энергетическое обследование многоквартирного дома не является обязательным для собственников помещений. Поэтому расходы, связанные с получением выше указанных сведений, которые управляющая организация в соответствии с законом должна предоставлять собственникам, не оплачиваются собственниками. Получение этих сведений с привлечением специализированной организации за счет управляющей организации экономически убыточно для нее. Поэтому управляющие организации не выполняют данную обязанность или выполняют ее чисто формально.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ организация, управляющая многоквартирным домом, обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный субъектом Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. При этом мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). Тем самым обязательность выполнения энергосберегающих мероприятий ставится под сомнение.

Управляющие организации сталкиваются со значительными трудностями при согласовании с собственниками помещений в многоквартирных домах перечня услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, исходя из минимального перечня услуг и работ, установленного правительством, и адекватного перечню размера оплаты по договору управления, поэтому включать в перечень услуг и работ еще и обязательные в соответствии с региональным нормативным правовым актом мероприятия по энергосбережению, которые должны оплачиваться собственниками помещений, для них не представляется возможным.

В условиях все большего законодательного и административного давления управляющие организации не заинтересованы предлагать собственникам помещений дополнительные услуги, о включении которых в стоимость оплаты по договору управления у них очень мало шансов договориться с собственниками помещений, потому что это приводит к росту платежа, а выполнять их за счет уже установленной платы за управление (большей частью искусственно ограниченной установленным органами местного самоуправления «муниципальным тарифом» на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах) они часто просто не в состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: