Серебряные сосуды. Блюдо епископа Патерна

Юрий Горациевич Шапиро

По Эрмитажу без экскурсовода (Изд. 8-е), Л., Издательство "Аврора", 1972 г., 208 стр.

Тираж 50 000

Культура и искусство Византии (стр.155)

На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря). Переход от рабовладельческих отношений к феодальным, утверждение новой религии – христианства, взаимодействие местных культур и традиций народов, населявших империю, -- эти и многие другие факторы влияли на культуру и искусство Византии.

Серебряные сосуды. Блюдо епископа Патерна.

Среди вещей эрмитажной коллекции много первоклассных серебряных изделий. Часто они имеют античную форму и орнаментацию. Таковы находящиеся в витринах зала № 383 а блюда с изображениями танцующих Селена и менады, спора из-за оружия Ахилла, сцены охоты Мелеагра и Аталанты и другие. В этих вещах прослеживаются лишь отдельные черты, связанные с новой идеологией феодального времени (условность, схематизм, символика и т.д.); на других памятниках они выражены резко и определенно. Характерна судьба большого блюда из серебра, переделанного и превращенного архиепископом города Томи (ныне Констанца) в предмет церковного обихода, Блюдо, найденное в захоронении на территории Полтавской области в 1912 году вместе со многими другими вещами, привлекло особое внимание ученых. Четыре клейма на оборотной стороне донца позволяли точно его датировать. Надпись на блюде гласит: " Из древнего возобновлено почтеннейшим архиепископом нашим Патерном. Аминь". Клейма относятся к периоду правления императора Анастасия (491 – 518). Блюдо имеет довольно широкий ободок, украшенный вьющейся виноградной лозой с фигурками животных и птиц, которые заполняют все ее изгибы, то есть исполнено византийским мастером еще в античном духе, а донышко у него более позднее, да и все блюдо переделано в соответствии с новыми требованиями и вкусами. В центре гравирована большая хризма – монограмма Христа, слева и справа от которой помещены первая и последняя буквы греческого алфавита – альфа и омега – символ представления о Христе, как о начале и конце всего существующего в мире. По варварскому обычаю, была сделана инкрустация цветной пастой и камнями.

Рядом в витрине находится большой сосуд из позолоченного серебра византийской работы, найденный в том же захоронении, что и блюдо. С ним и была связана находка захоронения. Он оказался в земле у самой поверхности, и мальчик – пастушок случайно провалился в него ногой. Так был обнаружен целый комплекс вещей, часть которых находится сейчас на выставках отдела Востока, другая группа (золотые сосуды, предметы вооружения, конский убор и т.д.) – в Особой кладовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: