(разработана консалтинговой компанией McKinsey)
В матрице McKinsey СБЕ- ы рассматриваются в качестве кандидатов с точки зрения получения дополнительных инвестиций.
В модели McKinsey каждая ось координат рассматривается как ось многофакторного измерения.
По оси Y отмечается интегральная оценка привлекательности отраслевого рынка,
а по оси X - относительное (конкурентное) преимущество СБЕ на соответствующем рынке.
При определении привлекательности рынка учитываются такие показатели как:
емкость рынка,
темп роста рынка,
доходность рынка,
уровень конкуренции на рынке,
входные выходные барьеры,
эластичность спроса,
сезонные колебания,
государственное регулирование.
При оценке этих показателей может быть использована шкала от 1 до 10.
Чтобы получить интегральную оценку привлекательности, каждому показателю присваивается весовой коэффициент, соответствующий значимости этого показателя для руководства компании и той роли, которую играет этот показатель в выборе стратегии. Сумма всех весов должна быть равна 1,0.
|
|
Интегральная оценка привлекательности рассчитываются путем умножения каждого показателя привлекательности на соответствующий весовой коэффициент.
При определении относительного преимущества СБЕ учитываются:
качество продукции,
доступ к финансовым ресурсам,
технологические инновации,
известность торговой марки и т.д.
Каждая ось координат условно делится на три части. Таким образом, матрица состоит из девяти клеток.
В матрице выделяются три области стратегических позиций:
1. область победителей,
2. область проигравших,
3. средняя область.
Для позиции, которая условно названа Победитель 1, характерны:
наивысшая степень привлекательности рынка и
высокие относительные преимущества.
Стратегия организации, находящейся в такой позиции, должна быть нацелена на защиту своего положения с помощью дополнительных инвестиций.
Для позиции с условным названием Победитель 2 характерны:
высшая степень привлекательности рынка и
средний уровень относительных преимуществ организации.
Стратегической задачей является определение своих сильных и слабых сторон, а затем осуществление инвестиций с целью извлечения максимальной выгоды из сильных сторон.
Организациям, занимающим позицию Победитель 3 необходимо:
определить наиболее привлекательные рыночные сегменты и инвестировать именно в них;
увеличивать объемы производства,
добиваться увеличения прибыльности своей деятельности.
Наивысший приоритет для инвестирования характерен для СБЕ, попадающих в области Победителей.
|
|
СБЕ, попадающие в три клетки в нижнем левом углу матрицы, называют Проигравшими. Инвестиции в них должны быть ограничены или вообще остановлены.
СБЕ, попадающие в клетки, расположенные по диагонали называют «пограничными». Они могут как расти, так и сокращаться.
СБЕ-ы попадающие в поле «ВОПРОС» имеют две альтернативны дальнейшего развития.
Первый вариант – это переход в победители за счет развития сильных сторон организации. Второй вариант – это падение в проигравшие.
Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадрантов матрицы, могут быть сформулированы следующим образом:
Победители – стратегия «Инвестирование и рост»,
Средняя область – «Избирательность»,
Проигравшие – «Сбор урожая и уход с рынка».