Чтобы деят-ть считать ведущей, она должна учитывать 3 признака: развивать личность, психич. функции, внутри ведущей деят-ти созревает следующая.
УД-это деят-ть по решению учебной задачи (Эльк-Дав.).
Структура по Эльк.:
учебно-позноват. мотивы (мотив самоутвердиться, мотив хорошей отметки);
учебные задачи
составляющие их учебные операции;
действие контроля и оценки.
Ведущие мотивы учебной деятельности - учебно-познавательные (такие побуждения, которые обеспечивают активность ученика в деятельности): любознательность, познавательный интерес, стремление к самостоятельности в познавательной деятельности и др.
УЗ тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению новыми способами действия (Нр: выучить стих - не УЗ; научиться учить стихи-УЗ). Принятия школьниками УЗ «для себя» и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Решается задача через учебное действие.
|
|
При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделировании этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.
Не менее важное значение, по мнению В.В.Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Поэтапное формирование умственных действий – выдвинутое Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий.
Этапы:
1 - формируется мотивационная основа действия (создать у ученика потребность).
2 - составляется схема ориентировочной основы действия, кот дает представления о способе его выпол-я. Появл-ся в совм.деят-ти уч-ля и уч-ка. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
3 – формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).
4 – внешнеречевого действия; содержание ООД отражается в речи (в громкой, письменной).
5 – внутренней речи (формирование действия во «внешней речи про себя» происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи).
|
|
6 – выпол-е действий в умств.плане (речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат – предметное содержание действия).
УД изначально организуется учителем, потом совместно, далее ученик – субъект. Развиваются кач-ва субъекта (активный, самост, инициат, ответственность)
В УД развиваются новообразования, происходит качественно-новый скачок. Все функции становятся произвольными (происходят от воли). Нр: что-нибудь запомнить – приложить усилия. (непроизв-е – происходит само)
Итогом развития учебной деят-ти является: произвольность и осознанность всех психич. процессов; внутр.план действий; рефлексия (≠рефлекс)-самоанализ, самооценка. Отслеживание новых достижений и происшедших изменений. Не умел-умею, был-стал, не мог-могу – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, кот осуществляет это изменение самого себя.
Конечная цель УД – задача, направленная на собственное изменение.
Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством – усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности.
ВОПРОС № 3 (4)