Вопросы дыхания в тайцзицюань

Раскрытие – сжатие «оборота небес»

Проблема дыхания в движениях тайцзицюань является одной из главных, она имеет отношение к внутренней работе в тайцзицюань, а также она касается и «вскармливания жизненности», и формальных последовательностей, и туйшоу, и боевого применения. В действительности, самое важное во внутренней работе тайцзицюань это цигун (разумеется, он также содержит работу по «вскармливанию жизненности» (яншэнгун)). Поэтому некоторые говорят, что: «Тайцзицюань это наилучшая динамическая форма цигун, а цигун – внутренняя работа в тайцзицюань». А некоторые еще говорят: «Тайцзицюань это цигун в наивысшем своем проявлении». Тайцзицюань действительно объединяет в себе тренировку движения в покое, развитие внутреннего и внешнего, координацию сознания с энергией и силой, взаимное сгущение и концентрацию сущности – пневмы – духа, оздоровление организма и самооборону, укрепляет головной мозг, продлевает жизнь. Поэтому развитие тайцзицюань не прекращается уже несколько столетий. К сожалению, долгое время в отношении внутренней работы тайцзицюань, а в первую очередь это исследования в области проблемы дыхания, не уделялось в достаточной степени серьезного внимания. Когда рассуждают о дыхании, то зачастую ограничиваются «естественным дыханием». А некоторые в исследованиях взаимосвязей дыхания и движений придерживаются только этого понятия, и собственно «сознательно хитрят». Это не научный подход.

После прочтения и изучения автором множества трудов по тайцзицюань, книг, статей, других материалов относительно возможности управления дыханием, его способами, особенно проблемам взаимозависимости внутреннего и внешнего дыхания, координации внутреннего и внешнего дыхания с движениями в формальных последовательностях, он все же не нашел достаточно систематизированного и внятного освещения по этим вопросам. Некоторые авторы делают акцент на то, что в момент выполнения формы дышать нужно «тонко, мягко, погруженно, ровно». В тайцзицюань стиля Чэнь есть очень много движений с выбросами усилий, в которых сочетаются мягкость и жесткость, быстрота и медленность, есть прыжки, да и в быстрых формах стилей Ян и У (маньчжурский) также много быстрых движений, как же в них может быть «тонкое, мягкое, погруженное и ровное» дыхание? В некоторых материалах утверждается, что при раскрытии делается выдох, а при сжатии вдох, некоторые говорят, что при раскрытии следует вдох, а при сжатии выдох. Согласно принципам тайцзицюань стиля Чэнь «повсеместно есть единый кай – хэ», «в раскрытии кай есть сжатие хэ, сжатие хэ содержит раскрытие кай» в некоторых позициях одномоментно есть раскрытие сверху и сжатие снизу (как в позе «белый журавль расправляет крылья»). В некоторых есть раскрытие снизу и сжатие сверху (как в движении 3 позы «лениво подоткнуть одежду»). Кроме того, есть позы, в которых спина раскрывается, грудь сжимается («удар корпусом, согнув спину»), или спина сжимается, грудь раскрывается (као плечом), а также есть движения, где кисти раскрываются, а локти сжимаются, локти раскрываются, а кисти сжимаются, стопы сжимаются и колени раскрываются, стопы раскрываются и колени сжимаются. Как тут можно говорить о взаимосвязи вдоха - выдоха с раскрытием - сжатием? Некоторые авторы автоматически проводят одну линию между выдохом и вдохом с наступлением и отступлением, ударом и нейтрализацией, выбросом и аккумуляцией, вытягиванием - сгибанием, опусканием - подъемом, наклоном вперед и назад, это также не может быть целостным подходом. Например, выброс усилия не обязательно идет на выдохе, так, при ударе коленом в пах, может быть вдох. Или, например, в позе «отступить назад, скрутить руку», при пресекающем ударе со сведением локтей идет вдох, это выброс, а не аккумуляция. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «втянуть живот, вдохнуть, втянуть анус», идет усилие сжатия, поэтому слова «на выбросе выдох, на аккумуляции вдох» не совсем корректны. С другой стороны, есть еще некоторые авторы, проповедующие «внутреннюю работу тайцзицюань», «цигун тайцзицюань», они пишут о внутреннем движении ци в практике «тихого сидения», «столбовой работе», но не говорят о том, каким образом связаны дыхание легких с движением внутренней ци, с движениями в форме. Так называемый «тайцзицюань цигун» и форма тайцзицюань по-прежнему остаются разными вещами, и в лучшем случае первый служит как базовая работа, вспомогательная тренировка, практика «тихого сидения». Версии «внутренней работы» также не совпадают, некоторые говорят: «на вдохе ци возвращается в даньтянь»; некоторые, что «на выдохе ци погружается в даньтянь», утверждая абсолютно противоположное. В «Комментариях к схемам тайцзицюань семьи Чэнь» Чэнь Синя хотя и делается акцент на взаимосвязи движений внутренней ци с позициями в форме, однако он также не достаточно четко объясняет связи внутреннего и внешнего дыхания. Некоторые современные мастера тайцзицюань вообще отрицают сочетаемость практики формы и внутренней работы, они считают, что практика «оборота небес» это главное содержание практики цигун, составная часть учения цзинло в традиционной китайской медицине, и не признают связи между практикой «оборота небес» (внутренней работы) с правилами дыхания в тайцзицюань. Поэтому уже во многих группах по изучению тайцзицюань, каждый раз студентами поднимается один и тот же вопрос по дыханию в тайцзицюань с просьбой объяснить. Ответ обычно таков: «дыхание естественное», который вряд ли полностью удовлетворяет требования студентов. Со слов учителя Чэнь Чжаокуя некоторые люди, изучающие тайцзицюань стиля Чэнь, не понимают законов дыхания и в процессе практики испытывают серьезные затруднения с дыханием, вплоть до случаев с кровавой рвотой. Отсюда видно, что на проблему дыхания в тайцзицюань нужно обращать особое внимание и серьезно исследовать как широким массам любителей тайцзицюань, так и специалистами в этой области. Автор уже 30 лет изучает и преподает тайцзицюань, но также не в полной мере разобрался в этой проблеме, но все-таки с того времени, что обучался тайцзицюань у учителя Чэнь Чжаокуя, не прекращал исследовать на практике, познавать на личном опыте, понял ее основную канву. Сейчас, оформив это в виде нижеследующего материала, предлагаю к ознакомлению единомышленникам с надеждой на критику и замечания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: