Перечень экзаменационных вопросов
- Сформулировать определение и понятия «физика – наука о природе». Рассказать естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости.
- Рассказать моделирование физических явлений и процессов. Описать роль эксперимента и теории в процессе познания природы; физические законы; основные элементы физической картины мира.
- Дать определение понятиям: «относительное механическое движение», «система отсчета». Дать характеристику системы отчета, привести примеры относительного механического движения, системы отчета.
- Дать определение понятиям: «перемещение», «скорость», «ускорение». Назвать формулы, единицы измерения.
- Дать характеристику движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Раскрыть понятие «взаимодействие тел». Сформулировать принцип суперпозиции сил.
- Раскрыть явление инерции, первый закон Ньютона. Раскрыть понятие физического термина «сила» и описать в общих чертах процесс сложения сил. Сформулировать второй закон Ньютона.
- Сформулировать понятие «силы упругости». Объяснить устройство и принцип действия динамометра. Объяснить причины возникновения силы трения. Описать в общих чертах трение в природе и технике.
- Сформулировать определение понятия «сила тяжести». Рассказать, что такое свободное падение. Описать понятие ускорения свободного падения. Сформулировать закон всемирного тяготения.
- Сформулировать третий закон Ньютона. Дать определение понятию импульс. Объяснить закон сохранения импульса, реактивное движение на основе закона сохранения импульса.
- Раскрыть понятия: «работа», «мощность» и назвать их формулы.
- Перечислить признаки механических колебаний. Назвать различные колебательных систем. Представить примеры маятников. Перечислить виды механических волн.
- Дать определение процессу свободных и вынужденных колебаний. Объяснить своими словами понятие резонанса.
- Дать определение: «волновым процессам», «длина волны», «частота», «фаза», «период». Объяснить, от чего зависит скорость волны и как она связана с частотой и периодом.
- Дать определение понятиям: «длина волны», «звуковые волны», «ультразвук». Привести примеры применения в технике и медицине.
- Кратко изложить историю атомистических учений и раскрыть основные наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.
- Раскрыть основные постулаты МКТ. Объяснить смысл явлений диффузии и броуновского движения.
- Описать состояние теплового равновесия. Объяснить, что такое температура. Перечислить методы измерения температуры и объяснить связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц.
- Перечислить и объяснить агрегатные состояния вещества на основе атомно-молекулярных представлений и дать их характеристику.
- Раскрыть модель идеального газа и объяснить связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа
- Дать определение «изопроцесс». Сформулировать законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Назвать формулы и построить графики изопроцессов в зависимости от параметров: температура, объем, давление.
- Описать модель строения жидкости. Дать определение понятиям: «насыщенные и ненасыщенные пары», «влажность воздуха», «поверхностное натяжение и смачивание».
- Объяснить модель строения твердых тел. Сформулировать механические свойства твердых тел. Привести примеры природных и синтетических полимеров.
- Раскрыть понятия: «аморфные вещества» и «жидкие кристаллы». Дать их сравнительную характеристику и привести примеры.
- Изобразить и объяснить схему перехода изменения агрегатных состояний вещества. Привести примеры для каждого перехода.
- Дать определение понятию внутренняя энергия. Описать работу и теплопередачу как способы изменения внутренней энергии. Сформулировать закон сохранения энергии в тепловых процессах.
- Сформировать первый и второй закон термодинамики. Раскрыть понятие обратимого и необратимого тепловых процессов.
- Раскрыть принцип действия тепловых двигателей, взаимосвязь с окружающей средой. Объяснить от чего зависит КПД тепловых двигателей.
- Описать процесс электризации тел. Перечислить два вида электрических зарядов. Сформулировать закон Кулона и закон сохранения электрического заряда.
- Описать электрическое поле как особый вид материи, напряженность эл. поля как силовую характеристику. Проиллюстрировать примеры графического изображения полей. Сформулировать «признаки однородного поля», «принцип суперпозиции полей».
- Объяснить, чем отличаются проводники и диэлектрики в электрическом поле.
- Дать определение понятия величине «электроемкость». Объяснить, что такое конденсаторы и перечислить, от каких величин зависит энергия электрического поля.
- Дать определение понятиям: «постоянного электрического тока», «сила тока», «напряжение», «электрическое сопротивление». Описать электрические цепи. Сформулировать закон Ома для участка цепи.
- Дать определение понятиям: «электродвижущая сила (ЭДС)», «источник тока». Сформулировать закон Ома для полной цепи. Провести анализ последовательного и параллельного соединения проводников.
- Дать определение величин: работа и мощность электрического тока. Сформулировать закон Джоуля-Ленца. Привести примеры использования теплового действия тока в технике.
- Объяснить своими словами особенности протекания электрического тока в полупроводниках. Сравнить понятия собственная и примесная проводимость.
- Описать электронно-дырочный переход в полупроводниках. Описать принцип работы полупроводникового диода. Привести примеры полупроводниковых приборов.
- Раскрыть понятие магнитное поле и описать его свойства. Изобразить схематически магнитные поля прямолинейного, кругового тока и катушки с током (соленоида). Сформулировать правило буравчика.
- Описать механизм возникновения силы Ампера. Сформулировать правило левой руки.
- Раскрыть принцип действия электродвигателя. Дать классификацию электроизмерительных приборов по принципу действия, назначения.
- Дать определение понятиям «индукция магнитного поля», «магнитный поток». Сформулировать явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Рассказать, как возникает индукция в прямолинейном проводнике.
- Дать характеристику «Вихревого электрического поля». Сформулировать правило Ленца. Объяснить явление самоиндукция.
- Рассказать «принцип действия электрогенератора», «устройство трансформатора», чем определяется коэффициент трансформации. Дать характеристику переменного тока, объяснить отличие от постоянного.
- Рассказать о производстве, передаче и потребление электроэнергии. Раскрыть проблемы энергосбережения.
- Описать действие электрического тока на организм человека и объяснить для чего необходимо соблюдать правила техники безопасности в обращении с электрическим током.
- Описать электромагнитное поле как особый вид материи. Объяснить, что такое электромагнитные волны. Перечислить их свойства.
- Раскрыть принцип радиосвязи. Рассказать устройство современного радиопередатчика и радиоприемника. Применение электромагнитны волн.
- Сформулировать этапы развития представлений о природе света. Рассказать, каким образом происходят процессы распространения, излучения и поглощения света.
- Объяснить явление «интерференции света».
- Объяснить явление «дифракции света». Рассказать о явлении поляризации света. Привести примеры использования поляризации.
- Сформулировать законы отражения и преломления света. Описать явление полного внутреннего отражения.
- Объяснить явление «дисперсии света». Объяснить причины разных цветов тел. Рассказать, как устроен спектроскоп.
- Раскрыть виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
- Дать характеристику оптических приборов: «линзы», «зеркала» (простые и сферические).
- Дать определение понятия «линза». Объяснить, что такое «фокусное расстояние линзы». Проиллюстрировать примеры построения изображений в собирающей и рассеивающей линзе. Изобразить схематически, что глаз работает как оптическая система.
- Сформулировать гипотезу Планка о квантах. Рассказать, что такое «фотоэффект», «фотон». Вспомнить законы фотоэффекта. Привести примеры применения внешнего и внутреннего фотоэффекта. Назвать уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
- Дать определение понятию корпускулярно-волновой дуализм. Сформулировать волновые и корпускулярные свойства света.
- Объяснить принцип действия технических устройств, основанных на использовании фотоэффекта.
- Раскрыть гипотезы строение атома: «планетарная модель» и «модель по Бору». Сформулировать постулаты Бора.
- Изобразить схематически и объяснить, как происходят процессы излучения и поглощения энергии атомом.
- Сформулировать понятие о лазерах. Раскрыть принцип действия лазера, область применения.
- Объяснить понятие ядерные силы. Рассмотреть дефект массы как источник энергии для появления ядерных сил.
- Описать явление радиоактивности. Сравнить свойства альфа-, бета – и гамма излучений. Объяснить их воздействие на живые организмы.
- Сформулировать и описать Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
- Сформулировать определение и понятия «Большой взрыв». Рассказать возможные сценарии эволюции Вселенной.
- Кратко изложить эволюцию и энергию горения звезд, термоядерный синтез и образование планетных и солнечных систем.
*Примечание
1 уровень
2 уровень