Введение. Дисциплина«уголовно-исполнительное право» является общепрофессиональной дисциплиной национально-регионального компонента

Дисциплина « Уголовно-исполнительное право» является общепрофессиональной дисциплиной национально-регионального компонента.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значения, для применения уголовно-исполнительного законодательства,

- правовые отношения, возникающие в сфере исполнения уголовных наказаний.

Выпускник должен знать:

- предмет, метод, систему и задачи уголовно-исполнительного права, его взаимосвязь с другими отраслями права;

- сущность правоотношений, возникающих при исполнении наказаний, особенности взаимодействия субъектов указанных отношений;

- права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных отношений;

- специфику контроля за уголовно-исполнительной деятельностью;

- основные международные стандарты пенитенциарной деятельности.

Выпускник должен уметь:

- толковать и применять уголовно-исполнительное законодательство;

- обеспечивать его соблюдение в деятельности государственных органов, юридических и физических лиц;

- юридически правильно оценивать факты и обстоятельства, возникающие при исполнении уголовных наказаний;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, касающихся исполнения уголовного наказания;

- давать квалифицированные заключения и консультации по вопросам применения уголовно-исполнительного законодательства;

- принимать соответствующие закону правовые решения;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений при исполнении уголовного наказания, определять степень юридической ответственности виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина явля­ется неотъемлемым элементом полноценного профессионального высшего юридического образования. Знание основ уголовно-испол­нительного права, использование их для целей борьбы с преступно­стью, общей и индивидуальной профилактики преступлений, за­щиты интересов личности, общества и государства необходимо для освоения не только специалистам правоохранительных органов, но и юристам судебных органов, а также специалистам сферы социального управления.

С момента введения Уголовно-исполнительного кодекса в действие прошло почти пятнадцать лет, однако не все закрепленные в нем положения нашли свою реализацию. Ряд иных факторов, обладающих признаками детерминант преступности, произошедшие изменения в обществе, предъявляют новые требования к уголовно-исполнительному законодательству, как средству воздействия на преступность.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, происходящее в настоящее время связано как с оптимизацией законодательства, приведением его в соответствие с потребностями общества и принятыми Россией международными обязательствами, так и с изменением структуры органов исполнения наказания, введением в действие механизмов исполнения всех видов наказаний, закрепленных в уголовном законодательстве.

Современным уголовно-исполнительным законодательством существенно изменены и дополнены права и обязанности осужденных, скорректирован порядок исполнения наказаний.

Сокращены сроки наказания в виде лишения свободы, по исте­чении которых осужденные могут быть освобождены условно-дос­рочно с заменой неотбытой части наказания более мягким наказа­нием, переведены в колонии поселения из колоний общего и строго­го режима. В отношении осужденных женщин, имеющих детей, кроме тех, которые осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, теперь может применяться отсрочка отбывания наказания до дости­жения ребенком четырнадцатилетнего возраста, которая может быть предоставлена и отцу, воспитывающего ребенка без супруги.

Министерством юстиции РФ принят важнейший нормативный правовой акт — Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Министерством юстиции Российской Федерации приказом от 30 июля 2001 г. № 224 и согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Этот документ без преувеличения можно назвать основным ведомственным актом, регламентирующим деятельность исправительных учреждений. Утвержден целый ряд инструкций по отдельным направлениям работы исправительных учреждений. Наиболее значимыми из них являются Инструкция по охране исправительных учреждений и Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправи­тельных колониях. Принят закон обо общественном контроле за местами заключения и содержания под стражей, введены практически все виды наказаний и планируется введение нового – принудительных работ.

Все существенные аспекты деятельности по исполнению наказаний, находят свое отражение в программе курса Уголовно-исполнительного права.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами курса "Уголовно-исполнительное право Российской Федерации" дости­гаются следующие цели[1]:

- познавательная: усвоение материала по курсу Уголовно-исполнитель­ного права позволяет студентам ознакомиться с наиболее важными воп­росами уголовно-исполнительной политики нашего государства, поряд­ком и условиями исполнения всех видов уголовного наказания, существу­ющими гарантиями прав человека при отбывании наказания, положени­ями международных правовых актов в сфере исполнения наказания и об­ращения с осужденными;

- практическая: приобретение навыков практической реализации норм права, умения анализировать законодательный и теоретический материал;

- воспитательная: во взаимодействии с другими изучаемыми дисцип­линами способствовать формированию у студентов позитивного отно­шения к закону, правильного правосознания;

- мировоззренческая: становление правового мышления во взаимодей­ствии с другими изучаемыми отраслями права. Уголовно-исполнитель­ное право, как и иные отрасли, способствует формированию верных це­левых установок поведения. Оно не только дает сумму практических ре­комендаций, но и оказывает влияние на стиль мышления человека, ос­мысление собственных позиций, определение промежуточных и конечных целей деятельности.

В результате изучения уголовно-исполнительного права студент дол­жен получить представление о:

- влиянии исторических событий, социально-экономических измене­ний в обществе на развитие пенитенциарной науки и практики, на разви­тие законодательства;

- влиянии международного сообщества, выработанных им критериях обращения с осужденными на развитие национального законодательства;

- изменениях в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, ко­торые произошли в России за последнее десятилетие;

- значимых процессах развития уголовно-исполнительных правоот­ношений в настоящее время, специфике их анализа и оценки с позиции системного подхода.

В процессе обучения студент должен усвоить:

- предмет уголовно-исполнительного права как науки, ее место в сис­теме правовых знаний, соотношение с другими отраслями права, в част­ности, с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, крими­нологией;

- содержание понятий, используемых в уголовно-исполнительном за­конодательстве;

- основные методы уголовно-исполнительного права;

- сущность и основные направления развития уголовно-исполнитель­ной теории и законодательства;

- формы, содержание и результаты международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, в том числе и в рамках исполнения на­казаний;

- основную литературу по изучаемому курсу.

Дисциплина "Уголовно-исполнительное право Российс­кой Федерации" тесно связана с рядом иных уголовно-правовых дисциплин.

Прежде всего уголовно-исполнительное право базируется на основных положениях уголовного права, которое определяет основание уголовной ответственности, формы ее реализации, специфику и сущность уголовного правоотношения. Необходимым условием применения наказания является судебное решение, принимаемое в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, основные положения которого нужно "освежить" при изучении определенных тем курса. Тесно связано уголовно-исполнительное право и с положениями криминологии, в которой в настоящее время выделяют новое направление – криминопенологию, посвященную проблеме преступности в процессе исполнения наказаний.

В силу указанных факторов, студент должен стремиться к усвоению уголовно-исполнительного права, как к завершению картины установленного законодательством Российской Федерации, механизма реализации уголовной политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: