Возникновение индустрии туризма относится к XIX в. Оно было подготовлено всем ходом предшествующего развития и явилось результатом дальнейшего углубления общественного разделения труда, обособления организаторской и посреднической деятельности.
Ранние сведения об организации поездок и посреднических операциях в сфере путешествий сохранились с времен Древнего Рима. В Императорский период государственные службы, профессиональные объединения людей, а также частные лица) оказывали помощь в подготовке путешествий. Особую роль играла римская государственная почта. Ее специализированные подразделения выдавали служебные «паспорта», разрешительные и иные сопроводительные документы в дорогу, содержавшие путевую информацию и правила пользования услугами почтовых станций и постоялых дворов. Начатки организаторской и посреднической деятельности прослеживаются также в работе римских коллегий. Они объединяли людей по роду занятий и среди прочего оказывали им поддержку в путешествиях. Были и «частные советчики», которые делились собственным опытом странствий с теми, кому предстояло отправиться в путь.
|
|
После падения Римской империи организаторская и посредническая деятельность в сфере путешествий свертывается на долгие десять столетий. Лишь в XV в. она возрождается в связи с расширением торговых отношений и паломничества.
В XVII—XVIII вв. появляются предприимчивые люди, оставившие заметный след в истории путешествий. Одним из них был Теофраст Ренодо. Он родился во Франции в 1586 г., освоил многие виды занятий: практиковал в качестве лекаря, наладил издательское дело, а также открыл специализированные конторы путешествий, куда каждый желающий мог обратиться за советом. Широкой известностью пользовалось его заведение «Золотой петух», включавшее банк, художественную галерею, службу сдачи вещей внаем и своеобразное бюро путешествий, которое предлагало помощь в подготовке и осуществлении путешествий с разными целями.
В XVIII в. в Европе получает распространение предпринимательская деятельность по организации групповых путешествий в сопровождении проводника. Россия также приобщалась к этому процессу. В 1777 г. содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш поместил в приложении к газете «Московские ведомости» «План предприемлемого путешествия в чужие край». Опираясь на собственный опыт пребывания за границей, он намеревался собрать небольшую группу молодых дворян для путешествия по Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Его план предусматривал посещение университетов, ознакомление с искусством и постановкой фабричного дела в этих странах. Продолжая традиции образовательных путешествий петровских времен «за моря в науку», В. установка газового оборудования на автомобиль симферополь Генш придавал подобным поездкам большое познавательное значение и рассматривал их как средство воспитания добродетели у молодежи на благо отечества.
|
|
XIX в. был продолжением эпохи одиночек энтузиастов-предпринимателей с богатым личным опытом путешествий. На рубеже столетий сложившиеся подходы в организации путешествий развивал Джованни Галиньяни. Итальянец по происхождению, он в 1790 г. обосновался в Париже. После возвращения из вынужденной эмиграции в Англию Дж. Галиньяни открыл в 1800 г. книжную лавку и при ней «Зал встреч» для бесед на разные темы, в том числе для обмена опытом путешествий. Кроме того, он издавал вестник, в котором ввел рубрику «Дневник путешественников», а в 1815 г. организовал в Париже коллективное путешествие преимущественно для английской публики.
Конец XVIII — начало XIX в. были отмечены подъемом переселенческого движения из Европы на Американский континент. На волне эмиграции в крупных европейских городах возникли многочисленные частные конторы. Они оказывали помощь отправляющимся за океан и тем самым вносили организующее начало в этот в общем стихийный процесс. Хотя конторы специализировались на переселении, а не на классических (туристских) путешествиях, их работа имела большое значение для развития организаторской и посреднической деятельности в сфере отдыха.
К началу XIX в. эта деятельность приобретает характерные особенности и становится самостоятельным видом занятий. Однако первичные предпринимательские формы могут считаться лишь прообразом будущих туристских фирм, отличающихся разнообразием и комплексностью обслуживания путешественников. Тогда для их появления еще не созрели необходимые исторические предпосылки. Они складываются в XIX в., в эпоху экономических, технологических, социальных, политических потрясений. Это было время промышленных переворотов, радикальной структурной перестройки экономики и формирования индустриального общества. Исторический переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к крупному машинному производству фабрично-заводского типа осуществлялся благодаря техническому прогрессу и сопровождался глубокими изменениями в организации производства, что в свою очередь имело решающее значение для становления туристского бизнеса.
Промышленный переворот с технической точки зрения состоял в механизации ручного труда и представлял собой сложный, долговременный процесс научных открытий, изобретений, внедрения различных механизмов и машин в горной и обрабатывающей промышленности, на транспорте. Создание в 1784 г. универсального парового двигателя привело к появлению совершенно новых видов транспорта - пароходного и железнодорожного, послужив мощным стимулом к активизации туристского обмена.
Промышленный переворот с организационной точки зрения означал налаживание фабричного производства с характерными для него более глубоким разделением общественного труда и полным контролем капитала над процессом труда. Переход к фабричной системе двойственным образом сказался на развитии туризма. С одной стороны, она утверждала в высшей степени организованный и дисциплинированный труд. Был установлен нормированный рабочий день, введены ежегодные отпуска в результате переговоров профсоюзов и работодателей; со временем наемные работники добились роста реальной заработной платы. Тем самым складывались предпосылки потребительского рынка туризма. С другой стороны, распространение принципов фабричной организации производства на сферу путешествий означало превращение туризма в индустрию и формирование массового рынка туристских предложений.
|
|
Индустрия туризма берет начало с деятельности Томаса Кука — английского священника и предпринимателя, основателя первой туристской фирмы. Т. Кук родился в Мелборне (Англия) в 1808 г. Он рано приобщился к труду, сменил много профессий. Был членом баптистской общины, проповедником, неистовым борцом за трезвый образ жизни. Стремясь расширить движение за воздержание от употребления спиртных напитков, он организует массовое публичное мероприятие — первое коллективное путешествие по железной дороге для его сторонников. 5 июля 1841 г. 570 человек из Лестера на специальном поезде совершили поездку в соседний город Лафборо для участия в работе очередного съезда активистов Обществ трезвости южных графств Средней Англии. Значение этой непродолжительной поездки в развитии организаторской и посреднической деятельности в туризме трудно переоценить. Она ознаменовала начало новой эры путешествий, показав широкие возможности железнодорожного транспорта для массовых перевозок пассажиров.
Поездка была тщательно спланирована. Т. Кук обратился в правление Мидлэндской железной дороги и, как человек известный и уважаемый, получил кредит на проведение этого неординарного по тем временам мероприятия. Он арендовал поезд, договорился о перевозке, культурной программе и питании «друзей трезвости», продумал их встречу и проводы, напечатал и распространил рекламные плакаты и пригласительные билеты. Подготовительная работа заняла около двух недель. Все предоставляемые услуги Т. Кук оценил в один шиллинг, сделав их доступными небогатым людям.
Поездка получила широкий резонанс. Вернувшихся домой участников встречала толпа горожан с оркестром, плакатами и салютом. С этого времени организация и проведение туров становятся смыслом жизни Т. Кука. К концу жизни он создал туристскую империю. Ее деятельность включала разработку маршрутов путешествий и реализацию туров, издание путеводителей и периодической туристской литературы до выпуска и обслуживания дорожных чеков, обмен иностранной валюты и проведение иных банковских операций. Компания «Томас Кук и сын» имела филиалы и представительства в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Австралии и Индии. Благодаря ему национальная индустрия туризма возникла в ряде стран мира, в частности в Египте. Пожалуй, наиболее точно вклад Т. Кука в развитие туризма выражен в краткой и емкой надписи на скромной надгробной плите на кладбище его родного города Мелбурн: «Не made the world travel easier» (Он облегчил путешествие по миру).
|
|
Деятельность Т. Кука имела решающее значение для становления современной индустрии туризма как самостоятельной отрасли экономики. По определению, отрасль экономики представляет собой «совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги и удовлетворяющих однородные потребности людей». Важнейший признак отрасли — наличие особого, характерного для нее продукта. Для индустрии туризма таким продуктом стал пэкидж-тур, созданный и реализованный Т. Куком: он скомплектовал и предложил потребителю набор туристских услуг по транспортировке, размещению, питанию, развлечениям, сопровождению и др. в пакете по единой цене. В этом состояла его главная заслуга. Появление пэкидж-туров означало коренной перелом в сфере путешествий.
Т. Кук положил начало массовому организованному туризму, в котором особая роль отводилась посреднику в лице турфирмы. С открытием его конторы оформилась организационная структура туристского рынка. Фирма Т. Кука выступила в качестве цементирующего ядра индустрии туризма. Она связала воедино отдельных поставщиков туристских услуг (транспортные компании, средства размещения, предприятия питания и развлечений) и замкнула весь этот комплекс на потребителе (туристе). Проверенная временем, такая структура и сегодня остается основой мирового туристского бизнеса.
Наконец, Т. Кук способствовал утверждению новых принципов и форм организации предпринимательской деятельности в туризме. Впервые работа бюро путешествий стала строиться на большом обороте, крупных объемах выпуска туристских продуктов и экономии на масштабах производства. Т. Кук заключал договоры с транспортными компаниями, хозяевами гостиниц и ресторанов о предоставлении оптовых скидок на обслуживание туристских, групп. Это позволяло ему удерживать цены на пэкидж-туры на низком уровне, тем самым расширяя рынок сбыта за счет привлечения клиентов с очень ограниченными финансовыми возможностями. Благодаря этим инновациям туризм превратился в высокодоходный вид бизнеса. Состояние Т. Кука оценивалось в 3 тыс. ф. ст., а при Дж. Мейсоне, продолжившем дело отца, за семь лет оно возросло до 660 тыс. ф. ст.
Т. Кук имел немало последователей первоначально в Англии, а затем и в других странах. Появляются первые конкуренты в лице Генри Гейса, основавшего собственное бюро путешествий. Во второй половине XIX в. в Англии разворачиваются туристские конторы «Пикфордс тревел сервайс» и «Фрейме туре». В Германии история современного туризма начинается в 1842 г. с деятельности Йоханеса Ромингера. В США в 1848 г. Уильям Харден по примеру конторы Т. Кука создает бюро путешествий, которое со временем превратилось в «Америкэн Экспресс» — гиганта американской туристской индустрии.
Во второй половине XIX в. волна открытий туристских фирм захлестнула Европу. В 1868 г. в Берлине приступило к работе «Карл Штанген Райзебюро». В 1874 г. Альфонс Лубен основал первое бюро путешествий во Франции, Максимилиан Киари — в 1878 г. в Италии, Жозеф Думоли — в 1893 г. в Бельгии, Альфред Куони - в 1908 г. в Швейцарии.
Россия также не осталась в стороне от этого процесса. В 1885 г. в Петербурге Леопольд Липсон учредил «Предприятие для общественных (груповых) путешествий во все страны света». Значительный вклад в развитие международного туризма в России внесла созданная в 1908 г. экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний, которая направила в 1908— 1913 гг. в Германию, Швейцарию, Великобританию, Японию и другие страны мира свыше 7 тыс. человек, в том числе 4,5 тыс. учителей.
Расцвет организаторской и посреднической деятельности в туризме приходится на послевоенный период, когда он превратился в массовое общественно значимое явление, катализатор социально-экономического роста многих стран и регионов. В это время в индустрии туризма складывается адекватный новым условиям посредническо-сбытовой аппарат. С углублением разделения труда обособляются организаторы туров и одновременно оптовые торговцы ими — туроператоры и розничные торговцы турпродуктами — турагенты. Более разнообразными и сложными становятся каналы доведения турпродуктов до конечных потребителей — туристов.
Дальнейшее развитие шло по пути наращивания посредническо-сбытового аппарата индустрии туризма. Росло число туроператоров и турагентов, увеличивались объем продаж и оборот турфирм, а также число лиц, занятых в этом секторе индустрии туризма. Происходило укрупнение турфирм посредством их объединения и формирования монополистических структур с поделенными зонами влияния на туристском рынке. Распространенной стала практика работы турфирм под чужим брендом в составе мощных конгломератов с участием банковского, торгового и промышленного капиталов. Одновременно усиливались диверсификация и специализация организаторской и посреднической деятельности в туризме. Ускорялись инновационные процессы, связанные с переходом на новые формы обслуживания клиентов, системы продаж, информационной поддержки, резервирования турпродуктов. Мировая индустрия туризма вступала в стадию зрелости.