Направления нач 19 - 20 века

1871-1914 – это период времени литературы рубежа XIX - н. XX веков. 1870/1 – переломное вр., европейский континент становится мировым лидером во всех сферах. Процесс урбанизации, распространение социалистических идей.

Меняются условия жизни: появ-ся кинематограф,? о природе человека, о его выборе.? о том человек существо пассивное или активное? 1914-1918 –пер. мир. война. Ощущение кризисности. Хар-но развитие множества лит.шк, кот. перетекают др. в др. Тв-во к.-л. писателя связать с к.-н. кружком оч. сложно. Имеет место эволюция творч. метода. Реализм. Принцип типизации, взаимодействие личности и среды, выявление психологич. начал, объективность – все это остается. Но реализм претерпевает некоторые качественные изменения – соединение реализма с др. направлениями:декадентские течения – работа над словом и формой, опираются на теорию «чистого искусства»; с нат.шк. – расширение тематики или ее демократизация, большее внимание уделяется соц. низам.

Для реализма рубежа веков хар-но: Углубляется скепсис мировоззренческий, худ-ый; Углубление психологизма; Усиление философских обобщений, стремление к притчеобразности.

Натурализм. Нат. шк. получила развитие во Фр.в 50гг. писатели натуралисты определяли поведение человека ч-з его инстинкты. Ч-к – это сущ-во природное, и только потом – социальное.

Позитивизм – философская основа натурализма. По-мнению пози-ов, человек – существо неизменяемое. Наблюдение, эксперимент – это главное. Анализ и систематизация не так важны, потому что не дают объективной картины. Первые писатели натуралисты не отделяли себя от реал-ов. Они пытались преодолеть некоторые их недостатки – заменить принцип типизации принципом фотографичности (документальности). Принципа отбора материала – нет. И большое и малое изображается в одинаковом масштабе. Им важно устранить личность автора. Автор – это экспериментатор.

И.Тэн вывел некоторые законы, которые влияют на тв-во любого автора, независимо от его желания. Таких закона три: 1 раса – это биологич. фактор, принадлежность к нации. У реалистов этот фактор перерастает в наследственность, ее воз-вие невозможно избежать. 2 среда историческая, соц. и физическая. Историческая среда связана с определенной истор. эпохой. Также и соц. среда, которая формирует и влияет на чел. Физическая – климат, географич. положение. 3 момент соединение расы и среды. Автор берет чел., помещает его в опред. среду => в определенный момент он рассматривает, как эти факторы реализуются. В натуралистич. романах основой психологии яв-ся физиология. Натурализм – это лит.шк. во главе с Э. Золя. Натурализм как лит.направление не выходит за рамки 19в. Внутри каждой из стран натурализм приобретает свои нац.черты. но в основном как школа он был во фр.литературе.

Неоромантизм. Это не обособленное лит. направление, а совокупность идейно-стилевых тенденций. Это новый всплеск романтизма в конце 19века. У неоромантизма есть близость с классическим ром-ом, но нет классической эстетики романтизма (двоемирие и т.д.). это произведения с быстрой сменой событий, присутствуют детективные эл-ты, появ-ся новые жанры => научно-фантастические р-ны и детективные р-ны. Характерен жанр историч. Романа: драматически напряжённый сюжет, множество детективных и фантастических элементов (Уэллс). Наиболее полное развитие получил в Англии. Основателями считаются Стивенсон + Конрад, Киплинг, Честертон, К. Доиль. В Америк.лит-ре – Лондон. Но полностью ни одного из этих авторов нельзя назвать неоромантиком.

Символизм. Это направление иск-ва в целом. Это интерпретация классич.-романтической эстетики и появ-ие новых модернистских идей. Центральное место отводится понятию «символ» - это некий условный знак. В любом символе всегда есть две стороны – авторская идея и форма, в которую ее облекает автор, чтобы выразить и показать ее. выходит за рамки реального мира. он всегда многозначен. Англ. символизм –во главе с О. Уайльдом. Идея синтеза (хар-но для всей эпохи в целом) – поиск соответствия в других сферах бытия: музыке, кинематографе.

Взаимодействие лит. и музыки: литература заимствует традиц. муз. жанры, напр., роман-симфония с четырехчастной стр-рой. Взаимодействие лит. и живописи: многие направления возникают в живописи, а затем их перенимают в лит.

Напр ., импрессионизм – это иск-во, опирающееся на впечатление, отсутствие контуров, границ, образов и цветов. Автор показывает свои впечатления.

Психологический импрессионизм – использование импрессионистич. техники в оценке чувств, описание внутр.мира. (новеллистика Т.Манна). Пленэрный импресс-м – использование техники импр.в обрисовывании внешних условий, обстановки, пейзажей. Это прослеживается в тв-ве Золя, особ. в «Жерминале».

Футуризм. Это иск-во будущего. Футуристы упивались прогрессом. Классика 19 в. ими воспринималась как нечто прошлое, отжившее. Выступали за механистическую, урбанистическую направленность в лит-ре.

Декаданс. Связан с упадническими настроениями, с фил-ией Шопенгауэра, Фрейда, Ницше и т.д. ощущение абсурдности чел. бытия => человек рождается, чтобы умереть. Человек в этом мире всегда одинок. Стремление к мистическому (а не научному и рационалистическому), утрата веры в надежду. Эстетический культ красоты. Это не лит.направление, это сов-ость идей. Декадентские явления присутствуют почти во всех лит.течениях.

Феномен мировой литературы. Это сближение разных нац. литератур (в Европе по крайней мере) с сохранением нац. черт; это увеличение кол-ва и кач-ва контактов между разными нац. литературами.

Родожанровый синтетизм это процесс взаимопроникновения разных видов, родов и жанров литератур. Границы становятся условными.

Особенно взаимодействует эпос и драма: драма заимствует эпоса черты. Лирика также взаимодействует с эпосом и драмой ( лирич.драма, белые стихи и др. ). Но все-таки на первый план выдвигается роман и драма. Развитие романа-эпопеи (история того или иного семейства в конкретной истор. эпохе и с др.стороны, развитие малых жанров (новеллы, рассказы и др.).

На рубеже 19-20вв возникает движение «Новой драмы». Оно не связано с определенной национальной традицией. Основоположник – Ибсен. Драма нова и по своей тематики и по поэтике. Перенос акцента с внешнего мира на внутреннее состояние человека. Это связано с тем, что трагизм чел.сущ-ия заключен в повседневном течении жизни. Конфликт в драме социальный, основой перестает столкновение «+» и «–» героев. Это драма идей, драма дискуссий.
2 эстетизм -

это Эстети́ческое движе́ние, или эстети́зм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. В сущности, эстетизм выражает тенденции европейского декаданса, поэтому он рассматривается как ответвление этого явления в Англии. Корни эстетизма уходят в романтизм, сам же он явился реакцией на викторианскую эпоху, тем самым предвосхищая модернизм. Распространён был во второй половине XIX века, примерно в 1868—1901 годах, и принято считать, что его угасание связано с судебным процессом Оскара Уайльда (1895).


3 написать про творчество одно из авторов (Золя, Мопассан и кто-то еще)

Золя – центр. фигура во франц. натурализме, но в своем тв-ве он выходит за его пределы.

Его тв-ий метод м. назвать синтетическим – натурализм (детальное изо. Среды) + символизм + реализм + импрессионистич. Техника. Первые произведения – романтические. неосознанный романтизм (вера в грядущее преображение общества и почти мистическое отношение к людям труда). Символы у Золя – реалистические. 2-ая их сторона обращена к описанию реальной действительности. Одна сторона символа часто натуралистична, напр., образ зверя («Дамское счастье» - этот магазин поглощает более мелкие предприятия), в «Западне» - образ самогонного аппарата, в «Жерминале» - шахта, в «Человек-зверь» - образ поезда – вместо скота в нём на фронт везут солдат. Импрессионистич. Картины – пейзажи: в «Жерминаль» - рабочий посёлок, в «Домском счастье» - описание различн. Отделов огромного магазина.

«Жерминаль. Название – весенний месяц (сер. Марта – сер. Апреля). В центре романа - страдания шахтеров. Золя вводит героев различн. Политич. Партий – социалистов, анархистов (основывахшихся на идеях Бакунина). Но Золя не поддерживает ни одну из партий. Жители «Поселка двухсот сорока» подобны первобытным людям, довольствующимися самым элементарным (кусок мяса по праздникам, можжевеловая водка, животные радости), но они вечно голодные, напр., семья Маэ. Маэ – реализация идеи наследственности. Каждое след. поколение все менее жизнеспособно, все больше дичает, руководствуются животными инстинктами.

Идея наследственности здесь показана в реалистической манере. Наследственность предопределяется условиями существования. Прием отстранения использует Золя, чтобы показать жизнь глазами др. ч-ка. Этьен появляется в Монсу темной беззвездной ночью, покидает его через год на заре, весною, когда всходят хлеба. Мечтая о справедливости, берется за самообразование. Он грамотен, возвышается над остальными шахтёрами. Но Золя не идеализирует Лантье. Он противоречивая натура – мягкий и «сострадательный» по матери, «человек-зверь» по отцу (тщеславие, эгоизм, рщущение превосходство над людьми). (Этьен в итоге все же убивает человека - наследственность и обстоятельства побеждают).. Восстание (различные стадии): мирные переговоры, забастовка, разрушение шахты. Мятеж многие пытаются направить в нужную сторону, но и марксист-агитатор Плюшар, и реформист Раснёр, и анархист-террорист Суварин одинаково далеки от народной жизни. Сам пытается управлять восстанием, но, пробудив народные силы, в итоге сметен ими. Произошедший взрыв народного гнева, он укрощен, но в перспективе обещает гибель Империи и освобождение труда.

Вывод Золя – эволюция не терпит ускорения, насильственного воздействия. Империя биологически нежизнеспособна и должна пасть.


4 отрывки из произведений (1-был кукольный домик, 2 - смерть в Венеции)


5 какой-то сон (там что-то вроде страшный мистический сон), это Превращение Кафки можно привести в пример

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.

"Что со мной случилось?" — подумал он. Это не было сном. это начало превращения доброго, чуткого, жертвенного человека в отвратительного жука. Кафка очень подробно описывает новое строение тела Грегора, испытываемые им теперь неудобства и новые удовольствия, новые вкусы. В хитиновой оболочке идет процесс утраты человеческого: сначала Грегор утрачивает речь, а потом одно за другим и многие свои душевные свойства, которыми гордился, но при этом он и в своем новом, пугающе-отвратительном облике остается человеком в большей мере, чем члены его семьи.

6 театр абсурда – этоТеатр абсурда(или
Драма абсурда)

Театр парадокса, «трагедии речи», театр-эксперимент, требующий импровизации не только от актёра, но и от зрителя. Театр абсурда бросал вызов культурным традициям и в какой-то степени политическому и социальному строю.

У его истоков стояли три французских и один ирландский автор —
Эжен Ионеско, Жан Жене, Артюр Адамов и Сэмюэль Беккет.

Желая дать название таким необычным пьесам, англий­ский критик Мартин Эсслин в 1961 году ввёл понятие
«театр абсурда». Но, например, Эжен Ионеско считал термин «театр абсурда» не слишком подходящим, он предлагал другой —
«театр насмешки». А идея такого жанра пьесы пришла к нему во время изучения английского языка по самоучителю. Э. Ионеско с удивлением обнаружил, что в обычных словах таится бездна абсурда, из-за которого порой умные и высокопарные фразы полностью утрачивают смысл. Драматург так объяснял предназначение такой пьесы: «Мы хотели вывести на сцену и показать зрителям само экзистенциальное существование человека в его полноте, целостности, в его глубоком трагизме, его судьбу, то есть осознание абсурдности мира».

Действительно, события любой пьесы театра абсурда далеки от реальности и не стремятся к ней приблизиться. Невероятное и невообразимое может проявляться как в персонажах, так и в окружающих предметах и происходящих явлениях. Место и время действия в таких драматических произведениях, как правило, довольно сложно определить. Логики нет ни в поступках персонажей, ни в их словах.

Выделим общие черты, характерные для произведениий театра абсурда:

фантастические элементы соседствуют с реальностью; на смену «чистым» драматическим жанрам приходят так называемые смешанные, объединяющие разные жанры: трагикомедию, трагифарс, комическую мелодраму и др.; используются элементы разных видов искусства (пантомима, хор, мюзикл и др.); в отличие от естественной для сцены динамичности действия часто наблюдается статика. По выражению Э. Ионеско, «агония, в которой нет реального действия»; изменениям подвергается речь персонажей, которые зачастую просто не слышат и не видят друг друга, произносят «параллельные» монологи в пустоту.


7 Дж. Джойс "Уллис "

Работа над его главным романом "Улисс" шла с 1914 по 1921 год, когда Джойс жил в Триесте и Цюрихе. Опубликован роман был в 1922 году. "Улисс" — вариант имени "Одиссей", и само заглавие романа указывает на замысел Джойса. Он предпринял редчайшую в современной литературе попытку создания эпоса, подобного гомеровской "Одиссее". Гомер, Данте, Шекспир — вот его образцы, вот с кем он вступает в творческое соревнование, но, разумеется, современным эпосом может быть только жанр, доминирующий в современной литературе, — роман.

Аллюзия на "Одиссею" имеет еще один смысл: свой почти семисотстраничный роман Джойс строит, беря за основу гомеровский миф о приключениях Одиссея. Каждая глава романа соотносится с тем или иным эпизодом странствий Одиссея, и, хотя роман вполне понятен, даже если читатель не знает об этом намерении автора, восприятие его текста существенно обогащается, если учитывать это обстоятельство.

Все три главных героя романа имеют прототипами персонажей мифа об Одиссее. Архетип Одиссея Джойс считал самым "закругленным" образом всей мировой литературы. В самом деле, Одиссей — первый из античных героев, чьим оружием была не только физическая сила, но ум, хитрость, разнообразные умения; Одиссей у Гомера показан во всех жизненных ролях, которые могут выпасть на долю мужчине, — он сын, муж, возлюбленный, отец, вождь и нищий, дипломат и хвастун. То есть в Одиссее сконцентрирована вся полнота жизненного опыта, и такого "универсального человека" Джойс создает в образе главного героя романа — ирландского еврея Леопольда Блума. Жена Блума Мэрион, или Молли, — это современная Пенелопа, а самый близкий автору молодой герой романа Стивен Дедалус — соответственно, параллель сыну Одиссея Телемаку.


8 охарактеризовать творчество одного из английских писателей второй половины 20 века (это или Голдинг или Оруэлл)

Произведения В Голдинга разные по тематике, содержанию, иногда даже по манере письма, однако его философия оставалось неизменно безрадостной \"Жизнь, - сказал один из персонажей романа\" Пирамиды \", - возмутительно ный фарс, поставленный к тому же плохим режиссеромоганим режисером".

В 1963 году на встрече европейских писателей в Санкт-Петербурге В Гол-Динг отождествил творчество писателя с творчеством врача, потому важное в обеих профессиях - определить диагноз болезни человека Видя болезнь в самой природе человека, Голдинг побудил читателя противостоять одичанию: \"Будь бдительным! Не притаился в твоей душе Зверь! Звір!"

Новаторство В Голдинга:

сюжетные коллизии, средства образо создания, характеры персонажей обозначены философской схеме и психологической достоверностью;

четкость интеллектуальной схемы, правдивость рассказанных историй;

точность в определение психологического состояния персонажей, психологическая мотивированность их действий

Декаданс- Декаданс. Связан с упадническими настроениями, с фил-ией Шопенгауэра, Фрейда, Ницше и т.д. ощущение абсурдности чел. бытия => человек рождается, чтобы умереть. Человек в этом мире всегда одинок. Стремление к мистическому (а не научному и рационалистическому), утрата веры в надежду. Эстетический культ красоты. Это не лит.направление, это сов-ость идей. Декадентские явления присутствуют почти во всех лит.течениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: