Гибель империи на Западе (476 г.) и имперская (византийская) «реконкиста» в правление Юстиниана (527-565 гг.). Попытка воссоздания и консервации позднеантичных отношений в Средиземноморье 6 в. Превращение Константинополя в церковный, духовно-политический и художественный центр христианского мира.
Византийское искусство после 500 г. Преобразование раннехристианских традиций в новый большой стиль, выработка собственно византийского подхода к репрезентации христианства художественными средствами. Роль государства и Церкви в этом процессе.
Церковное (мозаики Рима, Равенны, Фессалоники, Кипра, Далмации и Синая) и светское (мозаики Большого императорского дворца в Константинополе) монументальное искусство. Достигнутое единство образа и стиля, их эволюционирование от 6 к 7 в.
6. Раннехристианская и ранневизантийская миниатюра 5-8 вв.
Античные традиции иллюстрирования текста. Постепенное замещение свитка кодексом в качестве доминирующей формы книги в позднеантичный период. Технология создания книги и книжной миниатюры.
|
|
Книги Священного Писания и христианская книжная культура. Первичное разнообразие подходов к иллюстрированию текстов. Миниатюры «в лист» и «ад маргинем» (на полях), вариативные приёмы совмещения изображения и текста. Древнейшие ветхозаветные иллюстрированные кодексы (Венский Генезис, Генезис лорда Коттона).
Новозаветные иллюстрированные кодексы (Евангелия Равулы и Россано, Синопский фрагмент). Выработка иллюстративного канона (портреты евангелистов, таблицы канонов), возникновение традиции комментирования текста изображением.
Первый памятник книжной миниатюры столичного происхождения (Венский Диоскорид). Сходство и различие стилистики в искусстве христианского Востока и Константинополя.
Иконоборческая (не-фигуративная) миниатюра.