Красноярская торговая школа

26 сентября 1913 года в городе Красноярске состоялось открытие учебного заведения "коммерческого типа" – Торговой школы(85,с.12). Идея создания школы принадлежала Красноярскому Купеческому Обществу. В июне 1905 года купцы П.Ф. Иорданский, И.Т. Савельев и А.В. Телегин предложили передать часть капитала Купеческого общества на создание коммерческого училища, необходимого городу. Несмотря на одобрение, активной работы по реализации этого предложения не было довольно долго. Время от времени об этом вспоминали, но лишь в 1909 году теперь уже Городская Училищная комиссия обратилась к Купеческому Обществу с предложением совместно обратиться в Городскую Думу со следующим заявлением: "Имея в виду назревшую настоятельную потребность в открытии в г. Красноярске среднего учебного заведения с программой коммерческого или торгово-промышленного училища, Купеческое общество изъявило полную готовность пойти навстречу этому делу всеми средствами, какими оно будет располагать..."(85,с.1-2)

Городская Дума поддержала общественную инициативу и, создав специальную комиссию, ввела туда гласных А.П. Оносовского и А.И. Афанасьева. Комиссия, собравшись, приняла решение избрать председателем тогдашнего городского голову П.С. Смирнова.

Долго обсуждался вопрос - какому типу учебного заведения отдать предпочтение и, наконец, было сделано следующее заключение: "Ввиду того, что Енисейская губерния по характеру своей промышленности должна быть отнесена частью к губерниям горнопромышленным, комиссия высказывает пожелание, чтобы в программу коммерческого отделения были введены некоторые предметы из элементарного курса горных наук".(85,с.4)

Как это часто бывает и сейчас, это первое заседание на долгое время оказалось последним, и лишь в 1912 году уже Енисейский Губернатор уведомил Городского голову, что необходимо создать коммерческое заведение, "чтобы поднять низкий уровень купечества, ведущего торг с монголами, а также и приказчиков, лишённых нередко не только знаний, но и нравственных устоев".(85,с.5)

Получив одобрение и финансовую поддержку от Министерства торговли и промышленности, руководством города была начата подготовка к открытию торговой школы, в которую должны были принимать лиц обоего пола не моложе 12 лет. Почему отказались от открытия коммерческого училища? Комиссия объясняла это следующим: "В коммерческом училище курс продолжительностью от 7 до 10 лет, в торговой школе - от 3 до 5. В коммерческое училище поступают как в гимназию, в торговую школу - по окончании народной школы. Коммерческое училище доступно только для богатых, торговая школа для всего населения". Таким образом, мы видим, что просветительские, демократические подходы в комиссии доминировали и именно они решили исход дела.

Учебный план торговой школы был довольно насыщен: кроме Закона Божия и русского языка изучались геометрия, топография, отечественная история, коммерческая география, коммерческая корреспонденция, коммерческая арифметика, каллиграфия, монгольский и английский языки. В связи с тем, что в Красноярске не было двухклассных школ, организаторы приняли решение открыть подготовительные классы, чтобы дать возможность ученикам обычной начальной школы поступить в торговую школу.(85,с.7)

Финансирование школы осуществлялось за счёт министерства, Купеческого Общества, городской казны и платы за обучение, которая составляла 30 рублей с каждого ученика в год. Ежегодно от платы за обучение освобождалось от 20 до 40 беднейших учащихся. Был создан Попечительный Совет, который непродолжительное время возглавлял городской голова Павел Степанович Смирнов. Членами Совета были избраны ответственные и уважаемые люди города: Александр Порфирьевич Оносовский, председатель педагогического совета женской гимназии, Всеволод Афанасьевич Смирнов, преподаватель губернской гимназии, Александр Степанович Богданов, преподаватель духовной семинарии, Александр Васильевич Телегин, купец 11 гильдии, Василий Иванович Староверов, купец 11 гильдии. При открытии учебного заведения был отслужен молебен в Братской церкви, которая находилась рядом со снятым для школы помещением. Отец Василий Катанов, который затем был законоучителем в школе, обратился к учащимся с приветственным словом о том, что возлагается на них и что им предстоит пройти, чтобы они "могли бодро вступить на трудный жизненный путь с верою в Бога и всегдашней мыслью о будущей жизни". Школа не имела своего помещения, переезжала в связи с увеличением количества учащихся, а в годы первой мировой войны, когда все подходящие здания изымались для расквартирования войск, вообще ютилась в здании театра, что осложняло проведение занятий. Преподаватели жаловались: "Театральная труппа в том же театре и в то же время вела свои репетиции, причём эти репетиции сопровождались иногда игрой оркестра". Педагогический коллектив был озабочен улучшением практической подготовки учащихся. На этом же настаивал и Попечительский совет, члены которого выдвигали требование, чтобы выпускники как можно лучше были готовы к будущей службе. В связи с этим заслуживает внимания опыт проведения экскурсии для учащихся в мае 1915 года в промышленные пункты Минусинского уезда. Несмотря на финансовые трудности, вызванные войной, организаторы разработали интереснейший маршрут: от Красноярска до Минусинска на пароходе, затем на лошадях на Черногорские угольные копи В.Баландиной, медные рудники "Юлия", "Улень", затем на золотой прииск "Богодарованный" и на курорт "Озеро Шира".

Целью экскурсии было ознакомление учащихся с Минусинским промышленным районом, с производством там предметов потребления. Проезд на пароходе был представлен бесплатно акционерным обществом пароходства. Директора общества Н.Н.Гадалов и В.И.Канаков сочувственно отнеслись к этому мероприятию, и, несмотря на большой наплыв пассажиров, представили для экскурсантов плацкартные места в лучшей части парохода и отдельно. Попечительский совет разослал во все населённые пункты ходатайства об оказании содействия в организации экскурсии и руководитель группы П.Коротков отмечал: "Экскурсию везде встречали сочувственно, везде предоставляли бесплатные помещения, давали необходимые советы" Для учащихся всё было интересно. Многие из них впервые совершали подобное путешествие. Все они вели дневники, в которые записывали свои наблюдения. На пристанях они беседовали с местными жителями о промыслах, видах трудовой деятельности в данной местности. В Минусинске они ходили на мельницу Пашенных, где, спускаясь и поднимаясь в разные отделения, "проследили за ходом зерна". Здесь же учащиеся познакомились с пимокатным производством. В настоящее время этот промысел почти забыт, поэтому интересно будет ознакомиться с его описанием, сделанным одним из экскурсантов: "Из небольшого сарая, к которому мы подошли, невыносимо разило запахом заквашенных овчин и отбросов производства. При осмотре нам пояснили, что прежде, чем заквасить овчину, её мочат, потом сушат. После сушки овчины мездрят, т.е. соскабливают с внутренней стороны при помощи литовки(косы) кусочки мяса, сал, которые ещё находятся на коже. После этого овчину квасят. Закваска состоит из хлеба, соли и воды. Потом овчину снова сушат и снова чистят и, наконец, отправляют в красильню, где сначала белят, а потом чернят. Окрашенную овчину чистят кирпичём, и овчина готова. Обделанная овчина отправляется в шубную мастерскую, где после кройки становится шубой. В пимокатной мастерской шерсть первым долгом поступает в трепальную машину. Несколько маленьких валиков вертится вокруг большого вала, шерсть превращается в пух и прямо падает на пол, откуда мастер берёт её на особые столы. На разостланную тряпку шерсть разбрасывают тонким слоем и, свернув тряпку, катают руками. Образуется, таким образом, тонкая пластинка, которой мастер придаёт форму, похожую на пим. Нас удивил первоначальная величина такого пима. Величина его была в длину полтора аршина, а величина ступни поларшина, и каково было наше удивление, когда мы узнали, что этот пим будет годен только для пятилетнего ребёнка. Оформленный, немного скатанный пим складывается вчетверо, завязывается верёвкой и кладётся в чан, где кипит вода, немного разбавленная серной кислотой. В чану пим лежит часов 7-8, после чего вынимается и катается на железном пруту зубчатой скалкой.

Работу в это время нужно производить как можно быстрее, дабы не остыть катанку. Поэтому мастер часто кладёт катанок обратно в чан. После валяния на пруту в пим вталкивают колодку и катают его на зубчатой пластинке".

В Минусинске учащиеся осмотрели Мартьяновский музей, ходили на опытное поле. Всё запланированное было выполнено.(85, с.47-60)

Именно решение Попечительского Совета послужило отправной точкой для организации практики на складах купца П.Е.Шмандина, который сам ознакомил учащихся с учётом наличности мануфактурных товаров на складах. Учащиеся, распределённые по группам, занимались фасовкой и учётом товаров. Практика продолжалась 4 дня и преподаватель И.Демченко докладывал: "Учащиеся опережали меня утром, и я их заставал уже за работой". По окончании практики П.Е.Шмандин передал учащимся 50 рублей и "просил распределить их, присовокупив, что он знает по своему личному опыту, насколько приятен и памятен в жизни первый заработок".(85,с.60-61)

Первый выпуск Торговая школа произвела в 1916 году 28 мая. Аттестаты были вручены 15 выпускникам.(85,с63)

Попечительский совет занимался организационными вопросами, обеспечивавшими нормальное функционирование школы: от ходатайств перед Министерством торговли и промышленности о финансировании до приобретения школьной мебели, введения в учебный план английского языка, найма помещения для школы, освобождения от взносов за учение малоимущих учеников, введения преподавания Закона Божия для учащихся римско-католического вероисповедания, вознаграждения преподавателей за исправление письменных работ, установки телефона, проводки электричества в помещении школы и т.д. (85,с.14-19)

В Торговой школе проводилась активная воспитательная работа, в том числе, организовывались благотворительные акции. В 1915 году, например, проводился театрализованный вечер в пользу детей-беженцев. Для исполнения учащимися были выбраны отрывки из различных спектаклей, в том числе, из “Женитьбы” Н.В.Гоголя. Местная пресса отметила, что “программа вечера была разнообразна и проведена интересно; публики было много”.(85,с.62-63)

Таким образом, мы видим, что профессиональное образование в Красноярске зарождалось с инициативы деловых людей города и поддерживалось как местной, так и центральной властью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: