Кодекс Республики Беларусь об образовании

Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Образовательный стандарт. Специальное образование (Основные нормативы и требования). Постановление МО РБ № 60 от 11.06.2010 г.

3. Постановление МО РБ № 233 от 16.08.2011г. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

4. Постановление МО РБ № 136 от 25.07.2011г Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.

5. Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях. 06.08.2009г.

6. Постановление МО РБ № 131 от 25.07.2011г. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи.

7. Постановление МО РБ № 132 от 25.07.2011г. Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате).

8. Постановление МО РБ № 94 от 19.07.2011г. Положение о вспомогательной школе (школе-интернате).

9. Постановление МЗ РБ № 128 от 22.12.2011г.Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования.

10. Постановление МО РБ № 92 от 19.07. 2011 г. Об утверждении положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

СТАТЬЯ 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения

1.5. лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий…

СТАТЬЯ 3. Государственные гарантии прав в сфере образования

4. Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.

СТАТЬЯ 14. Специальное образование

1. Специальное образование — обучение и воспитание обуча­ющихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

2. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особен­ностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.

Коррекция физических и (или) психических нарушений — система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направ­ленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.

3. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.

4. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выдано свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

5. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

СТАТЬЯ 15. Получение основного и дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития

1. Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя оказание им коррекционно-педагогической помощи. Коррекционно-педагогическая помощь — система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении.

2. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается в пунктах коррекционно-педагогической помощи, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

3. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение коррекционно-педагогической помощи, создание специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования н а уровне общего среднего образования.

СТАТЬЯ 20. Права и обязанности учреждений образования

4. Учреждение образования обязано обеспечивать:

4.13. патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этом учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особен­ностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

СТАТЬЯ 31. Основные права обучающихся

1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

СТАТЬЯ 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

СТАТЬЯ 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся

1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных органи­заций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

СТАТЬЯ 39. Пользование учебниками и учебными пособиями.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

…лиц с особенностями психофизического развития;

СТАТЬЯ 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность.

К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.

РАЗДЕЛ XV СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛАВА 55 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬнОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАТЬЯ 259. Срок получения образования лицами, осваивающими содержание образовательных программ специального образования.

1. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

2. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и составляет для получения:

2.1. общего базового образования –– от девяти до десяти лет;

2.2. общего среднего образования –– от одиннадцати до двенадцати лет;

2.3. общего среднего образования в вечерних школах, вечерних классах –– от двенадцати до тринадцати лет.

3. Сроки обучения лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:

3.1. на I ступени — от четырех до пяти лет;

3.2. на II ступени — пять лет;

3.3. на III ступени — два года (в вечерних школах, вечерних классах — три года).

4. Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:

4.1. в первом отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) — от десяти до двенадцати лет;

4.2. во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — девять лет.

СТАТЬЯ 263. Специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)

3. В специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) для обучающихся с наруше­ниями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом).

СТАТЬЯ 264. Вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат)

3. Во вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате) обучающимся с нарушениями речи оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом).

СТАТЬЯ 265. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2….Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особен­ностями психофизического развития проводится с согласия и в присут­ствии его законного представителя….. Обучение и воспитание ребенка… осуществляются с письменного согласия его законного представителя…. Согласие (отказ) законных представителей на обучение ребенка по программе специального образования оформляется в заключении ЦКРОиР.

СТАТЬЯ 267.

Интегрированное обучение и воспитание — организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновре­менно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

СТАТЬЯ 268. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования

13. Наполняемость специальных классов, за исключением классов интегрированного обучения и воспитания, составляет:

13.1. для слабослышащих детей с относительно развитой речью — 10 учащихся;

13.2. для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи — 8 учащихся;

13.3. для незрячих детей — 8 учащихся;

13.4. для слабовидящих детей — 12 учащихся;

13.5. для слепоглухих детей — 3 учащихся;

13.6. для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) — 12 учащихся;

13.7. для детей с тяжелыми нарушениями речи — 12 учащихся;

13.8. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — 10 учащихся, а в случае, если в этом классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), — 6 учащихся;

13.9. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью — 12 учащихся;

13.10. для детей с умеренной, тяжелой интеллектуальной недостаточностью — 6 учащихся;

13.11. для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями — 6 учащихся.

14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспи­тания не должна превышать 20 учащихся, из них:

14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

21. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи организуется на белорусском или русском языке.

22. Изучение иностранного языка обучающимися с нарушением слуха, которые обучаются во втором отделении специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), и обучающимися с тяжелыми нарушениями речи осуще­ствляется по их желанию.

СТАТЬЯ 270. Общие требования к приему лиц с особенностями психофизического развития в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования

Прием лиц с особенностями психофизического развития в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

СТАТЬЯ 271. Получение специального образования на дому

1. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особен­ностями психофизического развития или государственным учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.

СТАТЬЯ 275. Аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования

1. Аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

2. Текущая и промежуточная аттестация учащихся с особенностями психофизического развития I — III классов, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования составляет пять лет, учащихся I — III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.

3. Порядок проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

СТАТЬЯ 277. Особенности аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

2. Итоговая аттестация учащихся первого отделения вспомога­тельной школы (вспомогательной школы-интерната) проводится в форме выпускного экзамена по трудовому обучению.

СТАТЬЯ 279. Учебно-программная документация образовательных программ специального образования

7. Перечень учебных предметов и количество учебных часов на изучение отдельных учебных предметов ……. определяются в зависимости от возможностей освоения содержания учебных предметов отдельными категориями лиц с особенностями психофизического развития и могут не совпадать соответственно с перечнем учебных предметов и количеством учебных часов на изучение отдельных учебных предметов, определенных типовым учебным планом средней школы.

13. Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, учебный план класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год разрабатываются учреждением образования …..на базе которого открыты эти группа или класс, на основе типового учебного плана дошкольного образования или типового учебного плана средней школы соответственно, а также соответствующего учебного плана специального образования и утверждаются руководителем учреждения образования ….. по согласованию с государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, коорди­нирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.08.2011г № 242

ОБ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный план первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 3 учеников с интеллектуальной недостаточностью на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 8 учебных часов в учебную неделю.

Учебный план второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы - интерната) для детей с нарушением слуха.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 3 учеников с нарушением слуха на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 8 учебных часов в учебную неделю.

…Количество учебных часов на изучение учебных предметов обучающимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения слуха, определяется в соответствии с учебным планом первого отделения вспомогательной школы (*5).

Учебный план первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы - интерната) для детей с нарушением слуха.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 5 учеников с нарушением слуха на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 4 учебных часа в учебную неделю.

…Количество учебных часов на изучение учебных предметов обучающимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения слуха, определяется в соответствии с учебным планом первого отделения вспомогательной школы (*5).

Учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы- интерната) для детей с нарушением зрения.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 5 учеников с нарушением зрения, которые слабо видят, на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 4 учебных часа в учебную неделю.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 3 учеников с нарушением зрения, которые не видят, на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 4 учебных часа в учебную неделю.

…Количество учебных часов на изучение учебных предметов обучающимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения зрения, определяется в соответствии с учебным планом первого отделения вспомогательной школы (*9).

Учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы- интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 5 учеников с тяжелыми нарушениями речи на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 4 учебных часа в учебную неделю.

…Количество учебных часов на изучение учебных предметов обучающимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют тяжелые нарушения речи (алалия, 1 уровень речевого развития), определяется в соответствии с учебным планом первого отделения вспомогательной школы (*5).

Учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школ - интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

…При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 5 учеников с тяжелыми нарушениями речи на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 4 учебных часа в учебную неделю.

Учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школ - интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

… При наличии в классе интегрированного обучения и воспитания менее 3 учеников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам на каждого ученика выделяется 8 учебных часов в учебную неделю.

…Количество учебных часов на изучение учебных предметов обучающимся с интеллектуальной недостаточностью, которые имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата, определяется в соответствии с учебным планом первого отделения вспомогательной школы (*9).


Постановление Министерства образования Республики Беларусь

от 11.06.2010г № 60


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: