Ранневизантийские (доиконоборческие) мозаики 6-7 вв

Гибель империи на Западе (476 г.) и имперская (византийская) «реконкиста» в правление Юстиниана (527-565 гг.). Попытка воссоздания и консервации позднеантичных отношений в Средиземноморье 6 в. Превращение Константинополя в церковный, духовно-политический и художественный центр христианского мира.

Византийское искусство после 500 г. Преобразование раннехристианских традиций в новый большой стиль, выработка собственно византийского подхода к репрезентации христианства художественными средствами. Роль государства и Церкви в этом процессе.

Церковное (мозаики Рима, Равенны, Фессалоники, Кипра, Далмации и Синая) и светское (мозаики Большого императорского дворца в Константинополе) монументальное искусство. Достигнутое единство образа и стиля, их эволюционирование от 6 к 7 в.

6. Раннехристианская и ранневизантийская миниатюра 5-8 вв.

Античные традиции иллюстрирования текста. Постепенное замещение свитка кодексом в качестве доминирующей формы книги в позднеантичный период. Технология создания книги и книжной миниатюры.

Книги Священного Писания и христианская книжная культура. Первичное разнообразие подходов к иллюстрированию текстов. Миниатюры «в лист» и «ад маргинем» (на полях), вариативные приёмы совмещения изображения и текста. Древнейшие ветхозаветные иллюстрированные кодексы (Венский Генезис, Генезис лорда Коттона).

Новозаветные иллюстрированные кодексы (Евангелия Равулы и Россано, Синопский фрагмент). Выработка иллюстративного канона (портреты евангелистов, таблицы канонов), возникновение традиции комментирования текста изображением.

Первый памятник книжной миниатюры столичного происхождения (Венский Диоскорид). Сходство и различие стилистики в искусстве христианского Востока и Константинополя.

Иконоборческая (не-фигуративная) миниатюра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: