Способный согласовывать практически несовместимые понятия

В другой книге, посвященной основателю национал-социализма (Prenom: Adolf. Nom: Hitler), немецкий историк Вернер Мазер (Werner Maser) писал: "Гитлер рассматривал свои функции Фюрера и канцлера Райха, политику и политическую власть исключительно как средства для реализации своих артистических идей". Прежде чем стать оратором, политиком, солдатом, вождем партии или полководцем - продолжает он - Гитлер был (или хотел быть) в первую очередь художником. Ценности, определяющие его мировоззрение были "эстетическими" ценностями. Высшей целью политической акции для него было не реализация общего блага, но "тотальное" действие, в котором наиболее мрачные идеи красоты соединялись с жесточайшей жаждой величия.

Именно в этом, утверждает Фест, Гитлер проявил себя как "нечеловеческая личность, способная без малейшего признака морального конфликта согласовать совершенно несовместимые понятия".

Разве не сумел он, выражаясь словами друга его детства Августа Кубичека (August Kubizek), "спокойно повернуть вспять тысячелетия"?

В 1909-1910 гг., во время своего пребывания в Вене, "городе финикийцев" ("гибельных радостей"), как он выразился в "Mein Kampf", Гитлер жил в атмосфере своих картин и чертежей. Несколько его работ, написанных с натуры - говорит Мазер - "отмечены печатью выдающегося таланта". Позднее, на фронте он пишет акварели.

Его любимые немецкие художники в то время - Карл Шпитцвег (1808-1885) и Эдуард Грютцнер (1846-1925). Но выше всего он ставит греко-римскую скульптуру. Даже по достижению вершин власти, живопись, скульптура, архитектура и музыка по-прежнему остаются его глубочайшей страстью. В январе 1942 г. он заявил:

- Политика для меня лишь средство. Многие говорят, что мне крайне сложно хотя бы на день отказаться от той активной жизни, которую я веду сегодня. Они ошибаются. Войны приходят и уходят. Остаются лишь культурные ценности.

Старый акварелист Вены, наизусть знавший планы Парижской Оперы и никогда не устававший слушать Вагнера, он вкладывал столько же страсти в архитектуру и искусство, как и в военные операции или управление Государством. Однажды, когда один из его подчиненных обсуждал цену скульптуры, он прервал его одним словом:

- Для мастера никогда не бывает слишком дорого!

"Иногда - пишет Вернер Мазер - казалось, что Гитлер выбрал путь политика с единственной целью реализовать свои гигантские, неизмеримые архитектурные проекты". Действительно, такие архитекторы как Пауль Троост, Пауль Глайзлер, Альберт Шпеер в своих беседах с ним обращались к нему как к "коллеге".

Французский посол Андре Франсуа-Понсе (Andre Francois-Poncet) писал, что в некотором смысле, Адольф Гитлер напоминал ему Людвига II Баварского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: