В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям (специальностям) профессионального высшего образования, «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» в состав государственной итоговой аттестации обязательно входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР является итогом учебной, научно-исследовательской и конструкторской деятельности студентов за весь период обучения и решает следующие задачи:
- систематизации, углубления и интеграции теоретических знаний и практических умений по специальности, творческого решения профессиональных проблем;
- формирования методологической культуры специалиста;
- развития умений и навыков самостоятельной работы с научно-исследовательской литературой и овладения методикой исследования и эксперимента;
- выявления уровня подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности.
В процессе выполнения ВКР формируются и оцениваются в ходе публичной защиты следующие компетенции:
- общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- профессиональные (ПК):
- общепрофессиональные (ОПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
- в области педагогической деятельности:
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).
Выбор темы ВКР осуществляется студентом не позднее 7 (очная форма обучения) и 9 (заочная форма обучения) семестров. Тема ВКР представляется выпускающей кафедрой, утверждается на совете факультета и оформляется приказом ректора университета. Окончательное утверждение темы происходит до конца 7 (очная форма обучения) и 9 (заочная форма обучения) семестров.
Тематика ВКР должна соответствовать целям и задачам подготовки бакалавра, быть актуальной, отражать современное состояние и перспективы развития образования, науки, техники и культуры.
Кафедры ежегодно обязаны представлять тематику ВКР. Студентам представляется право выбора темы квалификационной работы из общего перечня тем. Студент также может предложить свою тему с обязательным обоснованием целесообразности ее разработки.
Для руководства ходом работы и окончательного оформления текста ВКР студенту назначаются руководитель (соруководители), а в случае интеграции различных научных дисциплин – консультанты из числа профессорско-преподавательского состава университета. Руководителями ВКР студента также могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий.
Консультантами по отдельным разделам ВКР могут назначаться профессора и преподаватели вузов, научные работники и высококвалифицированные специалисты других учреждений за счет лимита времени, отведенного на руководство выпускной работы. Они консультируют, а затем проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.
Ассистент, имеющий стаж работы до 3 лет, имеет право руководить не более чем тремя ВКР.
ВКР могут руководить и преподаватели из числа доцентов и профессоров межфакультетских кафедр, по тематике, приближенной по содержанию к профилю кафедры.
Руководитель ВКР должен:
- корректировать в необходимых случаях тему, научный аппарат исследования, утверждать план работы студента;
- оказывать помощь студенту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;
- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные архивные материалы и другие источники по теме исследования;
- проводить консультации, назначаемые по мере необходимости;
- проверять выполненную работу (по частям и в целом).
ВКР может быть выполнена с учетом избранной студентом специализации, отвечать требованиям современной практики и содержать:
а) методологическое обоснование поставленной работы;
б) обзорно-аналитический материал, а также описание экспериментальной (исследовательской, проектной) работы или научно-теоретический анализ работы;
в) психолого-педагогический и методический аспекты разработки проблемы (для педагогических специальностей);
г) практические рекомендации (для работ прикладного характера).
Выпускающие кафедры должны разработать методические указания и обеспечить ими студентов до начала выполнения ВКР. В указаниях определяются обязательные требования к ВКР с учетом будущей специальности выпускника (цель, задачи, объем, структура ВКР и т.д.).
ВКР выполняется на основе глубокого изучения научной и учебно-методической литературы. В каждой ВКР должна быть разработана основная тема в соответствии с планом, одобренным кафедрой, в том числе отдельные современные, перспективные теоретические и практические вопросы. ВКР педагогической направленности должна иметь соответствующие педагогический, психологический, методический аспекты. По характеру исследования ВКР может быть: обзорно-аналитической; опытно–экспериментальной; проектной; научно-теоретической и др.
ВКР должна быть представлена к защите в печатном виде. ВКР должна содержать список использованной литературы по теме исследования, отвечающий современным требованиям библиографического описания с обязательным включением одного иностранного источника.
Окончательно оформленная ВКР представляется на экспертизу на выпускающую кафедру не позднее, чем за 5 недель до начала работы комиссии по ГИА с визой руководителя о допуске. В течение 10 дней эксперт, назначенный заведующим кафедрой, проверяет ВКР на соответствие требованиям по оформлению и содержанию, делает заключение о допуске студента к предварительной защите на заседании кафедры.
Каждая работа, подготовленная к защите, должна пройти проверку на плагиат. Доля оригинального авторского материала в целом по работе должна составлять не менее 50%, оригинальность III главы - не менее 70%.
В случае если эксперт не считает возможным допустить студента к предварительной защите ВКР, предоставляется возможность устранить замечания, после чего назначается повторная предзащита. Протокол заседания кафедры о допуске студента к защите представляется в деканат факультета.
ВКР, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию. Кроме отзыва руководителя на ВКР представляется внешняя рецензия, бланк рецензии представлен в Приложении 9. Студент составляет краткую аннотацию ВКР (Приложение 10) и предоставляет заявку от работодателя (Приложение 8).
Порядок защиты ВКР определяется Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ЗабГУ, утверждаемым ученым Советом университета. При оценке подготовки, выполнения и защиты ВКР используется оценочный лист (Приложение 11).