Формирование ценностей в детях несколькими источниками, учитывая возрастной период

Источники ценностей

1. Первая группа в возрасте от 1 до 7 лет: источником ценностей этого периода является семья и доказательством этого являются слова Пророка: «Каждый младенец рождается с врожденным чувством (фитра) – а его родители же в последствии делают из него христианина, иудея или огнепоклонника». Из этого, становится ясно, что именно семья в первые семь лет оказывает большое влияние на воспитание ребенка. И если ребенок воспитывался правильно, то и результаты будут хорошими, если же воспитание было плохим, то и результаты будут плохими, и ребенок выйдет в общество не благочестивым. В этом периоде необходимо уделять особое внимание положительному формированию ребенка и отдалять от негативного. Как например, когда говорит отец сыну: ты лентяй, ты неорганизованный, ты глупый, ты дурак, ты бестолковый, ты неудачник, ты ничего не добьешься в жизни; и мало говорит позитивных слов, которые бы вдохновляли ребенка как например: ты умный, ты организованный, ты способный.
Доктор Ташерид Гильметез в своей книге «Что ты говоришь, когда разговариваешь сам с собой» описал наблюденья, о среднестатистической семье, о том, что в течении первых восемнадцати лет воспитания ребенка ему говорится больше 148000 тысяч раз – «нельзя», «не делай этого», и в то же время только 400 раз говорятся позитивные слова.
2. Вторая группа в возрасте от 7 до 14 лет: источником ценностей этого периода является не только семья, но школа и друзья. И надо заметить, что влияние друзей и учителей становится сильнее влияния родителей со стороны просвещения и воспитания. Поэтому родителям крайне необходимо постоянно контролировать мысли детей и их просвещение. Ввиду этого родителям необходимо стремится быть образцом поведения, и это поспособствует убеждению их детей. А также обращаться за помощью к друзьям или учителям в формировании некоторых ценностей, если сами не смогли сформировать их в детях. Такое поведение не должно беспокоить и тревожить родителей и им незачем жаловаться, что дети в чем-то начинают не слушаться их и они уже не могут оказывать прежнего влияния на детей, поскольку это естественное поведение для этого возраста. Ибо именно в этом периоде влияние друзей и учителей увеличивается над влиянием родителей. Однако это не должно является причиной бездействия, напротив необходимо продолжать выполнять свои обязанности в прививании и формировании духовной, нравственной, гуманной и материальной ценностях в детях и не уклоняться от воспитания детей перелаживая это на других. Этот период требует от родителей воспитания их детей и практикования детьми шариатских обязанностей, таких как молитва, пост и другие поступки исходящие из акыды. А если же, родители проявляют упущение в вопросе воспитания ребенка, то это является грехом перед Аллахом. Сказал Пророк: «Каждый из вас пастух, и каждый будет спрошен за свою паству…, женщина - в доме своего мужа, и она будет спрошена за свою паству…» (Его приводит абу Дауд (2928) от ибну 'Умара, да будет доволен ими Аллах). Так же сказал Али «Играй с сыном своим до семи лет, затем воспитывай семь лет, затем будь другом семь лет, а после этого оставь его». То есть, первые семь лет прививаются (формируются) ценности ребенку путем игры, затем, следующие семь лет прививаются ценности (понятия и убеждения) путем обучения и дисциплинирования при этом используя помощь специалиста (в области воспитания детей) и учителей для влияния на ребенка.

3. Третья группа в возрасте от 14 до 21 года: источником ценностей этого периода является общество, то, есть средства информации, школа, университет, друзья, система правления и исполнение ее законов. На сегодняшний день большинство молодежи проводят около 39 часов в неделю возле телевизора. Мало того, увидев любимого певца или актера, начинают подрожать ему, даже тогда когда поведение актера или певца является порицаемым. Как, например, появление певицы с оголенным животом, и что же в этом такого?! А после этого, в ту же неделю около 50 тысяч девушек оделись подобным образом. А также, большинству преступлений, совершенных подростками, послужила причина просмотра фильмов по телевизору и в кинотеатрах на эту тему.
Несомненно, на сегодняшний день мы живем в большой несовместимости и противоречиях. Исламская семья стремится привить Исламские ценности и понятия своим детям, однако как только выходит ребенок в общество сталкивается с противоречащими ценностями. Как, например, светские ценности, отделение религии от жизни, так какая же обязанность родителей в этом положении?
Обязанность родителей, с одной стороны, сконцентрировать свое усердие в разъяснении испорченных ценностей и ошибочных понятий, которым подвергаются дети в школе и через различные средства информации, а также неоднократное повторение о противоречии этих ценностей Исламским. С другой стороны обязанность родителей, сотрудничать вместе с мусульманами, работая для изменения общества, изменяя его коренным образом для возобновления Исламского образа жизни. Нельзя родителям ограничиваться только своим домом, убеждая тем самым, самих себя в отсутствии силы для изменения общества, потому что это приведет родителей и детей к наказаниям ада. Поэтому, мы родители, должны прилагать все свои усилия на пути обеспечения лучшей жизни для детей и наше стремление не должно ограничиваться только для этой жизни, напротив, для этой жизни и последующей, для нас и наших детей. Обязанность на отцах и матерях работать над возобновлением Исламского образа жизни, изменяя правящие системы на Исламскую систему правления, для защиты себя и детей от противоречий и противоборств, несчастий в этой жизни и последующей. Сказал Аллах тааля:

" و من اعرض عن ذكري فان له معيشة ضنكى"
А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь
" يا أيها الذين آمنوا قوا أنفسكم وأهليكم نارا وقودها الناس والحجارة"
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни.

Приоритеты ценностей

[/b][/b]

Существует различия среди людей при определении приоритетов ценностей, которые необходимо им реализовывать. В тот момент, когда сталкиваются две ценности друг с другом, а времени хватает на выполнение лишь одной из них, то как определить критерий, к которому необходимо обратиться в выборе ценности требуемой для выполнения.
Не правильным, является вынесение решения на основе разума так, как он подвержен влиянию окружающей среды и обстоятельств, а также человеку присущи качества нуждаемости, неполноценности и немощности, и естественно вынесенное решение на основе разума будет соответствовать этим качествам. Действия или вещи на которые выносит решения человек - красиво или некрасиво, отрицательно или положительно, желаемое или не желаемое исходит из его желания или нежелания этой вещи, а также на решение человека влияет получение или не получение пользы и вследствие этого выносятся противоречивые решения. Например, в случае когда человек видит выгоду в коком либо деле то, оно нравится ему и он считает его красивым и позитивным, а если испытывает неприязнь, то описывает его негативными качествами в результате этого люди становятся жертвами путаницы и замешательства в своих решениях. И естественно, что это все отражается на детях, которые попадают под влияние путаницы родителей. Единственно правильным методом в определении приоритетов ценностей будет обращение к Исламу, который ниспослал Аллах людям, так как Он, Господь, знающий природу человека и то в чем нуждается он.

الا يعلم من خلق وهو اللطيف الخبير
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий?»

[/b][/i] (Сура Власть:14)
Законы Аллаха совершенны и в них нет несоответствий, противоречий, замешательств и на них не оказывает влияние окружающая среда и обстоятельства.
В Исламе нет постоянного, неизменного преобладания одних ценностей над другими, иногда требуется осуществление гуманной ценности над духовной ценностью. Например, когда мать выполняет молитву, а ребенок в этот момент подошел к огню, а она при этом продолжает выполнять молитву, что бы лишь после ее окончания убрать ребенка от опасности. И это положение может привести ребенка к беде, поэтому необходимо матери сразу же прервать молитву и убрать ребенка от источника опасности.
А также иногда преобладает материальная ценность над духовной ценностью. Пришло, что Умар ибн Хаттаб, проходя мимо группы поклоняющейся Аллаху в мечети, в то время когда остальные люди расходились, что бы приступит к работе. Умар спросил: Кто вы? Они ответили: Мы уповающие. Тогда Умар ибн Хаттаб побил их палкой, сказав: Напротив, вы нахлебники. Неужели вы не знаете, что не падает с неба золото и серебро.
Однако в большинстве случаев духовная ценность преобладает над материальной ценностью. Сказал Аллах тааля:

يا ايها الذين آمنوا اذا نودي للصلاة من يوم الجمعة فاسعوا الى ذكر الله وذروا البيع ذلكم خير لكم ان كنتم تعلمون
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали»

[/b][/i](Сура Собрание:9)
Более того, духовная ценность преобладает над гуманной и материальной ценностями вместе взятыми.

قل ان كان آباؤكم وابناؤكم واخوانكم وازواجكم وعشيرتكم واموال اقترفتموها وتجارة تخشون كسادها ومساكن ترضونها احب اليكم من الله ورسوله وجهاد في سبيله فتربصوا حتى يأتي الله بامره والله لا يهدي القوم الفاسقين
Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей» (Сура Покаяние:24)

[/b][/i]

Важность диалогов (обсуждений) и советов

[/b][/b]

Это правила поведения, о которых, родителям необходимо договориться между собой. Одним из них является откровенное обсуждение мнений друг друга, которое помогает прийти к максимальному согласию, так как узнав мнение каждого и найдя точки соприкосновения и точки различия родители могут вынести решение, которое существенно приблизит их взгляды. А также обсуждение темы должно подкрепляться достоверной информацией из авторитетного источника, что также поможет прийти к максимальному согласию. Тоже необходимо родителям постоянно разговаривать со всеми теми, кто имеет отношение к ребенку, как, например дедушка, бабушка, сестра, воспитатели об их целях и планах касательно детей.


Важность участия детей при составлении правил поведения

[/b][/b]

Каждый раз, при составлении и исправлении правил для ребенка, родителям необходимо побуждать и привлекать ребенка к участию в этом, потому что это способствует послушанию родителям и меньшему возражению им. К примеру, правило поведения, игра с куклой и игрушками должна происходить только в детской комнате, и не должна переходить в гостиную. Или, к примеру, правила катания на велосипеде, которые родителям необходимо разъяснить и согласовать с ребенком, что бы он не выезжал на проезжую часть дороги, а катался только во дворе дома. Следовательно, ребенку необходимо хорошо знать указания родителей, что бы он смог их объяснить каждый раз, когда был бы о них спрошен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: