Назидание и поучение

Сказал Аллах тааля: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом». Юсуф 111
Слово العبرة «Поучение» образовано из глагола عبر «толковать, объяснять», то есть فسر «разъяснять, толковать, комментировать», а слово العابر это тот, кто смотрит на вещь или что либо другое. Также слово المستعبر это тот, кто сравнивает что то с чем то.
Сказал Аллах тааля в откровении: (فاعتبروا يا اولي الابصار)
«Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением!» Собрание 2. То есть смотрите и размышляйте над наказанием, которое постигло еврейские племена «Надыр»и «Курайз», сравнивая свои поступки с их поступками и извлекая урок из наказания которое их постигло.
Благородный Коран принес множество историй для того, чтобы человек изучив их извлек урок с целью сравнения своих поступков с поступками личностей описанных в них, а так же принятия правильного решения.
Поэтому родителям необходимо рассказывать детям истории и побуждать их связывать свое поведение с поведением этих личностей, для того чтобы ребенок смог бы самостоятельно выносить решение относительно своего поведения.
К примеру, рассказ воспитателя об Ибрагиме и приказе Аллаха принести в жертву собственного сына Исмаила мир им и о том как они поспешили исполнить божественное повеление. После чего, необходимо что бы дети сравнивали свои поступки с поступками Ибрагима и Исмаила мир им и спросили самих себя: «Спешим ли мы к исполнению приказов Аллаха, несмотря на их трудность и тяжесть или проявляем упущение, оправдывая это тем, что Аллах милостивый и милосердный?
Также при рассказе о Юсуфе мир ему, детям необходимо сравнить свое поведение с поведением Юсуфа мир ему и спросить самих себя: «Противостоим ли мы всем соблазнам, которые призывают к хараму? Исполняем ли мы призыв к Исламу, приказываем ли мы одобряемое и запрещаем ли мы порицаемое при любых обстоятельствах? Относимся ли мы почтительно к своему брату и не проявляем ли мы к нему ненависти, не ищем ли мы возможности отмстить ему несмотря на степень его плохого поступка? Если у нас способность планировать, руководить и выполнять наилучшим образом?
Слово العبرة «Поучение» включает в себя смысл - урок и назидание. Сказал Аллах тааля: «Мы уже ниспослали вам ясные знамения, и притчу о тех, которые миновали до вас, и назидание для богобоязненных» Свет: 34

Назидание - это напоминание человеку о последствии его дел, то есть напоминание ему о наказании и вознаграждении, которое смягчает сердце человека и является сутью назидания. Сказал ибн Саид: «Назидание – это твое напоминание человеку о вознаграждении или наказании, которое смягчает его сердце».
Назидание – это напоминание и устрашение, то есть речь, влияющая на человека. Другими словами это обращение к чувствам человека в тот момент, когда ему дается мысль, то есть обращение к чувствам вытекающим из инстинктов человека, что поможет преобразованию мысли в понятие, которое в свою очередь будет влиять на поведение. Для этого используются истории, так как именно они обладают качествами исправлять глубоко укоренившиеся понятия.
Наилучшим примером этого было обращение Мухаммеда к юноше, который пришел к пророку с просьбой разрешить ему прелюбодеяние. В ответ на это Пророк обратился к его ревностным чувствам касательно чести и достоинства сказав: «Желаешь ли ты этого для своей матери?», на что юноша ответил: «Конечно нет, о Посланник Аллаха» и продолжая посланник сказал: «Так же и люди не желают этого для своих матерей», затем спросил: «Желаешь ли ты этого для своей сестры», на что юноша ответил: «Конечно нет, о Посланник Аллаха» и продолжил посланник: «Так же и люди не желают этого для своих сестер» и Пророк не переставал перечислять женщин близких к нему, а юноша отвечал: «Конечно нет, о Посланник Аллаха». Затем Пророк погладил юношу по груди и прочитал за него мольбу. После чего он ушел ненавидя прелюбодеяние, тогда как до этого оно было самым желаемым делом.
Этот способ также используется и в Коране. Вначале разъясняется шариатский хукм в каком либо вопросе, а затем происходит обращение к их чувствам, напоминая о вознаграждении и наказании, рае и аде со всеми видами их милостей и мучений, описывая все образы и чувства.
Сказал Аллах тааля: «Те, которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств, которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло». Гром 20:22
После того, как им был разъяснен требуемый шариатский хукм, происходит обращение к их мышлению и чувствам, вытекающим из их инстинктов.
Сказал Аллах тааля: «Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель! Гром 22:24
Родителям необходимо обращаться к чувствам детей при возложении на них, каких либо обязанностей. К примеру, когда родители побуждают детей к уважению и послушанию, то им необходимо рассказать о вознаграждении того, кто наилучшим образом относится к родителям, при этом используя истории на эту тему.
Или же другой пример, когда требуют от ребенка выполнения молитвы или поста. В этом случае необходимо рассказывать о великом вознаграждении в последующей жизни и то, что этим будет доволен Аллах и родители, а это является залогом успеха его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: