Практические навыки

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психодиагностики:

- умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);

- владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;

- владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

- владение основами компьютерной диагностики.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

- использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

- владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

- владение основными приемами восстановительного обучения;

- владение подходами организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

- владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентированных тренингов.

Таким образом, клинический психолог может оказывать помощь как больным, так и здоровым людям в решении психологических проблем.

В настоящее время

работа на ставку предполагает подготовку десяти заключений в месяц. Рабочее

место психолога с необходимостью должно включать, как минимум:

изолированный кабинет, стол с лампой, обеспечивающей приглушенное, мягкое

освещение, два стула (для психолога и пациента) - для проведения

патопсихологического обследования.

К профессионально-важным качествам личности клинического психолога можно

отнести - эмпатию (способность правильно понять эмоциональное состояние

другого человека и эмоционально сопереживать ему), креативность (творческие

способности), морально-этические качества (конфиденциальность,

толерантность - терпимость к традициям, обычаям, ценностям других людей),

гуманность, отсутствие субъективности независимо от состояния здоровья,

возраста, убеждений, наклонностей пациента, готовность ответить на вопросы

обследуемого. Необходимыми качествами являются также рефлексия

(самоконтроль, самоанализ собственных поступков, поведения), глубокая

проработанность собственных психологических проблем, морально-нравственная

и эмоциональная устойчивость личности.

Каких-либо медицинских противопоказаний выбора профессии клинического

психолога не существует, однако имеются жесткие психологические

ограничения: данная профессия не допустима для людей психотического и

пограничного с нормой уровня личностной организации.

Деятельность клинического психолога в лаборатории судебной сексологии

подразумевает работу с измененными личностями, людьми, с криминальными

склонностями, с разнообразной психопатологией, ему приходиться проводить

тщательный анализ уголовного дела пациента, что, само по себе, является

серьезной психологической нагрузкой на личность профессионала. Общение с

людьми, страдающими «душевными болями», учит терпимости, принятию человека,

корректности, гибкости в выборе правильной позиции по отношению к пациенту.

Требуется сильная личностная заинтересованность и способность к самопожертвованию во многих ситуациях. профессионально важные качества психолога, которые позволяют оценивать уровень продуктивности профессиональной деятельности психолога.

умение активно слушать

умение понятно говорить

профессионализм

понимать последствия своего влияния

здравый смысл

самообразование

личная ответственность

уверенность в себе

заинтересованность в общении

тактичность

внимательность

понимание себя

саморегуляция

увлеченность профессией

интеллектуальность

эмоциональная устойчивость

самоуважение

доброжелательность

не давать нравственных оценок

владение теорией

стрессоустойчивость

практика с супервизором

эмпатийность

рефлексия

внимание к деталям

позитивный настрой

Отсюда видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога являются умение активно слушать и понятно говорить.

Этика в клинической психологии. Профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.

Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Можно выделить 4 сосуществующие модели:

Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

О. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа. Этика Гиппократа была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы. Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Речь шла об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне.

Основополагающим является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия (условие и основание признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь). Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности. Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного (такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление). Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение.

Модель Парацелъса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу. Нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. «Модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Основным моральным принципом является принцип «делай добро». Врачевание — это организованное осуществление добра.

В конце XIX – начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении». Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

Деонтологическая модель. Впервые термин «деонтология» («deontos» – должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам, обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, – которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками.

Интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

Интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

Вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

Врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования.

Биоэтика. В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» (этика жизни), который был предложен Ван Р. Поттером в 1969 г. – «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.

Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода.

В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающим всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.

Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общемедицинские этические принципы. Вместе с тем, Клинический псиХолог в своей деятельности сталкивается со специфическими этическими вопросами.

Необходимость информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.

Соблюдение правило «границ» (граница как предел приемлемого поведения). Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как «пересечение» границы может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов, рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта.

Вопрос о формировании эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу. Эта форма привязанности часто является основой сдерживания аффективных нарушений, сопровождающих заболевание. Однако привязанность, превращаясь в зависимость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к деструктивным формам поведения. Клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.

Морально-этические принципы психолога:

Принцип 1 - Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимодействия человека с человеком придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы. Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, т. к. его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой. Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой способности и испортить оценку, даваемую им другим людям. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно станут причиной низкой профессиональной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетентную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.

Принцип 3Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов, с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4Ошибочные представления. Психолог избегает ошибочного представления о своей профессиональной квалификации, связях и целях, а также об институтах и организациях с которыми он связан.

Принцип 5Публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризует все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Когда дают информацию о психологических процедурах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны, использоваться, только, теми, людьми, которые обучены их правильному использованию.

Принцип 6Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об

индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения или исследования или практики первейшая обязанность психолога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства. Информация, полученная в обстановке клиники или консультаций, а также оценки даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается, Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки: нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконного посягательства на тайну личности. Клинические и другие материалы используются в школьном обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.

Принцип 7Благополучие клиента. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие клиента или группы, с которыми он работает. Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

Принцип 8Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

Принцип 9Безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводятся только в контексте профессиональных взаимоотношений, и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстрации, заметок в газетах и другими способами.

Принцип 10 - объявление об обслуживании. Психолог придерживается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в оповещении своей пригодности в профессиональном обслуживании.

Принцип 11Внутри профессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других профессиях.

Принцип 12Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента профессии

Принцип 13Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся, и не описываются в популярных изданиях. Таким способом, который может сделать невалидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их использование.

Принцип 14 - Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и материала тестов, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Принцип 15Меры предосторожности в исследованиях. Решение провести исследование должно опираться на продуманное представление конкретного психолога относительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: