Результаты террора

VI. Результаты Т. Указанным целям совершенно не соответствовали достигнутые системою Т. результаты. Не только не сбылись мечты о пересоздании французского народа по морально-культурному типу, измышленному последователями Руссо и Мабли, но остались совершенно бесплодными все усилия французских левеллеров. Не к уравнению состояний привел Т., а лишь к насильственному их перемещению в руки спекулянтов, дельцов и пособников Т. Ничего не выиграли и крестьяне от эпохи Т., а многие из них пострадали от максимума и от реквизиций: эпоха Т. осталась в их памяти лишь как "пора плохих ассигнаций и большого труса". Часть парижского пролетариата нашла себе заработок в революционной армии и в революционных комитетах, но это был заработок скудный и временный и притом сопровождавшийся страшной нуждой для рабочего населения. Принудительные меры правительства времен Т. так парализовали промышленность и торговлю, что оно могло лишь с величайшими усилиями и жертвами поддерживать в Париже прежнюю цену на хлеб. Хлеба было так мало, что задолго до зари, в холодные зимние ночи, тысячи матерей и жен, плохо одетых, выстраивались в необозримые ряды перед дверями булочных и других лавок; многим приходилось возвращаться домой с пустыми руками или от изнурения выступать из рядов. Апологеты Т. утверждают, что он был необходим для спасения Франции. Кине, страстный поклонник революции, возразил на это: "Упрямая иллюзия террористов - в том, что они взывают к успеху, чтобы оправдать себя перед потомством. На самом деле лишь успех мог бы оправдать их. Но где же он, этот успех? Террористы были поглощены эшафотом, который они соорудили; республика не только погибла, но стала ненавистна, контрреволюция победоносна, деспотизм заступил место свободы, за которую целый народ клялся умереть. Это ли успех? Сколько раз еще будут повторять бессмыслицу, что гильотина была необходима для спасения революции, которая не была спасена?". Якобинские историки указывали на военные успехи Франции и утверждали, что Т. спас Францию от иноземцев. И это - иллюзия: ее спасла молодая, вышедшая из народного ополчения патриотическая армия, а не Т. Победа французов при Гондшутене в Бельгии произошла 8 сент. 1793 г. до организации полного Т., а победоносный генерал Гушар был казнен террористами за то, что пощадил военнопленных; 16-го октября была одержана победа при Ватиньи, за 6 недель до законов 14-го фримера. Самые террористы, напр. Каррье, признают, что после ноября 1793 г. Т. был уже не нужен. Террористы внесли в войну и в политику тот же дух насилия и деспотизма, которым проникнуто было их внутреннее управление. Их войны были, по справедливому замечанию Сореля, таким же проявлением гордыни и властолюбия (guerres de magnificence), как и войны Короля-солнца. Историками Т. до сих пор недостаточно отмечен моральный результат его: он не пересоздал французского народа в том смысле, как надеялись Робеспьер и Сен-Жюст, но произвел переворот в настроении и образе мысли французов: влияние его в этом отношении метко охарактеризовано одним из современников и участников Т. - якобинцем Бальёлем в самом конвенте после 9 термидора: "Т. сокрушал все умы, давил на все сердца; он составлял силу правительства, а она была такова, что многочисленные обитатели обширной территории как будто утратили все качества, отличающие человека от скотины. Казалось, что в них осталось лишь на столько жизни, сколько правительству было угодно им предоставить. Человеческое я не существовало более; индивидуум превратился в автомат: ходил, возвращался, мыслил или переставал мыслить, сообразно с тем, как его толкала или вдохновляла общая тирания". А вот слова другого свидетеля, коммуниста Бабефа, по поводу закона 14 фримера: "Республика должна была бы в этот день покрыть себя траурным крепом и кипарисом - она обрекала свои департаменты всем затеям произвола и всем страстям кучки людей, которые пришли в опьянение от полновластия, переданного в их руки; она увидела деспотизм замаскированный и прикрытый трехцветным плащом, который вдали от конвента дозволял себе все, что может внушать безумие. Вместо законного порядка, установленного народом, республике пришлось подчиниться воле нескольких людей, т. е. полной (parfaite) тирании, самой полной, какая когда-либо существовала". Ввиду этого прав Кине, по словам которого, несомненный результат Т. заключался в том, что он создал des bourgeois ranges et des citoyens l â ches (выражение Токвиля). Этот моральный переворот сопровождал собою политический переворот, совершившийся в конце столетия, и служил ему опорою. Т. в высшей степени содействовал перелому, происшедшему в революции и резко разделившему обе ее половины. Замечательно, что одному и тому же человеку было суждено дать лозунг обеим этим эпохам. Аббат Сиейс, который своим предложением депутатам третьего сословия провозгласить себя национальным собранием провозгласил принцип народовластия, дал формулу и новому порядку вещей, приведшему к империи, своим тезисом: la confiance vient d'en bas et le pouvoir vient d'en haut. На этом тезисе была построена новая конституция, которою воспользовался Наполеон. Террористы первые усвоили себе этот принцип; их господство послужило переходом от народовластия в смысле свободы, из которого исходила революция, к власти над народом, которою она окончилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: