Лекция 10-11. Возникновение и развитие иконоборческих споров в VIII в., их проблематика и участники. Патриарх Герман Константинопольский и прп. Иоанн Дамаскин (как защитник иконопочитания). Иконоборческий собор 754 г. Патриарх Тарасий Константинопольские и седьмой Вселенский Собор 787 г.
Обзор биографии и литературных трудов Иоанна Дамаскина. Его система христианского знания. Учение о видах познания. Соотношение философии и богословия. Учение о богопознании. Учение о Боге. Бытие Божие, его доказательства. Сущность, свойства и энергии Божии. Триадология. Учение о творении и тварном бытии. Ангелология и демонология. Антропология. Амартология. Христология. Сотериология. Сакраментология. Учение об иконопочитании. Эсхатология.
Тексты: Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. Т. 24, С. 27-66 (http://www.pravenc.ru/); Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII в. М., 1992. С. 228-254; Антология восточно-христианской мысли // Сост. и ред. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. СПб., 2009. Т. 2. С. 229-282.
Вопросы: 1) Каковы причины возникновения иконоборческих споров в Византии в VIII в.? 2) Кто были главными православными полемистами с иконоборчеством в этот период? 3) Почему прп. Иоанн Дамаскин считается «печатью Отцов» и первым «схоластом»?
|
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
(Источники, литература, интернет-ресурсы)
Литература, необходимая для подготовки к лекциям
Православная энциклопедия - http://www.pravenc.ru/ (исчерпывающий материал по отдельным персоналиям и темам)
Янг Ф. От Никели до Халкидона. М.: ПСТГУ, 2013.
Леонтий Византийский. Сборник исследований / Ред. А. Р. Фокин. М., 2006.
Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. 8. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992.
Ортис Де Урбина И. Сирийская патрология. М.: ПСТГУ, 2011.
Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2006.
Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: «Православный паломник», 1998.
Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII в. М., 1992.
Источники, необходимые для подготовки к семинарам.
1. Антология восточно-христианской мысли // Сост. и ред. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. СПб., 2009. Т. 1-2.
2. Дионисий Ареопагит, О Божественных именах.
3. Леонтий Византийский. «Против несториан и евтихиан».
4. Леонтий Иерусалимский. «Против монофизитов».
5. Иоанн Синайский, «Лествица».
6. Анастасий Синаит,«Путеводитель», «Три слова о сотворении человека по образу и подобию Божию».
7. Максим Исповедник, «Вопросоответы к Фалассию» (№ 2,5,13,21,22,27,28,32,42,48,59,60), «О различных трудных местах», «Мистагогия», «Главы о любви».
8. Иоанн Дамаскин, «Источник знания», «Три Слова о святых иконах».