ТЕМА 3
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1 Содержание и структура стратегического плана
3.2 Портфельные модели анализа стратегий
Вопрос 3.1 Содержание и структура стратегического плана
Стратегическое планирование можно определить как процесс моделирования будущего. Это сложный и трудоемкий процесс, предполагающий поиск альтернативных вариантов развития и выбор лучшего из них.
Стратегическое планирование осуществляется высшим руководством компании и предполагает принятие решений, обеспечивающих реализацию миссии компании и достижение ее целей. Стратегическое планирование является составляющей общего процесса планирования на предприятии (первые 6 этапов).
Анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования свидетельствует о том, что содержание и структура стратегического плана могут существенно варьироваться. Рассмотрим основные разделы стратегического плана.
Раздел 1
Корпоративная миссия и цели деятельности предприятия,
|
|
Миссия – это главная цель деятельности компании. Она объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития.
Миссия должна быть краткой и понятной. В ней рекомендуется указывать:
§ потребности, которые компания собирается удовлетворить;
§ или продукты, которые она будет производить,
§ рынок, на котором компания будет позиционироваться;
§ ключевые технологии, которые будут использоваться.
Миссия показывает то, чем данная организация полезна окружающему миру. Она является основой для построения стратегического плана. Вместе с тем, она накладывает определенные ограничения на направления деятельности компании при анализе альтернатив развития.
В среде российского менеджмента существует 2 устойчивых, но недостаточно корректных утверждения.
Во-первых, многие российские менеджеры считают, что миссия - вещь не очень нужная и формулировать ее совсем не обязательно. За рубежом такой подход считается неприемлемым.
Второе устойчивое убеждение заключается в том, что очевидной миссией компании является получение прибыли.
На самом деле это в корне не правильно. Прибыль – это внутренняя проблема компании. Безусловно, это очень важная цель, но для ее достижения необходимо удовлетворять какую-то внешнюю потребность. Именно поэтому компания должна анализировать внешнюю среду, анализировать потребности потребителей, поведение конкурентов, наличие товаров заменителей.