Существуют различные способы группировки массива информации, сравнение массива информации и его структуры со схожими массивами, наблюдение изменения показателей за период времени.
Это так называемые формализированные методы анализа, основанные на математических зависимостях.
Но. Учитывая, что определенное явление не только уникальная система, с своим уникальным (пусть и схожим) набором признаков, но и система, которая постоянно эволюционирует, изменяется. То методы, основанные на исторических зависимостях, могут и регулярно дают ошибки.
Например, в СМИ полно материалов экономических экспертов, которые делают выводы на основе изменения отдельного показателя (цены нефти, курса валюты, цены водки) или сравнивают две страны (сложнейшие системы, неразрывно связанные с другим миром) по одному— двум показателям. Это в корне неверно. И не несет абсолютно никакой информации для принятия решения обывателем или специалистом.
Многофакторный анализ многомерных систем оценивает конкретную ситуацию (конъюнктуру) здесь и сейчас. Звучит сложно и если делать анализ перебором всех известных доступных факторов, то сложность и длительность, конечно, реализуется на практике.
|
|
Например, при анализе кредитоспособности юридических лиц банки с традиционным смешанным подходом (и математические методы и суждения) могут проводить анализ и полгода, а мнение аналитика может выглядеть как труд на полсотни листов. А есть способы решений «за один день».
Выходом есть вычленение значимых факторов, которые определяют рамки поведения системы, и возможную смену таких факторов в будущем. То есть анализ ключевых факторов системы.
Источник и качество информации для проведения оценки события
При наличии понимания объекта анализа и методики его оценки и только тогда будет ясно, какая информация нужна, какие возможные источники, как оценивать пригодность информации для использования в анализе.
В социальной структуре общества основной информацией поступающей к человеку есть не личные наблюдения, а информация от других членов общества, которая описывает опыт социума, обозначая угрозы или декларируя преимущества.
Массовую информацию можно разделить на две огромных канала:
1) Средство изложения нужной модели поведения — Группа-Индивидуум.
Без такой информации априори было бы невозможно общество. Суть общества — наличие схожих моделей поведения, культуры. Чем тверже формализированы модели поведения, — тем монолитнее и мощнее социальная группа. Сравним случайный набор людей в метро и матросов боевого крейсера.
Соответственно медиа-пропаганда, культура, религия являются образователями социальных групп и доводят решения, прежде всего, выгодные группе. Причем Индивидуум так или иначе не способен уклониться от массовой модели поведения и более того полное уклонение ему не только выгодно (белую ворону заклюют), но и невозможно (даже на необитаемом острове).
|
|
2) Средство изложения информации выгодной для внушения в процессе конкурентной борьбы. Индивидуум агрессор — Индивидуум цель.
Все члены общества находятся в непрерывной конкурентной борьбе и распространение дезинформации является старейшим инструментом в такой борьбе.
Возможно выделить такие характерные принципы общедоступной, популярной, и соответственно информации не имеющей ценности для индивидуума в принятии своего решения в рамках социально допустимых социальных стереотипов:
- Распространяется по чьей-либо конкретной инициативе.
- Несет выгоду инициатору и каналу распространения.
- Является субъективным суждением.
- Обобщена и маловозможна к проверке, не исчерпывающая.
- Описывает негатив или другими способами имеет другую повышенную эмоциональную привлекательность для массового читателя (картинки, красный шрифт, сексуальность, прочее).
Ввиду этого можно смело отметать массовые каналы коммуникаций, как исключительный источник в принятии решений: коммерческое ведение деятельности СМИ предполагает наличие оплаты за размещение информации; массовость аудитории и размер вознаграждения стимулировали выработку: серьезной теории пропаганды чего-либо, привлечения внимания, трансляции эмоциональной оценки, формирование видимости достоверности и возможности проверки данных.
Это как СМИ, так и любые публичные данные (например, статистика от государств), «правдивые» интернет— ресурсы, «точная» информация в сарафанном радио и прочее.
Использовать такую информацию возможно только для оценки мероприятий проводимых возможным инициатором распространения и оценки его мотивов, его игры. Один из основных приемов: контент-анализ.
Для принятия решений в быту (а я использую и в работе при оценке кредитного риска) рекомендую такие источники:
- Тематические форумы и неформальное общение специалистов, энтузиастов.
- Прямая или косвенная инсайдерская информация, полученная по косвенным наблюдениям.
- Интервью с лидерами отраслевых ассоциаций, успешными практиками.
- Региональные СМИ с целевой аудиторией локальных общин.
- Отраслевые СМИ с целевой аудиторией специалистов отдельной отрасли.
- Тематические презентации (например, на SlideShare).
- Личное общение с успешным практиком в интересующей отрасли.